Чего хочет ребенок? Как подобрать секцию и кружок для детей. Тест "какой кружок мне подходит" Как узнать какой ребенку кружок нужен

По мере взросления ребенка каждый родитель сталкивается с вопросом его разностороннего развития. В наши дни существуют студии, кружки и секции на любой вкус и кошелек. Как сделать оптимальный выбор с учетом возраста, увлечений и склонностей конкретной личности, АиФ.ru рассказала психолог Мария Ефимова.

Время пришло

Наталья Кожина, АиФ.ru: Мария, с какого возраста надо приобщать ребенка к кружкам и секциям?

Мария Ефимова: Психологи рекомендуют возраст 5-6 лет. Это оптимальное время, когда ребенок готов учиться, слушать взрослого и повторять «как надо». До этого же позволяйте малышу самореализоваться в своих творческих стремлениях: рисовать что-нибудь своё, петь, придумывать истории.

— Как понять, что нравится вашему ребенку, и вовремя направить его усилия в нужное русло?

— В раннем возрасте интересы ребенка только начинают зарождаться, поэтому вопрос, что ему нравится, а что нет, не решит проблемы. Большинству детей нравится заниматься самыми разными делами. Более явная склонность к какому-либо направлению проявляется только в подростковом возрасте.

До этого правильным будет такой подход: старайтесь развивать своего ребенка во всех направлениях. Пусть он попробует и лепку, и танцы, и какой-либо вид спорта, и игру на музыкальных инструментах, и шитье мягкой игрушки, и рисование. Подобное разнообразие поможет понять его склонности. Наблюдайте за своим ребенком в процессе игр — возможно, вы заметите ярко выраженную способность к чему-то особенному.

Представьте, перед вами список: виндсерфинг, вейкбординг, скрапбукинг (оформление вручную фотоальбомов, — ред .) — и у вас пытаются узнать, что из перечисленного вам нравится больше? Но вы просто не знаете, что значат эти слова! Именно понимание того, что стоит за каждым понятием, и поможет дать ответ. Следовательно, чтобы разобраться в склонностях своего ребенка, нужно сначала познакомить его с разными видами деятельности и дать в них поучаствовать.

— Что делать, если ребенок вообще не хочет ничем заниматься?

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, почему подобное происходит. Возможно, ребенок просто не знает, что ему там может быть интересно, или у него нет опыта общения в коллективе. В любом случае, заставлять малыша идти туда, куда вы считаете нужным, — ошибка, которая травмирует его психику.

Следует помнить, что бывают социально активные дети и те, которые комфортно себя чувствуют в привычной обстановке, в окружении знакомых людей. Чтобы не нанести психическому развитию ребенка непоправимый вред, не стоит насильно выводить его «в люди», вовлекать в игры или занятия. Процесс социализации должен быть мягким и постепенным. Вы можете договориться прийти в студию и посмотреть, чем занимаются детки, и если ребенок заинтересуется — принять участие. Возможно, для малыша важно, чтобы во время занятий мама была рядом, а не сидела в коридоре.

Главный постулат: посещение кружка должно приносить ребенку удовольствие!

Не хочу, не буду

— Стандартная ситуация для многих детей: ребенок сначала с азартом чем-то увлекается, а спустя несколько занятий говорит, что ему не нравится ходить в выбранную секцию. Стоит ли уговаривать его остаться там?

— Во-первых, стоит разобраться, почему ребенок изменил свое мнение. Поговорите с ним об этом в спокойной обстановке, узнайте, в чем причина: что-то не получается, не нравится руководитель кружка, задирают другие дети или сами занятия проходят вяло? Вполне может оказаться, что ваш малыш опережает основную группу в развитии, и предложенные задания недостаточно сложные, чтобы вызывать интерес — следовательно, он начинает скучать.

У ребенка школьного возраста обязательно спрашивайте, в какой кружок или секцию ему хотелось бы пойти, не записывайте просто по своему выбору. Помните, нет «правильных» или «неправильных» занятий творчеством. Не стоит заставлять ребенка посещать какую-либо студию только потому, что «все наши знакомые туда ходят» или «это престижно».

Выяснив причину, родители должны или разрешить проблему, или выбрать другое место для занятий. Если ребенок категорически против продолжения учебы, то не стоит заставлять его. Лучше договориться с ним о посещении последнего занятия, чтобы окончательно понять, будете ли вы туда ходить или стоит поискать другой кружок.

— Бывает так, что ребенок очень хочет заниматься, например, балетом, но педагоги уверены, что у него нет для этого способностей. Нужно ли идти на поводу у специалистов, чтобы избежать дальнейших разочарований?

— С одной стороны, наличие таланта — прямой путь к достижению значимых успехов в выбранной области. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг высот, заниматься ему следует тем, к чему не просто лежит душа, но и есть предрасположенность. К тому же, если способностей нет, то в престижные школы и студии ваше чадо вряд ли возьмут, как бы велико ни было желание. Но это относится лишь к тем секциям, где изначально необходимо обладать определенными навыками.

С другой стороны, показательна история знаменитого Карузо , которому в детстве учитель пения сказал, что у того нет голоса. И лишь вера матери в его талант помогла мальчику поверить в свои силы и продолжить занятия. Она сказала: «Не слушай никого. Ты поёшь, как самый прекрасный соловей в мире. Я это точно знаю!».

Ребенку очень важна поддержка родителей. Если он хочет танцевать — пусть танцует, даже если ему не хватает пластики. Да, не факт, что он станет знаменитым танцором, но, по крайней мере, будет счастлив — а это гораздо важнее!

— Какое количество кружков и секций оптимально?

— Их может быть столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас — денег. Главное не теряйте контакт с ним. Перегруженный ребенок становится вялым, сонным, теряет инициативу и интерес к жизни. Обязательно следите за состоянием и настроением своего малыша. Насколько он бодр и активен, хватает ли у него времени на игры? Тревожный звонок — если учителя жалуются, что ребенок спит на уроках, или вы замечаете, что он отказывается играть даже дома, потому что слишком устал и хочет отдохнуть.

Да, всестороннее развитие ребенка — это хорошо и правильно. Но оно должно идти рука об руку с заботой о его физическом и психологическом здоровье!

Детский психолог рассказал, какие способности у ребенка развивать в первую очередь и куда отдать малыша, если суперспособностей две

Современные родители стараются водить ребенка на всевозможные занятия с нежного возраста. Но нередко вопреки ожиданиям подрастает апатичный ребенок с комплексом отличника и со слабым здоровьем из-за перегруженности.

  • Как ребенок видит мир в первый год жизни . Видео

Сколько же кружков оптимально? В какой отдавать прежде всего, если ребенок подает надежды в нескольких сферах?

«Существует восемь главных направлений развития. Как правило, человек — в частности ребенок — талантлив в одном-двух из них, — говорит Валерия Загар, детский психолог, педагог школы раннего развития. — Выявить такие можно с помощью теста (см. ниже. — Авт.). Отвечайте на вопросы «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов).

Наибольшее число утверждений в той или иной области указывает на явные способности в ней. Если между двумя сферами с максимальным числом утверждений разница — два и более балла, то меньший из них пиком считать нельзя. Если пиков все же два, то есть два варианта действий. Первый: в этот год вы отдаете ребенка в секцию, которая будет развивать самую пиковую сферу, а на следующий — добавите секцию по второму пику. Второй вариант: вы записываете ребенка в кружок, где он сможет проявить способности из двух пиковых сфер одновременно (см. таблицу. — Авт.).

  • Украинки рассказали, почему досрочно выходят из декрета

Каждый год проходите тест заново и меняйте кружки, если пиковые наклонности изменились. Учтите: в любом возрасте секций должно быть не более двух. А до трех лет занятия возможны, только если они проходят в игровой и творческой форме».

Музыкальные дарования (М)

1. Любит ходить в места, где звучит музыка, просит включить музыкальные клипы и песни.

2. Сразу запоминает мелодию, а при ее звуках начинается двигаться в такт.

3. Поет с эмоциями, выражая свое настроение, потому одна и та же песня выходит по-разному.

4. Напевает мелодии, которые сам сочинил.

5. В гостях, где есть музыкальный инструмент, первым делом бежит к нему поиграть. Просит включить на ПК симуляторы музыкальных инструментов.

Технические способности (Т)

1. Не оставляет без внимания любые машины и механизмы.

2. Если его машинка или мамин миксер сломался, он хочет сам его отремонтировать, бежит за отверткой и просит разрешения разобрать и «починить».

3. Разбирает старые игрушки, берет детали от них и пытается собрать новый «аппарат».

4. Схематически рисует приборы, прорисовывая их детали.

5. С интересом рассматривает картинки авто или приборов в журналах и просит объяснить, как работает тот или иной механизм.

Научный интерес (Н)

1. Воспринимает абстрактные понятия, легко объединяет предметы в группы по признакам.

2. Может четко выразить свою мысль, а чтобы запомнить чужую, отображает ее схематически.

3. Делает выводы и находит свои объяснения различным ситуациям и явлениям.

4. Любит собирать разные коллекции и конструировать.

5. Если его изобретения высмеяли или они не удались, ребенок не опускает руки и не теряет интерес к другим «выдумываниям».

Артистический талант (А)

1. Если не может выразить свою мысль словами, начинает активно жестикулировать, показывать движениями, у него хорошо получается играть на публику.

2. Если пересказывает чьи-то слова, подражает интонации и голосу.

3. Любит выступать на утренниках, а дома декламирует стихи и поет песни перед «зрителями».

4. Любит передразнивать.

5. Ценит красивую одежду и замечает обновки у знакомых.

Интеллектуальный дар (И)

1. Легко запоминает длинные стихи.

2. Задает обдуманные и обстоятельные вопросы.

3. Жалуется, что среди сверстников ему неинтересно, скучно и предпочитает общение с детьми постарше.

4. Расчетлив, обладает чувством собственного достоинства.

5. Наблюдателен, замечает любые изменения и эмоционально на них реагирует.

Спортивная ловкость (с)

1. Не боится упасть и получить синяк, отличается среди сверстников смелостью.

2. Легко даются все спортивные игры, а для того чтобы научиться кататься на роликах или играть в футбол, достаточно один раз объяснить ему правила.

3. На улице ему интересно даже просто бегать, а дома он скачет, несмотря на позднее время.

4. Даже после активных занятий ребенок не жалуется на усталость и готов продолжать бегать до бесконечности.

5. С увлечением смотрит спортивные состязания, и у него может уже быть любимый спортсмен.

Литературная одаренность (Л)

1. Пересказывая ситуацию, ребенок придерживается сюжетной линии, не теряет основную мысль и не переключается на другую тему, даже если его перебили.

2. Рассказывая реальную историю, ребенок приукрашает ее, добавляя свои детали.

3. Любит использовать в своем разговоре эмоциональные слова. Например, рассказывая о младшем братике, ребенок называет его малышом или карапузом.

4. Его рисунки всегда очеловечены: рисуя солнышко, он дорисует ему рот и глаза, а соседского пса изобразит в сапогах и шляпе.

5. Любит сочинять стихи или придумывать рассказы о своей жизни.

Художественный гений (Х)

1. Любит не рассказывать, а рисовать или лепить свои эмоции.

2. Его рисунки не шаблонны: постоянно появляются новые герои и предметы, которые раньше он не рисовал.

3. Любит смотреть на картины, засматривается на пейзажи. А рассвет, закат, радуга — вызывают у ребенка восторг.

4. В свободное время сам берет в руки краски, пластилин, карандаши или делает аппликации.

5. Любит создавать предметы интерьера, декорировать одежду и обижается, если его ваза из папье-маше или брошь из бисера не используются.

Инфографика "Вестей"

Все родители хотят, чтобы их дети развивались физически, духовно и интеллектуально. Для этой цели существуют различные кружки и секции, но бывает, что ребенок неохотно посещает занятия или вообще отказывается на них ходить. Может быть, дело в неправильности вашего выбора? Ведь руководствоваться в первую очередь надо интересами ребенка и его темпераментом, а не решать самому, в какой кружок отдать ребенка. Попробуем определить, какому типу какие виды занятий подходят.

Кружок для ребенка в соответствии с типом темперамента

  • Флегматик. Это спокойный, уравновешенный ребенок, способный подолгу чем-то заниматься, скажет вам любой психолог . Для него не годятся виды деятельности, требующие скорости и быстроты реакции. Мальчикам подойдут такие виды спорта, где необходима выдержка и упорство – легкая и тяжелая атлетика, фехтование, верховая езда. Они с удовольствием будут посещать технические кружки. Девочкам понравится аэробика, легкая атлетика, танцы. И тех и других наверняка заинтересуют музыкальные занятия или рисование.
  • Меланхолик. Ребенок впечатлительный и ранимый, с развитыми эмоциональными чертами характера. Им лучше избегать «соревновательных» видов спорта. Мальчикам и девочкам интересно будет заниматься в кружках типа «умелые руки». Занятия в театральном кружке придадут уверенность и помогут преодолеть боязнь публичных выступлений.
  • Холерик. Им интересно все. Быстро увлекаются, но и быстро теряют интерес. Выберите для ребенка (независимо от пола) те виды спорта, где требуется преодоление себя, есть азарт и соревновательность.
  • Сангвиник. Покладистый и рассудительный, но не умеет планировать время и забывчив. Мальчикам подойдут командные виды спорта, девочкам – танцы, гимнастика и плавание. Иностранные языки, кружок журналистики или фотографии – лучший выбор для такого ребенка.

Ну и не забудьте поинтересоваться мнением и желанием своего ребенка при выборе кружка по интересам.

Не можете определиться — выбирайте две ;) Из какой чашки вы предпочитаете пить чай или кофе?Выберите одну - и узнайте, что это говорит о вашем характере.

№ 1.

Вы экстравагантны, общительны и позитивны. Вы видите в людях только хорошее, и от этого вам самим хорошо.Вы любите животных, фильмы и интересные беседы. Наверное, вам интереснее общаться с друзьями и близкими, чем искать романтические приключения.

№ 2.

Вы предпочитаете качество количеству и во всём цените классику. Вы - деликатный человек, который не любит, когда привычная рутина нарушается. Вы выглядите самоуверенно, но на самом деле у вас низкая самооценка.Вы мудры, умны и любите всё контролировать. Вам стоит быть осторожными, потому что иногда вы доверяете тем, кто этого не заслуживает. Вы любите хорошие беседы, которые вдохновляют других.

№ 3.

Вы любите быть полезными другим. Вы успешны на работе, где организовываете и планируете встречи и отпуска. Но дома всё иначе.В личной жизни вам сложно найти равновесие, и вы часто нервничаете. Вы стремитесь всё контролировать, но для этого нужно найти баланс. Вам стоит уделять больше времени глубоким размышлениям над жизнью.

№ 4.

Вы вечно куда-то спешите. Вам постоянно не хватает часов в сутках. Вы не любите оставаться наедине со своими мыслями, поэтому всё время стараетесь себя чем-то занять.

Вы очень дисциплинированы, но вас следует задуматься, чего вы на самом деле хотите от жизни. Чаще общайтесь с людьми, которые вас вдохновляют. Притормозите и насладитесь чудесным миром вокруг!

№ 5.

Вы задумчивы и добры, но вам не хватает в жизни эмоций. Вы не знаете, какие у вас цели в будущем, но уверены, что хотите приносить пользу. Вам нужно понять, что приносит вам счастье.

Для вас важны люди и особенно животные. Вы любите жизнь и цените отдых, но вам надо полюбить и свою работу тоже. Вам необходимо чувствовать себя нужными и ценными.

№ 6.

Вы - трудолюбивый и переменчивый человек, который не любит проявлять свои чувства. Вы уверены, что можете изменить мир. В общении свами многие ценят вашу простоту.

Вы ищите смысл жизни в печалях, потому что придаёте им большее значение. Но на самом деле депрессия и несчастья не делают вашу жизнь глубже, так что откажитесь от них.

№ 7.

Вы часто переживаете, поэтому стараетесь заранее всё распланировать, чтобы избежать сюрпризов. Вы живёте поверхностной жизнью, не заглядывая вглубь вещей. Серьёзные отношения вас пугают.

Не бойтесь следовать за своими мечтами и интересами! Найдите то, что вам радует. С вашей способностью к эмпатии вы очень проницательны.

№ 8.

Вы - нервный и загадочный человек, полный новаторских идей. Вы очень изобретательны, и это помогает вам воплощать свои смелые видения в жизнь.

Вы глубокомысленны, преданны делу и склонны к интроверсии. С интеллектом у вас всё в порядке - вам стоит научиться доверять своей интуиции и найти источник вдохновения.

№ 9.

Вам нравится, когда вас любят и боготворят. Ваш идеальный день включает в себя умные разговоры, хорошие книги, новые знания и любимую музыку. Вы всегда вежливы, что придаёт вам особенную силу.

Вам хочется прославиться своими достижениями, но эгоистичные порывы иногда вредят вашему имиджу. Любить себя - это правильно, только не за счёт других. Оглянитесь вокруг и поймите, что кроме вас в жизни есть ещё много чего интересного.

№ 10.

Вы очень деятельны. Вы не тратите время зря и открыты всему новому - идеям, возможностям, подходам. Вы последовательны и при этом стремитесь к творчеству.

Скорее всего, вы отлично умеете писать, учиться или готовить. Но вас пугает непочатая работа. Неизвестность отталкивает вас - но поймите, что первый шаг - всегда самый сложный.

№ 11.

Вы - весёлый, творческий и остроумный человек, но у вас не получается ничего добиться. Вы часто берётесь за масштабные проекты, но потом бросаете их на полпути, потому что вам становится скучно или трудно. Вы часто выносите суждения о других людях и о том, как им следует вести себя.

Скорее всего, в глубине души вы сомневаетесь в собственных способностях. Вам во всём требуется поддержка. Постарайтесь расслабиться и смотреть на вещи шире.

№ 12.

Вы - весёлый и взбалмошный человек, который смотрит на жизнь через розовые очки. Обычно люди любят вас и тянутся к вам поближе. Вы обожаете вечеринки и свидания.

Вы счастливы, когда счастливы окружающие. Но не забывайте о себе! Иногда у вас бывают депрессии, если вы слишком долго находитесь в одиночестве.

№ 13.

Вы часто переживаете за других людей и их неурядицы, но часто не знаете, как помочь себе. Вас пугает окружающий мир. Вы любите привычные вещи.

Наверное, вы часто оглядываетесь назад и мечтаете вернуться в прошлое. Несмотря на все перемены, вам нужно понять, что во всём можно найти положительные стороны. Вы вините других в своих неудачах, но помните: каждый - сам кузнец своего счастья!

№ 14.

Вы любите сидеть на солнышке и потягивать ледяной напиток после долгого рабочего дня. У вас нет амбиций, потому что вы считаете их бессмысленными. Вам нравится высокий уровень жизни, но вы не верите, что способны распоряжаться завтрашним днём.

Вам хочется получить от жизни как можно больше уже сегодня. Вы любите своих друзей и близких, потому что для вас важны простые удовольствия. Вы любите общение и очень не любите что-либо терять.

№ 15.

Вы полны энергии и любите менять мир по своему усмотрению. Вам нравится всегда быть в центре внимания и веселить людей. Вы хотите, чтобы всем было с вами хорошо и интересно.

Вы стремитесь не упускать шансов попасть в приключение и всегда уходите с вечеринки последними, чтобы не упустить ничего интересного. Вы добры, но с трудом воспринимаете доброту других людей. На самом деле у вас очень глубокие эмоции - не стесняйтесь их!Вы согласны со своим результатом? Расскажите нам в комментариях!

Чтобы не ошибиться с выбором детских кружков и секций и не жалеть в дальнейшем о потерянном времени и деньгах, обратите внимание на характер ребенка. Что действительно принесёт малышу пользу и радость, а что вызовет только стресс и огорчение? Читайте советы от эксперта «Летидора».

Родителям не стоит особо увлекаться своими амбициями, при выборе дополнительных занятий спросите и мнение ребенка. Для этого предложите ему несколько вариантов на выбор, учитывая особенности детского темперамента, тогда у вас будет больше шансов его заинтересовать. Присматривать кружки лучше заранее, чтобы у ребенка была возможность сходить на несколько занятий и попробовать определить самостоятельно, нравится ему или нет.

4 типа темперамента

Ребенок-холерик

Этот малыш активный и решительный. Он храбро идёт в тёмную комнату, не замечая опасности, несётся к улице с оживленным движением, смело лезет на высокое дерево. Когда другие дети отступают, холерик упорно стремится к неизвестному.

Он очень энергичен и любознателен, но довольно агрессивен. Часто холерики неспособны понять чужую боль и обиду. Толкнуть малыша на детской площадке, отобрать игрушку, затеять драку - для холерика это обычное дело.

Жанна Владимировна Кириллова

детский психолог

«Холерики намного активнее всех остальных темпераментов. Они вспыльчивы, плохо контролируют свои эмоции, настроение у них меняется со скоростью света.

Для таких детей выбирайте кружки, которые направят неуемную энергию ребенка в правильное русло. Для холериков можно порекомендовать спортивные секции: атлетику, гимнастику, командные виды спорта (футбол, хоккей, волейбол) - это поможет им научиться работать в команде и «чувствовать» другого человека. Отличный вариант для них - плаванье. Чередование вдохов и выдохов научит холерика расслабляться и лучше управлять своими чувствами. А вот от бокса и других единоборств лучше отказаться.

«Неутомимый» холерик нуждается в более щадящем режиме, поэтому желательно ограничивать все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня и перед сном».

Ребенок-сангвиник

Ребенок-сангвиник - это заводила, выдумщик, фантазер. Он подвижный и общительный. Его любят взрослые и обожают дети. На детской площадке он всегда в центре внимания. Если кто-то придумал новую игру, от которой все в восторге, то это, скорее всего, был сангвиник.

«Сангвинику невыносима «рутина» и он быстро теряет интерес в такой обстановке, поэтому ребенку нужна частая «смена декораций». Распыленность интересов - одна из черт сангвиника, поэтому будьте терпеливы и готовы к тому, что ребенок поменяет несколько кружков, прежде чем остановится на одном.

Для дополнительных занятий предложите сангвинику театральную студию, драмкружок, танцы или пение. Если речь идет о спорте, то лучше попробовать командные виды: футбол, баскетбол, хоккей, - так как активный ребенок не может жить без постоянного общения».

Ребенок-флегматик

Он уравновешенный, медлительный, терпеливый, рассудительный, малоподвижный, часто пассивный. «Черепашки» - так ласково называют своих флегматичных малышей мамы. Флегматики живут в своем собственном ритме, по своему собственному распорядку дня, любой сбой может серьезно расстроить ребенка.

Жанна Владимировна Кириллова, детский психолог: «Флегматикам понравятся кружки по моделированию, конструированию, проектированию. Девочки с удовольствием займутся вышиванием, шитьем, бисероплетением, лепкой из глины или пластики. Мальчикам наверняка захочется ходить на выжигание, резьбу по дереву или рисование.

Что касается спорта, то наиболее удачными для них станут восточные единоборства, шашки, шахматы, детская йога - все те секции, где не нужно быстро принимать решение и есть время на обдумывание следующего хода.

Не торопите и не подгоняйте ребенка-флегматика, не сравнивайте его с другими, поощряйте активность, помогите найти друзей».

Ребенок-меланхолик тяжело воспринимает перемены и очень болезненно реагирует на критику, поэтому как можно чаще хвалите его за активность и самостоятельность. Его практически невозможно «перехвалить».

Такие дети неуютно чувствуют себя в командных видах спорта. Они слишком ранимы и робки для боевых искусств, а монотонные занятия вроде гребли, тенниса или бадминтона часто кажутся им утомительными и бессмысленными.

Однако лишать ребёнка физической нагрузки не стоит.

Так как меланхолики в большинстве своём - нежные дети с хорошо развитым эстетическим вкусом, им подойдут такие спортивные занятия, как йога, коньки, лыжные прогулки или плаванье. Кроме того, ребенок-меланхолик хорошо ладит с животными, поэтому его могут увлечь биологические кружки типа «Юный натуралист» или конный спорт».