Древнегреческая богиня судьбы и случая. Мойры: вечные прядильщицы судеб

... жилицы области мрачного моря, где теплые волны ночные
Полным ключом пробиваются в гроте из дивного камня.
К области смертных слетаете вы, над землей беспредельной
Мчитесь к кровавому роду людскому со тщетной надеждой,
В тонких багряных своих плащаницах выходите в по
Смертных судеб - а там колесницу свою всеземную
Гонит тщеславие вечно, и мчится она постоянно
Мимо меты, что поставил уклад, упованье, тревога,

Издревле данный закон или власть беспредельно благая
Мойра одна эту жизнь наблюдает - из высших блаженных,
Снежный Олимп населяющих, - боле никто, кроме ока
Зевса, что всесовершенно, - и всё, что у нас происходит,
Ведает Мойра и всепостигающий разум Зевеса.
Дщери благого отца - о Лахесис, Клото и Атропа!
Неотвратимые, неумолимые, вы, о ночные,
О вседарящие, о избавители смертных в несчастьях...

(Орфей)

Мойры (мойра, букв. "доля", "часть", отсюда "участь", которую получает каждый при рождении) · богини человеческой судьбы.

Первоначально в сознании людей судьба находила воплощение в каком-либо материальном предмете, камне, животном - фетише , носителе жизненных сил. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя . Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила ее в огонь, где та сгорела, вызвав его мучительную смерть. Впоследствии, когда возобладали анимистические представления, магическая сила судьбы, заключенная в фетише , стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь, ведет его от рождения до смерти, - и нашла воплощение в образах мойр.

Мойры понимаются теперь как рок ("то, что изречено") и судьба ("то, что суждено"), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины. Мойры - это темная невидимая сила, она не имеет отчетливого антропоморфного облика, изображение мойр в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной, двух или, что наиболее распространено, о трех мойрах. Архаические мойры считались дочерями Никты , также породившей смерть , сон , Немесиду , Эриду и гесперид .

С распространением ткачества у многих народов (хеттов, греков, римлян) мойры получают облик прядильщиц. Так впервые в греческой литературе их называет Гомер . Они мыслились в виде суровых старух, прядущих нити судьбы: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, Атропос с книгой жизни и ножницами. Разрыв нити - смерть. Философ Платон, преобразуя народные верования, рисует мойр силами высшего небесного правопорядка, женщинами в белых одеяниях, с венками на головах, вершащими под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее. Он называет их дочерями богини Ананке ("необходимости"), вращающей мировое веретено.

С течением времени богини приобретают личные имена, это три божественные сестры - беспощадные властительницы судьбы, не принимающие апелляций от людей и неподвластные богам:

Лахесис , "дающая жребий", отвечает за прошлое, она назначает жребий еще до рождения человека и следит за его исполнением. Лахесис как бы разматывает и пропускает сквозь жизненные невзгоды, превратности судьбы, через всю жизнь смертного человека ту нить, которую для каждой судьбы прядет Клото. Нарушить жребий невозможно, исполнить его помогают все боги.

Ее сестра Клото , "пряха", мойра настоящего, прядет нить, на которую нанизаны события настоящего времени в человеческой жизни.

Атропос же - мойра будущего, "неотвратимая" - неотвратимо приближает будущее человека и перерезает ножницами нить человеческой жизни, тем самым обрывая ее.

Отношения между мойрами и олимпийскими богами довольно сложные. Как результат архаики было то, что боги, несмотря на их могущество, также подчинялись мойрам и не знали ими предназначенного, над ними также властвовала не знающая жалости судьба. Так, Зевс , желая узнать веления судьбы, взвешивает жребий человеческих жизней на золотых весах.

Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс и был отцом мойр, рожденных

Закон жизни

Нельзя не признать, что в природе множество законов, управляющих всеми подряд процессами. Многие видят такие законы и в человеческой жизни. Греки их обозначали словом «мойра», что означало «доля», «участь». Сначала считалось, что этому закону подчиняются все - и боги, и люди. Была в мире неотвратимая сила, противиться которой было просто невозможно. Долгое время у этой силы не было никакого особенного облика или символа. Могли иногда случаться некие предметы, в которых заключалась жизненная сила человека, но постепенно жить в мире абстрактных идей грекам стало скучно, и появилось представление о неких мойрах, божествах судьбы, определяющих длину человеческой жизни и ее перипетии.

Изначально их считали порождением Никты, богини ночи, и точно сосчитать не могли. Но пришли Олимпийские боги и навели порядок в народных верованиях. Мойры стали тремя женщинами, прядильщицами нитей. В отличие от каких-нибудь хорошеньких легкомысленных нимф, мойры имели облик малосимпатичных старушек с суровым нравом.

Старушки судьбы

Первая из них, Лахесис, занималась тем, что определяла, как будет жить человек после рождения, и следила, что бы он не отвлекался от своего жребия.

Вторая сестра, Клото, отвечала за настоящее. Пряла себе нить, нанизывая на нее, как бусины, события дня сегодняшнего, пока третья сестра, Атропос, не обрезала своими ножницами эту ниточку человеческой жизни, обрывая череду смертных дней, и обрекая душу человека на спуск в царство Аида.

Платон был к мойрам немного поласковее и описывал их уже как достойных женщин с венками на головах, сидящих на высоких стульях, всех таких в белом. Все они, по его мнению, прядут на веретене необходимости, подпевая небесной музыке сфер, каждая о чем-то своем. С течением времени Зевсу надоело подчиняться каким-то старушкам и он потихоньку стал отвоевывать право на самостоятельное распоряжение сначала своей судьбой, а потом уже заграбастал себе и право зваться вершителем человеческих судеб. Для гарантии он объявил мойр своими дочками. Местами даже сокращая их количество до двух, как в Дельфах. Кончилось все тем, что мойры стали приобретать амплуа комических старух, а Аполлон так вообще по слухам споил их, что бы спасти своего друга Адмета, и в пьяном виде заставил мойр дать обещание принять вместо смерти Адмета чью-нибудь чужую жизнь.

Ну а к закату классической Греции все чаще на арену вместо Мойр стала выходить Тихе, богиня случайности. Но тут есть нюанс, ее греки придумали уже сознательно, зафилософствовавшись до того, что решили, что никаких законов жизни нет, а миром правит случай.

Справедливость с плеткой

Вначале (относительно Олимпийской мифологии) в Греции царил матриархат, особенно в божественной части ее жизни. В те времена, которые бы очень понравились современным эмансипированным дамам, богиня могла позволить себе преследовать мужчину, загоняя его подобно дичи, догнать и использовать по любому интересующему ее назначению. Все течет, все меняется, по Греции прокатилась волна модернизации и борцы за права мужчин одержали верх. Теперь начали бегать женщины, а мужчины с превеликим удовольствием стали их догонять.

Лебединые песни Зевса

Так вышло и с Немесидой. Сразу оговорюсь, что версий у этого мифа много, и правду сейчас установить практически невозможно. Сойдемся на том, что главными действующими лицами мифа были Леда, Немесида и Зевс. Причем существует большая вероятность, что Леда и Немесида вообще одно и то же лицо. Зевс воспылал страстью к Немесиде, деве задумчивой и прекрасной, с обостренным от природы чувством справедливости. С настойчивостью настоящего мужчины, он преследовал ее на земле, в воде и на небе, а та убегала от него, меняя обличья. В какой-то момент Немесида превратилась в гусыню, и Зевс быстренько обернулся лебедем, настиг ее и, как это принято говорить в отношении пернатых, потоптал. От их соития Немесида снесла яйцо, довольный Зевс украсил небо парочкой созвездий. Правда он придерживался версии, что обманул Немесиду, обратившись преследуемым орлом лебедем, и добрая девушка пригрела его на своей груди, защитив от опасности. Так что на небе появились Орел и Лебедь. Из яйца потом появилось потомство, о составе которого мифы говорят разное, но все сходятся, что главным плодом этого пернатого союза стала Елена Прекрасная.

Немесида после этих событий взяла на себя обязанности богини справедливости, оставила себе крылья и стала следить за порядком, сурово и неотвратимо преследуя нарушителей моральных и общественных норм поведения, а так же тех, кто имел неосторожность проявлять свое счастье так, что это можно было истолковать, как неуважение к богам. Греки ответили поговоркой «завистливы боги» и старались соблюдать правила игры, делая вид, что счастья у них не так уж много, даже если срывали куш.

Немесида в виде своих символов избрала весы - символ равновесия и меч - символ грядущего наказания провинившемся. Меньше растиражирован другой, гораздо более пикантный взору современного зрителя облик богини справедливости - с согнутой в локте рукой, уздечкой в одной руке и плеткой в другой. Причем согнутый локоть - символ меры длины, принятой в Греции, мол получишь, сколько заслужил. Уздечка - призыв владеть собой и сдерживать порывы, а плетка, как и меч - символ неотвратимого воздаяния. Думаю, подобное изваяние Немесиды было бы очень востребовано в среде прогрессивных юристов.

Неукротимые мстители

Эриннии - силы мести. Сколько их точно - неизвестно, сначала считалось, что около тридцати тысяч. Как и в случае с мойрами, постепенно из безликих сил они обросли телами и даже именами. По мере персонализации число их резко сократилось, остановившись на трех. Остались Тисифона, мстительница за убийства, Алекто, не умеющая прощать и Мегера, завистница. Родились они из крови Урана, когда того оскопил Кронос, и с момента рождения яростно преследовали убийц, особенно специализируясь на родителеубийцах. Больше всего с ними не повезло Оресту. Когда его жадная до власти матушка убила его отца, эриннии стали взывать к мести, преследуя Ореста и грозя безумием (в более поздней версии мифа этим занимался Аполлон), пока он не отомстил за отца, убив собственную мать. Тут эриннии стали преследовать Ореста, как виновника смерти матери. Причем избавиться от них было невозможно, до тех пор пока Орест не довел дело до суда в Афинах. Тогда часть из эринний признала главенство патриархата, оставила Ореста в покое и поселилась на склонах Акрополя, став «Евменидами», милостивыми. Насколько известно, эриннии в качестве наказания доводили свою жертву до умопомрачения, что чаще всего заканчивалось самоубийством.

Поющее веретено мира

Ананке со своим веретеном - богиня неизбежности, сидит себе, вращает между колен ось мира. Она прядет не нитки, а нечто непостижимое. Ведь ее веретено состоит из восьми небесных сфер, на каждой из которых сидит себе сирена и поет, создавая гармонию космоса. Это только на досуге они моряков с ума сводят.

Ананке судя по всему недобрая богиня, ни в одной из историй с ней связанных не слышно про то, что она кого-то пожалела или помогла как-то. Хотя, если ты занят вращением космических сфер, отвлекаться на остальное времени нет.

Во всех культурах образ Богини Судьбы связан с плетением и ткачеством, в следствии этого сама человеческая судьба в мифах всего мира представляется в образе нити. Ровная и чистая нить – ровная и чистая жизнь; кривая и грязная нить – кривая и грязная жизнь. Богиня Судьбы плетет нити жизни всех людей, сплетая их в узоры, свивая и завязывая специальные узлы и тем самым сводит людей вместе и наполняет их жизни благами. Но человек также влияет на свою судьбу, своим поведением он может испортить нить, сбить узор или затянуть не тот узел на своей нити, в таком случае жизнь его становится тяжелой и наполненной страданиями.

Несмотря на то, что образы Богини Судьбы немного отличаются в мифах разных народов, Ее легко можно узнать по качествам и описанным действиям. Вместе с ней в мифах часто встречаются и другие персонажи, которые связанны с судьбой и активно участвуют в ее реализации. Бывает и так, что образ Богини Судьбы предстает сразу в нескольких Богинях занятых совместным делом. Как бы не маскировались эти образы, Богиня Судьбы всегда предстает в них как покровительница деторождения, земледелия, ткачества и сама является Матерью Богов, Подательницей Урожаев и Покровительницей Женщин. Ей часто соответствуют образы Священной Коровы и Паучихи. Она же является прародительницей Стихий, что отображается в одном из обращений к Ней – Мать Огня. Образ Богини Судьбы почти в точности воспроизводится всеми индоевропейскими культурами так как появился и был осмыслен людьми в настолько древние времена, когда разделение на народы еще не произошло или было не существенным.

Отличным примером сказанного является греческая мифология. Так в греческой мифологии принято считать Богинями Судьбы Мойр, однако они сами не определяют судьбу человека, а скорее следят за ней. Вероятно, они являются проявлением более древней Богини Еры или Яры , которую в поздний период стали называть Герой . Имя этой Богини переводится как – Охранительница, Защитница или Госпожа. Образ одного из Ее сыновей – Тифона – напрямую связан с землей, а другого – Ареса – с огнем. Один из эпитетов указывающий на соответствие Богини Геры с Богиней Судьбы – Волоокая. По своим качествам Богиня Ера полностью совпадает с образом Богини Судьбы.

В римской же культуре Богиня Судьбы предстается в образе Богини Юноны . У этрусков – Богиня Уни . У кельтов – Богиня Ану (Дану, Дон) и Богиня Бригид . У славян – Богиня Макошь и Богини Доля и Недоля . У скандинавов – Богиня Эрд и Богиня Фригг . У иранцев – Богиня Анахита . А в ведической индии – Богиня Адити . Ну и, конечно же, образ Богини Судьбы отразился и в христианской Богородице.

В разных народах Богиню Судьбы называли разными именами, Ее имя на разных языках означает почти одно и тоже – «Мама», «Госпожа», «Прародительница», «Защитница». На одном из древнейших и легендарных языков Магов ее имя звучит как – «Ани» .

Богиня Судьбы завязывает узлы на нитях жизни и тем самым определяет прошлое, настоящее и будущее. Узлы соединяются в замысловатый орнамент в котором есть все: счастье и горе, встречи и расставания, успехи и неудачи. Завязывая тот или иной Науз – магический узел, Богиня создает событие в жизни человека. Но и сам человек, имея знание и силы способен посредствам ритуала создать Науз, который окажет влияние на его жизнь.

Магия Наузов – это искусство переданное людям самой Богиней Судьбы. Когда-то это направление магии было настолько распространено, что им пользовались практически в каждой семье. Сегодня же это направление не так распространено, но оно не утратило своей эффективности. Делая ритуал и завязывая специальный узел на шнуре, мы получаем возможность повлиять на нашу судьбу или судьбу близкого человека и наполнить жизнь благами.

Существует огромное количество магических узлов – есть попроще, есть и по сложнее. Начинать изучать это непростое искусство нужно с самого простого и в тоже время самого главного магического узла «3 Силы». Данный узел носит это название не спроста, но понять это получится только тем, кто возьмется за практику. Важность этого узла определяется тем, что он лежит в основе многих наузов и без освоения его практиковать узелковую магию не получится.

Магический Узел «3 Силы»

Для завязывания узла «3 Силы» возьмем шнур с сечением 3-5 миллиметров. Тренироваться завязывать можно на любых шнурах, но изготавливать науз лучше из льняных, шелковых, шерстяных или хлопчатобумажных шнуров.

Мойры Мойры или Парки

(Μοι̃ραι, Parcae). Три богини, дочери Ночи, управляющие судьбой человека (μοίρα - судьба). Первая, Клофо, прядет нить жизни; вторая, Лахезис, определяет судьбу жизни; третья, Атропа, т. е. неизбежная, отрезает нить жизни. Они знают наперед участь, ожидающую каждого человека, и люди должны подчиняться этим могущественным богиням. У римлян эти богини назывались парками.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МОЙРЫ

(Μοίραι, мойра, букв. «часть», «доля», отсюда «участь», которую получает каждый при рождении), в греческой мифологии богини судьбы. В первоначальных представлениях мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете - фетише, носителе жизненных потенций. Так, мойра Мелеагра заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной матерью героя. Желая погубить сына, мать вынула головню и бросила её в огонь, где та сгорела, вызвав тем самым мучительную смерть Мелеагра (Apollod. I 8, 2-3). Когда возобладали анимистические представления, магическая сила, заключённая в фетише, стала представляться самостоятельным божеством, которое наделяет той или иной участью человека, изрекает ему свою волю, определяет его дальнейшую жизнь. М. понимаются теперь как рок («то, что изречено») и судьба («то, что суждено»), хотя для этих понятий в греческом языке вырабатываются специальные термины, наряду с названием «М.». М.- это тёмная невидимая сила, она не имеет отчётливого антропоморфного облика, изображение М. в античном искусстве редко. С развитием олимпийской мифологии устойчивыми стали представления об одной (Нот. II. V 613), или двух (Paus. X 24, 4), или трёх М. Наиболее распространённый миф - о трёх сёстрах-М. Архаические М.- дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немесиду, Эриду и Гесперид (Неs. Theog. 211-225). Их имена - Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три М.- дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено (Plat. R. Р. Х 617 b-e). Отношения между М. и олимпийскими богами сложные. Как результат архаики - зависимость богов от М. и незнание ими предназначенного. Так, Зевс, желая узнать веление судьбы, взвешивает жребии человеческих жизней на золотых весах (Нот. II. XXII 209-214). Однако существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом М., рождённых Фемидой (Hes. Theog. 901-906).
М. сопричастны Зевсу (Pind. 01. VIII 22), он именуется Морием (Soph. О. С. 705). Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями М.»). Эпитет Зевса «вершитель судеб» (надпись на жертвеннике в Олимпии) означает (по словам Павсания), что бог «знает человеческие дела и всё то, что назначили М., и всё, в чём они отказали» (Paus. V 15, 5). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение М., и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу» (Paus. I 40, 4). В эллинистическую эпоху с М. конкурирует богиня Тиха (богиня случая), характеризующая неустойчивость и изменчивость жизни. М. соответствуют римские парки..
Лит.: Лосев А. Ф., Гомер, М., I960, с. 270-342; Lеitzkе Е., Moira und Gottheit im alten griechischen Epos, Gott., 1930 (Diss);
Stelnbach Е., Der Faden der Schlcksalsgot-theiten, Lpz., 1931; Krauae W., Zeus und Moira bei Homer, «Wiener Studien, 1949, Bd 64, S. 10-52.
A. Ф. Лосев.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Мойры

Три дочери Зевса и Фемиды. Богини человеческой судьбы. Поначалу считалось, что каждый человек имеет свою судьбу - мойру. Так, Гомер знает только одну Мойру - неотвратимый рок. Позже стали считать, что все три сестры принимают участие в жизненной судьбе каждого человека: Клото прядет нить жизни, Лахесис вынимает, не глядя, жребий, выпавший человеку, и проводит нить человеческой жизни через все превратности судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Боги также подчинялись мойрам. Изображались в виде сурового вида старух: Клото с веретеном в руке, Лахесис с меркой или весами, а Атропос с книгой жизни и ножницами. Мойрам соответствуют римские Парки.

// Владислав ХОДАСЕВИЧ: Парки

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

МОЙРЫ

(Клото, прявшая нить жизни, Лахесис, тянувшая эту нить, Атропос, которая ее обрезала) - в греческой мифологии дочери Зевса и Фемиды, богини неотвратимой судьбы.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Смотреть что такое "Мойры" в других словарях:

    - (греч. Moirai доля.) Богини судьбы, 3 дочери Ночи; рождение и смерть стоят под их особым покровительством. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОЙРЫ греч. Moirai, от moira, часть, доля, участь.… … Словарь иностранных слов русского языка

    МОЙРЫ, в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (богини судьбы): Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, Атропос обрезает жизненную нить. Мойры соответствуют римским Паркам … Современная энциклопедия

    Мойры - МОЙРЫ, в греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды (богини судьбы): Клото прядет нить жизни, Лахесис назначает жребий, Атропос обрезает жизненную нить. Мойры соответствуют римским Паркам. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские Парки … Большой Энциклопедический словарь

    Парки, Лахесис, колесо фортуны, судьба, Атропос, Клото, Атропа Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    - (Moirai) греч. богини судьбы. Раннее религиозноемировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указываяна богов, как на его исполнителей; на ряду с выражением DioV aisa частовстречается выражение moirai Jewn. Из этого представления … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Триумф смерти. Три мойры. Фландрский гобелен (около 1510 1520). Музей Виктории и Альберта … Википедия

    В греческой мифологии три дочери Зевса и Фемиды, богини судьбы: Клото прядёт нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить. Мойрам соответствуют римские парки. * * * МОЙРЫ МОЙРЫ, в греческой мифологии… … Энциклопедический словарь

    Мойры - (греч. Moiroi) в греческой мифологии богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды. Наиболее известны три м. Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»). В литературе их изображали зловещими старухами,… … Античный мир. Словарь-справочник.

    МОЙРЫ - (греч.) или ПАРКИ (лат.) Богини судьбы. Дочери Зевса и Фемиды. Обычно упоминали трех мойр: Клото – пряла нить жизни, Лахесис – определяла жребий и самая грозная – Атропос – перерезала жизненную нить. В храме Зевса Олимпийского в Афинах над… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Поначалу судьба человека считалась заключенной в определенном предмете: достаточно было его уничтожить - и смерть немедля настигала жертву. К примеру, так случилось с Мелеагром - участником похода аргонавтов и инициатором Калидонской охоты. Его судьба была спрятана в полене из очага: было предсказано, что как только оно догорит, Мелеагр покинет мир живых. В дальнейшем понятие судьбы изменилось. Стали полагать, что ею заведуют отдельные божества, имеющие собственную личность и неумолимо следящие за исполнением предначертанного.

Мойры - это и есть те самые древнегреческие богини, которые контролируют воплощение рока. Согласно разным легендам, их было от одной до четырех, но наиболее распространенный миф гласит о трех сестрах, прядущих нити судьбы. В случае с Мелеагром, чтобы оставить героя в живых, достаточно было хранить полено в целостности. Но когда мойры заняли постоянное место в божественном пантеоне, ситуация преобразилась. Отныне никакие действия людей не могли изменить ход предопределенных событий и воспрепятствовать осуществлению судьбы.

Мойры: имена сестер

Каждая из трех богинь была ответственна за собственный участок работы:

  • Лахесис (Лахеса) - сама Судьба, которая дает жребий и следит за его исполнением; отвечает за прошлое;
  • Клото - Пряха, непосредственно работающая над прядением нити судьбы; считается богиней настоящего;
  • Атропос (Атропа, Айса) - Неотвратимая, перерезает нить, в должный срок обрывая жизнь смертного; соотносится с будущим.

«Распределение труда» у мойр очень четкое. Лахесис отмеряет длину нити и наматывает ее на веретено, Клото прядет, Атропос перерезает. Три мойры никогда не оспаривают друг у друга прав и всегда точно выполняют свои обязанности. Они неумолимы и неподкупны. Чаще всего сестер считали старухами, реже - молодыми девушками. Иногда их описывали как женщин разного возраста, где Лахесис - самая юная, а Атропос - пожилая.

Мойры: атрибуты богинь судьбы

Предметы, которыми владели три сестры, непосредственно связаны с родом их занятий. Мойры в древнегреческой мифологии традиционно наделялись следующим имуществом:

  1. Свиток. В него фиксировались судьбы всех живущих в мире, даже бессмертных богов. Ничто не могло изменить записанное - Лахесис строго следила за этим.
  2. Прялка. Приспособление было необходимо для прядения нити. Его обладательница - Клото.
  3. Ножницы. Символизируют одновременно и целое (две соединенные части) и разделение (способность разрезать). Рождение и смерть, жизнь и небытие. Ножницы брала в руки Атропос, чтобы прервать нить.

Иногда среди атрибутов мойр упоминают весы. Но они больше подходят Немезиде - дочери Нюкты и богине возмездия, карающей за нарушение моральных норм. Именно с помощью весов она определяет, виноват ли человек. Мойрам подобная вещица ни к чему: они и так знают правду о любом событии, а их равнодушное отношение к окружающим не оставляет места для колебания чаш весов.

Где жили мойры

Существует множество версий касательно места постоянного обитания богинь судьбы. Но преимущественно мойр селили:

  • На светлом Олимпе. Такое жилище соответствует высокому статусу трех сестер, которые, согласно одному из мифов, были дочерьми Зевса, верховного бога, и Фемиды, богини справедливости. Их отца также называли Морием; он ведал, что и кому предопределили мойры. Иногда бог лично взвешивал жребий на весах, желая узнать ответ судьбы.
  • В глубокой пещере. Нередко троицу называют дочерьми Нюкты - ночи, которая также породила эриний, богинь мести. Мойры и эринии - союзницы и сестры. По другой версии, богини-пряхи были детьми Ананке, олицетворяющей рок и отвечающей за неизбежность. В обоих случаях местом, где живут мойры, называли удаленную пещеру в непроходимой чащобе. Самовольно попасть туда не мог никто.

По легенде, мойры иногда покидают свое жилище. Например, Лахеса присутствовала рядом с Лето при появлении на свет Артемиды и Аполлона. Сестры обязательно приходят к колыбели новорожденного, чтобы определить судьбу ребенка. Подслушивать слова богинь и подглядывать за ними нельзя: они предпочитают пребывать в тайне. Некоторые пытались задобрить мойр. Для этого вечером оставляли у постельки малыша деньги, вино и три куска хлеба. Подношение, исчезнувшее к утру, - знак долгой и счастливой жизни младенца.

Мойры и парки - есть ли разница?

Культура Древней Греции стала питательным источником для развития традиций и верований древних римлян. По сути, «одолжено» было практически все, но под новыми именами и иногда в чуть видоизмененной форме. Древнегреческие мойры тоже нашли себе пристанище среди древнеримских богов. Изменились ли их функции? Нет. Римские мойры просто стали называться парками. Они также считались богинями судьбы, контролирующими все происходящее в мире. Имена парки получили следующие:

  • Децима - соответствует Лахесис, определяет судьбу;
  • Нона - выполняет работу Клото, выпрядает нить;
  • Морта - забрала себе функции Атропос, обрывает жизнь.

Выглядят мойры и парки одинаково. Их описывают либо юными девами, либо уродливыми старухами. Иногда каждая парка находится в собственном возрасте: Децима - младшая, Нона - средняя, Морта - старшая сестра.

Мойры и грайи: разные грани представлений о жизни и смерти

В древнегреческой мифологии присутствует еще одна троица сестер - грайи. Иногда их ошибочно называют мойрами; подобное заблуждение объясняется следующими факторами:

  1. Одинаковое количество и идентичные родственные связи. Три сестры - самая частая ассоциация для богинь судьбы. Тем не менее грайи тоже соответствуют этой характеристике.
  2. Внешний вид. Нередко мойр изображают пожилыми. Грайи же всегда считались уродливыми древними старухами.
  3. Владение информацией о судьбе. И мойры, и грайи посвящены в тайны неизбежного и знают о грядущем.

Но если прядильщицы непосредственно заняты «производством», то вторая троица вещих сестер никак не контролирует судьбу. Мойры своим могуществом охватывают три основных промежутка - прошлое, настоящее и будущее, тогда как грайи «застряли» в последнем этапе цикла земного существования. Они есть олицетворение старости и увядания. Грайи имеют собственные имена, чаще всего в литературе приводятся:

  • Дино (Дейно) - Оса, отвечает за дрожь;
  • Порфредо (Пемфредо, Пефредо) - Буря, в ее зоне ответственности тревога;
  • Энио - Злоба, соотносится с ужасом, иногда считается спутницей воинственного Ареса.

Грайи были рождены в союзе Форкия (бога чудес и бурного моря) и Кето (богини морских пучин и обитающих там чудовищ). Среди родственниц сестер - горгоны. Грайи легко узнаваемы по таким признакам:

  1. Имеют один глаз на всех и пользуются им по очереди.
  2. Обладают лишь одним зубом, которым им также приходится делиться друг с другом.
  3. Рождаются сразу седыми.

Пока мойры заняты мирным «ремеслом», грайи сторожат горгон. Именно с ними пришлось иметь дело Персею, пришедшему убить Горгону Медузу. Он обманом похитил у сестер глаз и зуб, взамен потребовав волшебные предметы. Сделка удалась - Горгона была убита. Любое божество, так или иначе связанное с судьбой, вызывало интерес и уважение.

Мойры - богини, вселявшие трепет в сердца людей. Поклониться сестрам приходили в Коринф, где в их честь был сооружен храм. Несмотря на принадлежность троицы к древнегреческой мифологии, их образ до сих пор используют в искусстве: архетип вечных прядильщиц остается востребованным и в современном мире.