Игры для детей массовые подвижные. Активные игры для мальчиков: польза, примеры игр для разных возрастов

March 28th, 2011

Дошколята 4-5 лет с удовольствием поиграют не только в подвижные игры, но и в те, где нужно подумать. Упор в играх рекомендуется делать на развитие наблюдательности, запоминания, логики, воображения и навыков речи, а в подвижных играх - на совершенствование координации, скорости, ловкости и внимательности.

Вот несколько подходящих игр:

  1. Кошки-мышки

Активная игра. Развивает ловкость, скорость, внимательность. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Есть два варианта этой игры.
Первый. Все, кроме троих игроков берутся за руки и встают в незамкнутый круг. Внутри бегает "мышка" и две "кошки". "Кошки" должны догнать мышку, но это не так просто, т.к. она может спокойно пробегать между игроками в кругу, а они – нет. После все втроем встают в круг и выбираются новые кошки-мышки.
Второй вариант. В одном углу обозначается дом кошки, в другом – норка мышей, в третьем – кладовая, где находятся мелкие предметы, изображающие припасы. Кошка засыпает в домике, а мышки перебегают из норы в кладовую. На хлопок ведущего (или после слов стишка) кошка просыпается и начинает ловить мышей, которые стараются добежать до норки. Вначале кошку играет кто-то из взрослых, который делает вид, что ловит, но дает мышкам убежать. В игру можно внести словесное сопровождение:
Кот мышей сторожит,
Притворился, будто спит.
Вот он слышит - вышли мыши,
Потихоньку, ближе, ближе,
Изо всех ползут щелей.
Цап – царап! Лови скорей!

  1. Карусели

Спокойно-активная хороводная игра. Развивает координацию и синхронность движений, ловкость, внимательность. Умение управлять силой голоса. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с детьми встает в круг и все начинают медленно и тихо произносить текст:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(При этом игроки начинают медленное движение по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Нарастает и темп и сила голоса, одновременно увеличивается скорость движения. Игроки переходят на бег) Следующая часть произносится с понижением темпа и силы голоса:
Тише, тише! Не спешите!
Карусель остановите!
(С этими словами все останавливаются).

  1. Кенгуру

Активная игра. Развивает ловкость, быстроту в движениях. Может с успехом проходить среди разновозрастной компании. Подходит для дома и улицы.
Соревнуются две команды. Зажав ногами спичечный коробок (или аналогичный предмет), нужно допрыгать как кенгуру до противоположной стенки (или стула), остановиться и громко сказать: "Я – кенгуру!" (это заявление тоже оценивается ведущим). Затем нужно допрыгать обратно и передать коробок товарищу по команде. Победившей команде - призы.

  1. Лишнее слово

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, умение объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова. Подходит для дома и улицы.
Перед началом игры ведущий объясняет, что в русском языке есть слова схожие по значению. Ведущий перечисляет детям 4 слова, а они называют, какое лишнее, и объясняют, почему они так думают. Можно играть не только с существительными, но и с глаголами и прилагательными.

  1. Конфетки

Спокойная игра. Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. Подходит для дома и улицы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. Горячий шарик

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Пропущенные числа


Ведущий считает до 10, умышленно пропуская некоторые числа (или ошибаясь). Игроки должны хлопнуть в ладоши, как услышали ошибку, и назвать пропущенное число.

  1. Пушинка

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома.
Старинная русская игра. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Ромашка

Спокойная игра. Позволяет раскрепоститься. Подходит для дома.
Подходит для начала праздника, если гости чувствуют себя скованно. Для игры заранее заготавливается из бумаги ромашка. Количество лепестков должно быть равно количеству гостей. На обороте каждого написаны легкие смешные задания, например, прокукарекать, пропрыгать по-лягушачьи или на одной ножке, повторить скороговорку, проползти на четвереньках и т.д. Дети отрывают по лепестку и выполняют задание. Если дети еще не умеют читать, задание можно изобразить в виде рисунка или прочитать ведущему.

  1. Ежики

Активная игра. Развивает скорость, мелкую моторику. Подходит для улицы и дома.
Командная игра. Для нее нужна веревка 1.5 м и прикрепленные на нее 30 разноцветных прищепок. В роли ежиков выступают взрослые. Игроки подбегают к растянутой веревке по одному, как в эстафете, снимают по одной прищепке, бегут к сидящим на стульях "ежикам" и прицепляют ее на любое место одежды или прически. Хорошо, если от веревки до ежиков расстояние метров 10. Выигрывает та команда, чей ежик ощетинится лучше, т.е. у которого будет больше прищепок – иголок. Второй команде можно дать приз за самого оригинального/симпатичного/веселого ежа (по обстоятельствам).

  1. Я иду, иду

Активная игра. Развивает скорость и внимание. Подходит для дома и улицы.
Веселая, эмоциональная игра, доставляющая маленьким детям много удовольствия. Дети выстраиваются за ведущим цепочкой. Он идет и произносит следующие слова: "Я иду, иду, иду, за собой детей веду (произвольное число раз), а как только повернусь, сразу всех переловлю" Услышав слово "переловлю", дети бегут в заранее оговоренное безопасное место, а ведущий их ловит (для малышей лучше делать вид, давая им убежать). Игра хорошо подходит для дома, когда ведущий ведет из комнаты в комнату, повторяя первые строчки. Когда же будет произнесено заветное "переловлю", дети с визгом устремляются через всю квартиру к спасительному месту.

  1. Паук и мухи

Мерцающая игра. Учит детей бегать в разных направлениях, не сталкиваясь, и замирать по сигналу. Развивает координацию и внимание. Подходит для дома и улицы.
В одном углу комнаты (площадки) обозначается паутина, в которой сидит "паук". Остальные дети изображают мух: бегают, кружатся по всему помещению, жужжат. По сигналу ведущего: "Паук!" мухи замирают на том месте, где их застал сигнал. Паук выходит из паутины и внимательно смотрит, кто шевелится. Того, кто пошевелился – отводит в свою паутину.

  1. Кто я?

Спокойная игра. Развивает логику, расширяет кругозор. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника. При входе каждый ребенок получает новое имя – медведь, лиса, волк и т.д. Картинка с новым именем прикрепляется на спину ему, он об этом не знает, до тех пор, пока с помощью наводящих вопросов не выяснит у окружающих все о себе. Как вариант, можно описывать это животное только прилагательными (например: хитрая, рыжая, пушистая… - лиса). Задача – как можно быстрее выяснить, о ком идет речь.

  1. Времена года?

Спокойная игра. Развивает внимание, логику, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит неправильные слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к этому времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.

  1. Съедобное - несъедобное?

Спокойная игра. Развивает внимание и логику. Подходит для дома и улицы.
Ведущий бросает мяч одному из игроков и произносит какое-нибудь слово. Игрок должен поймать мяч, если слово обозначает съедобный предмет, или отбросить его, если предмет несъедобный. Побеждает самый внимательный. С ошибившихся можно брать фанты, по которым потом втемную назначаются смешные задания.

  1. Послушная тень или Зеркало

Спокойная игра. Развивает внимание. Подходит для дома и улицы.
Выбираются два игрока (например, при помощи считалочки), один - тень другого. "Тень" должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если в течении минуты игрок не сделает ни одной ошибки – он становится основным игроком и выбирает себе тень из числа других игроков.

  1. Поиски клада

Спокойная игра. Развивает умение ориентироваться в пространстве, логику, внимание, способность сопоставлять части, собирать мозаику. Подходит для дома и улицы.
Заранее составляется карта места, где спрятаны сокровища (квартиры или улицы), разрезается на кусочки, каждый из которых добывается игроками в виде награды за правильно отгаданную загадку или выполненное задание. Составив карту как пазл, все приглашенные ищут сокровище и обнаруживают что-то вкусное или интересное. Перед этой игрой лучше потренироваться и составить с детьми похожий план, проговаривая, как и что обозначается. Важно обратить внимание детей, что план – это как бы вид сверху. В случае затруднения в поисках клада ведущий подсказывает, направляя детей в нужном направлении.

  1. Горячо-холодно

Спокойная игра. Развивает логику. Подходит для дома.
Подойдет для начала праздника, если в комнате заранее спрятать разные сувениры-безделушки. Пришедший гость начинает искать спрятанный приз, а остальные подсказывают ему, верно ли он идет. Если он приближается к спрятанному предмету – кричат "Тепло", если совсем близко – "Горячо", если удаляется "Прохладно" или совсем "Холодно".

  1. Пропущенные числа

Спокойная игра. Развивает внимание и навыки счета. Подходит для дома и улицы.
Ведущий считает, умышленно ошибаясь или пропуская числа. Игроки должны хлопнуть в ладоши, как заметят ошибку, и исправить его.

  1. Успей-ка

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

  1. Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит "Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем" и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. В старом чулане

Спокойная игра. Развивает речь и умение различать части предметов, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий вместе с игроками произносит:
В старом чулане, у бабушки Ани,
Куда я залез –
Много чудес…
Но все они "без"…
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали предмета может не хватать. Например: стол – без ножки, платье – без кармана и т.д.

Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому развитию детей от 7-10 лет.

Это игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т.п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.

☺ Игра «Мышиная охота»

Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в кругу. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.

☺ Игра «Помощь друга»

Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.

☺ Игра «Пленник мяча»

Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймал мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).

Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.

☺ Игра «Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.

☺ Игра «Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.

☺ Игра «Велосипедная камера»

Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т.п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.

☺ Игра «Прищепки»

Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» при-крепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

Лариса Калабух
Подвижные игры для детей 5–7 лет

1Подвижные игры для детей 5-7 лет

«Совушка» . На площадке обозначается гнездо совушки (круг, в котором она находится. Остальные играющие : мышки, жучки, бабочки- располагаются по всему залу (площадке) . По сигналу воспитателя : «День!» все дети ходят, бегают, по площадке, предавая движениями характер образа, стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит : «Ночь!» , и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится уводит в своё гнездо. По сигналу «День!» совушка улетает, а мышки, жуки, бабочки, снова начинают резвиться. Игра повторяется с другим водящим (из числа ни разу не пойманных) .

«Самолёты» . Дети распределяются на две команды, и размещаются в разных сторонах зала (площадки, перед каждой ставят по одному предмету разного цвета (кубик, кегля, и т. д.) . Играющие изображают лётчиков по команде : «К полёту приготовиться» , дети выполняют круговые движения согнутыми руками- заводят моторы. На сигнал : «Летите!» , дети поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлениях по всей площадке. По команде : «На посадку!» , самолёты возвращаются и приземляются (строятся в свои звенья и опускаются на одно колено, прямые руки в стороны). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и красиво (выдержано расстояние друг от друга) .

«Мышеловка» . Дети распределяются на 2-е группы. Одна образует круг- мышеловку. Остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку берутся за руки, идут по кругу вправо (влево, приговаривая :

Ах, как мыши надоели,

Развелось их просто страсть.

Всё погрызли, всё поели,

Всюду лезут, вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

По мере произнесение слов дети –мыши вбегают в круг, подлезая под сцепленные руки детей , идущих по кругу, и выбегают из круга. По окончании слов мышеловка закрывается- дети опускают руки. Те, кто остался в кругу, считаются пойманными. Они встают в круг – мышеловка увеличивается. Игра повторяется.

«Ловишки» (салки) . С помощью считался выбирается водящий-ловишка, он становится на середину площадки. По команде педагога «Раз, два, три- лови!» , все разбегаются по площадке, увёртываются от ловишки, который старается догнать кого-либо из играющих, и коснуться рукой (запятнать) .Тот, кого ловишка коснулся рукой,отходит в сторону. Когда пойманы 3-4 играющих, то выбирается другой ловишка. Игра повторяется.

«Цветные автомобили» . Дети располагаются на одной стороне площадки (зала, они автомобили. Каждому дают цветной руль –круг (плоский обруч малого диаметра или кружок из картона) . В руках у водящего (педагог 2 цветных флажка, он поднимает флажок зелёного цвета- и дети имеющие кружок соответствующего цвета, разбегаются по всей площадке в любом направлении. Они гудят подражая автомобилю. Педагог поднимает флажок другого цвета, например синего и дети 2-ой группы также разбегаются. Через некоторое время флажки опускаются вниз, и играющие останавливаются. Игра повторяется. Предварительно педагог даёт указания- бегать в разных направлениях и наталкиваться друг на друга, иначе будет авария. Эта игра позволяет развивать ориентировку в пространстве.

«Удочка» .Играющие становятся по кругу, в центре которого находится водящий (педагог, он держит в руках верёвку, на конце привязан мешочек с песком. Педагог вращает веревку с мешочком по кругу над землёй (полом, а дети прыгают на 2-х ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Описав мешочком 2-3 круга педагог делает паузу, во время которой подсчитывается количество детей , чьих ног коснулся мешочек, и даются оказания по выполнению прыжков. Игра повторяется 2-3 раза.

«Найди свой цвет» . В разных сторонах площадки (зала, в небольшие кружки становятся цветные кегли. Играющие плотно располагаются вокруг них. На 1-й условный сигнал все разбегаются по площадке врассыпную. На 2-й сигал : «Найди свой цвет» , каждый играющий должен найти кеглю соответствующего цвета. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

«Мяч водящему» . Играющие становятся в 3- 4 колонны на расстоянии 1м от них становятся водящие с мячом большого диаметра в руках. Для детей стоящих первыми в колоннах и водящих обозначается черта, за которою нельзя заступать. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне, а тот таким же способом возвращает его обратно и перебегает в конец колонны, затем мяч бросает второму в колонне и т. д. Когда первый игрок в колене окажется на своем месте, он поднимает руки вверх. Определяется команда- победитель. Игра повторяется.

«Перелёт птиц» . На одной стороне зала (площадке, находятся дети-птицы, на другой –различные предметы : гимнастическая стенка, скамейки, не высокие брёвнышки (если это площадка) – это деревья на которые взлетают птицы. По сигналу педагога : «Птицы полетели!» , дети, размахивая руками, как крыльями разбегаются по всему залу; на следующий сигнал : «Буря!» все бегут к возвышениям и прячутся там. Когда педагог произнесёт : «Буря прекратилась!» , дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по всему залу- птицы продолжают свой полёт. Страховка во время игры обязательна , особенно при спуске детей с возвышения .

«Найди себе пару» . Для игры нужны цветные платочки (или ленточки, по количеству детей . Половина платочков одного цвета, остальные другого. Каждый играющий получает по одному платочку. По сигналу педагога дети разбегаются. На сигнал «Найди себе пару!» , дети с платочками одинакового цвета становятся парами. В случае если ребёнок остаётся без пары, играющие говорят : «Ваня, Ваня (Таня) не зевай, быстро пару выбирай!». Игра повторяется.

«Гуси-гуси» . На одной стороне зала (площадке, обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне- пастух. Сбоку от дома логово волка, остальное место площадки -луг. Выбирают детей на роль волка и пастуха, остальные гуси. Пастух выгоняет гусей на луг.

Пастух : «Гуси,гуси!»

Гуси : (останавливаюся и отвечают хором)

Га! Га! Га!

Пастух : «Есть хотите?»

Гуси : Да! Да! Да!

Пастух : «Так летите!»

Гуси : Нам нельзя :

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух : «Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!»

Гуси, расправив крылья (руки в стороны, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать) . Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбирается другой волк и пастух. Игра повторяется.

«Успей выбежать!» . Играющие образуют круг. В центре круга находится примерно одна треть детей . Дети, стоящие по кругу, берутся за руки, идут вправо, по сигналу педагога бегут. Стоящие в центре ритмично хлопают в ладоши. По сигналу «Стой!» , дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Педагог считает до трёх. За это время ребята, стоящие в центре, должны успеть выбежать из круга. После счёта «Три!» , дети быстро опускают руки вниз, не успевшие выбежать считаются проигравшими. При повторении игры на середину выходят другие дети.

«Хитрая лиса» . Играющие становятся по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне вне круга обозначается дом лисы. По сигналу педагога дети закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга, и не заметно дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Дети открывают глаза и хором 3-и раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, а потом громче) : «Хитрая лиса, где ты?» . После третьего раза играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит : «Я здесь!» . Все разбегаются по площадке, а лиса уводит их к себе. Подсчитывают количество пойманных лисой. Игра повторяется с другим водящим.

«Мороз Красный нос» . На противоположных сторонах площадки обозначаются 2-а дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий (Мороз Красный нос) становиться в середине площадке лицом к играющим и говорит :

Я- Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь- дороженьку пуститься?

Играющие отвечают хором :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После произношения слова «Мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой- заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий, и до окончания перебежки стоят, не двигаясь. Педагог вместе с Морозом подсчитывают количество замороженных. После каждой перебежки выбирают другого Мороза. В конце игры сравнивают , кто из водящих был более ловким, и заморозил больше ребят.

«Охотник и зайцы» . Из числа играющих выбирается один охотник, остальные зайцы. На одной стороне площадки отводится место для охотника, а другой– дом зайцев. Охотник ходит по площадке, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается на своё место. Зайцы выпрыгивают из кустов, прыгают на 2-х ногах в разных направлениях. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают в дом, а охотник бросает в ноги зайца снежок. Тех в кого он попал, забирает в свой дом. После каждой охоты выбирается новый охотник, но не из числа пойманных.

Для игры (во избежание травм) лучше использовать самодельные мячи, сшитые из кусочков ткани.

«Белые медведи» . В круг-льдину становятся двое водящих, они- белые медведи. Остальные ребята –медвежата- разбегаются по всей площадке вне льдины. Медведи, держась за руки, стараются настигнуть медвежонка и охватить его свободными руками. Пойманного отводят на льдину. Ловля продолжается, пока не будут пойманы 2-3 медвежонка. после смены медведей игра повторяется. Победители –кого ни разу не поймали.

«Мы весёлые ребята» . Дети становятся на одной стороне площадки за чертой (шнуром) . На противоположной стороне не большой снежный вал высотой 20-30см. Сбоку от играющих (примерно на середине) находятся водящие (салки) . Играющие хором говорят :

Мы – весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови!

После этого все перебегают на другую сторону площадки и прячутся за снежный вал. Стараются запятнать тех, кто не успеют увернуться и забежать за укрытие. После двух перебежек посчитывают количество пойманных. Игра повторяется с другими водящими.

«Снежная королева» . Из числа играющих выбирается водящий (можно считалкой) - Снежная королева. Дети разбегаются по площадке, а Снежная королева старается дотронуться до них. Тот кого она коснулась, превращается в льдинку и должен оставаться на месте. При повторение игры выбирается другой водящий, но не из числа проигравших.

«Ключи» . Играющие становятся в кружки, начерченные в любом порядке на расстоянии 2м друг от друга. Выбирается водящий. Он подходит к одному из играющих и спрашивает : «Где ключи?» . Тот отвечает : «Пойди к (имя) постучи!».В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, он может крикнуть :»Нашёл ключи!».Тот, кто остался без места, становится водящим.

«Карусель» . Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, а потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом :

Еле-еле, еле- еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Всё бегом, бегом, бегом!

После того как дети пробегут 2-3круга, Педагог останавливает их и подаёт сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и продолжают ходьбу и бег. Затем, педагог вместе с детьми произносит :

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два.

Вот и кончилась игра!

Движение карусели замедляется, и с окончанием дети останавливаются.

«Паук и мухи» . В одном из углов зала (площадки) обозначается кружком паутина, где живёт паук (водящий) . Остальные дети изображают мух. По сигналу педагога играющие разбегаются по всему залу- мухи летают жужжат. Паук в это время находится в паутине. По сигналу «Паук!» мухи замирают, останавливаются в том месте, где их застал сигнал. Паук выходит, смотрит. Того, кто шевелится, паук отводит в свою паутину. Подсчитывают проигравших, выбирается другой водящий.

«Море волнуется» . Дети становятся в круг на расстоянии 1-2шагов друг от друга, и каждый чертит вокруг себя кружок. Выбирается водящий. Он идёт между играющими змейкой. Те дети которым играющий скажет «Море волнуется» , идут за ним, постепенно образуя цепочку. Такая цепочка в ходьбе или беге огибает каждый кружок. На слова педагога «Море спокойно» все опускают руки и стараются занять любой свободный кружок. Тот, кто останется без кружка, считается проигравшим.

«Охотники и утки» . Играющие разделяются на две равные команды- охотников и уток. Утки становятся в середину большого круга, охотники располагаются снаружи круга. Охотники, бросая мяч большого диаметра, стараются осалить им уток, те выбывают из игры . Когда большинство уток будет осалено, то команды меняются ролями.

«Лягушки в болоте» . С двух сторон очерчиваются берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой) . Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50см) и говорят :

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлёпнулись лягушки.

Стали квакать из воды :

Кве-ке-ке, кве-ке-ке,

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото. Пойманная лягушка идёт в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман.

«Бездомный заяц» . Из числа играющих выбирается бездомный заяц и охотник. Остальные «зайцы» чертят себе кружки, встают в них – это их домики. По сигналу педагога бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоящий в кружке, должен быстро убежать, так как он становится бездомным и охотник гонится уже за ним. Если охотнику удаётся поймать зайца, который остался без дома, то они меняются ролями.

«Салки с мячом» .Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 2-3шагов друг от друга. Водящий в центре круга, у его ног два мяча, сшитых из кусочков ткани. Водящий выполняет различные движения : приседания, наклоны, хлопки над головой и т. д. Играющие повторяют эти движения. Педагог внезапно произносит : «Беги из круга!» , и все разбегаются в разные стороны.

«Лиса и куры» . Дети изображают кур. Один из изображающий -петух, другой лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит : «Ку-ка-ре-ку!» . Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейка) . Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели подняться на насест и удержаться на нём. При повторении игры выбираются другие дети на роль лисы и петуха.

«Волк во рву» . По средине площадки проводятся две параллельные линии на расстоянии 60-70см одна от другой- это ров. Один из водящих (или двое) – волк, находится во рву. На этой же стороне площадки (в конце, за линией, дом козы. На противоположной стороне рва – пастбище для коз. По сигналу педагога козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волки выбегают изо рва, ловят коз. После каждой перебежки подсчитывается количество пойманных коз, а после двух перебежек водящие меняются.

«Жмурки» Выбирается жмурка. Он встаёт на середину площадки, уму завязывают глаза и несколько раз поворачивают кругом. Дети разбегаются по всей площадке, а жмурка питается поймать кого-либо. Если жмурка приближается к краю площадки, его предупреждают словом «Огонь!» . По правилам играющие должны забегать за условные линии. Игру лучше проводить с небольшим количеством играющих (можно посменно) . По возможности с площадки убирают все лишние предметы. Если жмурка долго не может никого поймать, то его сменяет другой водящий.

«Ловкие ребята» . Играющие располагаются по кругу. Перед каждым по полу (земле) мешочек с песком (можно положить камешек, брусок) . В центре –двое водящих. по сигналу педагога дети прыгают в круг на одной ноге, перепрыгивая через предметы, а обратно на двух ногах; водящие стараются осалить их, прежде чем те успеют прыгнуть обратно из круга. Тот из играющих, до кого дотронулся водящий, получает штрафное очко (но из игры не выбывает ) . Через 30-40 сек игра останавливается и подсчитывают количество проигравших. Выбирается водящие из числа тех, кто ни разу не был пойман. Игра повторяется.

«Пятнашки» . Выбирается водящий, который становиться в центр площадки. После сигнала «Лови!» дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-либо и осалить. Тот, кого коснулся водящий, отходит в сторону. Через некоторое время педагог подает команду : «Стой!» и игра останавливается. Подсчитывается количество пойманных, и выбирается другой водящий.

«Кошка и мышка» . Выбираются водящие : один- кошка, другой- мышка. Дети берутся за руки и образуют круг. Кошка стоит за кругом, а мышка в кругу. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, на играющие приседают, и закрывают входы, и не пропускают её. Если кошка все же пробралась в круг, дети сразу же открывают ворота и пропускают мышку, а кошку стараются из круга не выпустить. Если же кошка поймала мышку, то они обе становятся в круг и играющие выбирают других водящих.

«Конники-спортсмены» . На расстояние 2м от стены обозначены стойла (кружки) в 1м друг от друга. Их должно быть на 2-3 меньше, чем играющих. Дети стоят по кругу, повернувшись правым (левым) боком к центру, изображая спортивных лошадок. По команде «Шаг коня!» лошадки идут, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях; по команде «Поворот!» поворачиваются кругом, продолжая движение в противоположном направление; на команду «Рысью!» - бегут. Задания повторяются 2-3 раза. По команде «В стойла!» все бегут, стараясь занять обозначенное место. Оставшиеся без стойла проигрывают . Игра повторяется.

«Ловля бабочек» . Педагог определяет по две пары водящих- дети с сачками. Остальные бабочки по сигналу «Летите!» дети с сачками (двое детей , держась за руки) ловят бабочек – соединяют руки вокруг бабочки и отводят в установленное место. В то время, когда пойманных уводят педагог говорит : «Бабочки отдыхают, сели на цветок» , дети приседают (пауза) . По сигналу «Летите!» бабочки сова разлетаются. Через некоторое подсчитываются пойманные бабочки, и выбираются другие водящие.

«Не оставайся на земле» . Выбирается водящий, который бегает со всеми детьми. Как только педагог произнесёт «Лови!» - все убегают от водящего и стараются взобраться на возвышение- бревно, пенёк и дт. Если водящему удаётся осалить кого-либо, тот считается пойманным и отходит в сторону. По окончанию игры подсчитывают количество проигравших выбирается другой водящий, из тех кто не был пойман.

«Медведи и пчёлы» . Дети распределяются на две равные группы, одна медведи, остальные –пчёлы. На расстоянии 3м от дома пчёл очерчивается лес, там где находятся медведи.

На противоположной стороне на расстоянии 8-10м –луг. Пчёлы располагаются на своем доме- на возвышение (стенка, скамейка, невысокое бревно) . По сигналу педагога они летят на луг медом и жужжат. В это время медведи забираются в улей и лакомятся мёдом. По сигналу педагога «Медведи!» пчелы летят к своим ульям и жалят (дотрагиваются) тех медведей которые не успели убежать в лес. Затем пчёлы возвращаются в улей и игра возобновляется. При повторении игры дети меняется ролями.

«Коршун- воробышки» . Чертиться круг диаметром 5м. Выбирается водящий- коршун, он становиться в центр круга. Воробышки прыгают на двух ногах в круг (поклевать зернышки) и обратно из круга. А коршун летает по кругу, не даёт воробышкам клевать зерно и ловит их (дотрагивается до них) . Воробышек которого поймали, поднимает вверх руку, делает шаг назад и не участвует в игре. Игра повторяется по несколько раз по 40-50сек. Во время смены водящего возникает пауза,которая и служит отдыхом для детей .

«Караси и щука» . Один водящий-щука, остальные играющие делятся на две подгруппы. Одна из них образует круг- это камешки, другая –караси, которые плавают внутри круга. Щука находиться за пределами круга. По сигналу педагога «Щука!» быстро вбегает в круг щука и старается поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (спрятаться) . Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры , которая повторяется 3-4 раза педагог отмечает водящего-щуку, поймавшую больше всего карасей.

3937 (27 за неделю) / 16.03.16 10:00 /

В последнее время о пользе подвижных игр на природе или хотя бы дома в помещении помнят не все взрослые, не говоря уж о детях. Планшеты, мобильные телефоны, интернет, телевизор совсем «одомашнили» детей. Технические новинки интересны, увлекательны, но они не принесут той пользы, которую приносят подвижные игры.

Детскому растущему организму необходимо постоянное движение. Во время активных подвижных игр дети могут эффективно «выплескивать» свою энергию, направляя ее в нужное русло. После таких игр на улице даже самый активный по характеру ребенок лучше засыпает и крепче спит. Во время подвижных игр тренируется сердечно-сосудистая система, кровообращение работает стабильно, тренируется дыхание, лучше функционируют обменные процессы. Большинство игр помимо физических нагрузок дает ребенку нагрузку на мозг, позволяя тренировать фантазию, скорость реакции.

Как мы упомянули выше, современные дети чаще подвижным играм предпочитают домашние «посиделки» за гаджетами. В этом пристрастии виноват не сам ребенок, а его окружение и близкие люди. Если вы хотите заинтересовать малыша подвижными занятиями, то отбросьте сами электронные устройства и покажите на своем примере, «как нужно отдыхать». Трудно представить ребенка, который не поддержит такую веселую инициативу своего родителя и не заинтересуется совместной подвижной игрой. Такой подход будет полезен всем, и взрослым, и детям.

В данном материале вы найдете широкий перечень подвижных игр для мальчиков самых разных возрастов.

Игры для мальчиков 3 лет

Игры для малышей 3 лет должны быть простыми по правилам, но при этом нести определенную физическую нагрузку. В таком возрасте малыши хорошо приседают, бегают, учатся подпрыгивать, умеют и любят хлопать в ладоши. Именно эти движения лучше всего задействовать в играх. Также двух-трехлетние малыши очень любят неожиданную смену обстановки, когда звук то тихий, то громкий, взрослые кого-то изображают, «пугают» и т.п. Разделения по половым признакам в таком возрасте не особенно важны, поэтому девочки и мальчики охотно играют в одни и те же «потешки».

  1. Игра «Водят мыши хоровод». Лучше если будут играть несколько малышей или хотя бы ребенок с командой взрослых. Один из взрослых изображает кота. «Кот» усаживается на стульчик посредине комнаты и делает вид, что уснул. Дети, они же «мышки», в это время водят вокруг него хоровод, повторяя за ведущим слова: «Водят мыши хоровод, а на стуле дремлет кот. Мыши, тише, не шумите и кота не разбудите! Вот проснется Васька кот и разрушит хоровод!». На последней строчке кот «просыпается» и ловит мышек, которые должны успеть от него убежать. Такая несложная игра тренирует память ребенка, реакцию, скорость и координацию движений. Кроме того, она веселая и потешная.
  2. Игра «Перебрось игрушки». Наверняка у вашего малыша имеется коллекция мягких игрушек. Можно поиграть с ними в интересную игру на точность и координацию движений. Игровое поле, которым может ваша комната, необходимо поделить поровну скакалкой или длинной веревкой. Одна половина поля - одному игроку. У каждого из участников имеется по набору мягких игрушек. Цель игры: перебросить все свои игрушки на поле соперника первым. Если в первый раз малыш хорошо справился с заданием, то можно усложнить правила, забрасывая игрушки в центр обруча. Мы советуем играть в эту игру только мягкими предметами, не используя деревянные кубики, машинки и т.п. Ребенок должен понимать, что «опасные» твердые предметы бросать нельзя, так как можно сделать кому-то больно. А вот мягкие игрушки никого не поранят.
  3. «Машинки». Игра в «машинки» очень проста, но научит ребенка ориентироваться в пространстве и координировать свои движения. Каждый игрок - это «машинка». У каждой такой машинки есть свой «гараж». Это может быть центр обруча, ограждение из диванных подушек и т.п. Когда «наступает день» все машинки выезжают из своих гаражей и ездят по городу. Важно научить малышей передвигаться так, чтобы не задевать друг друга и касаться мебели. После слов ведущего «Машинки, в гараж!» малыши должны «разъехаться» по своим гаражам.
  4. «Успей взять игрушку!». Эта игра позволяет тренировать реакцию ребенка. Вместе с малышом нужно разложить по комнате игрушки. Ребенок должен бегать и стараться эти игрушки не задевать. Когда ведущий хлопнет в ладоши (или позвонит в колокольчик), малышу нужно успеть быстро взять первую попавшуюся игрушку. Потом она кладется на место, и игра начинается заново.

Совет: не старайтесь малышу объяснять правила игр словами! В таком возрасте дети плохо усваивают информацию, переданную в разговоре. Но хорошо запоминают визуально и любят подражать старшим. Лучше покажите ребенку, как надо играть, на своем примере, и он быстро все запомнит!

4 2

Говорят, что движение - это жизнь. Действительно, сложно переоценить значение подвижных игр для малышей и детей постарше. Практически любая акти...

Подвижные игры для мальчиков 4-6 лет

В таком возрасте мальчики уже интересуются «мужскими» играми и больше тянутся к тем занятиям, которые дают им возможность «пострелять», «покататься на машине», «заняться спортом». Конечно, о серьезных увлечениях говорить рано, но можно в процессе игры имитировать серьезное «мужское» занятие. Например, игра «Футбол» в примитивном варианте отлично подходит для детей такого возраста. Нужно поставить на ворота вратаря и попытаться забивать ему голы. Вратарями могут быть папа, сам ребенок и даже компания из нескольких детей. Играть можно и ногами, и руками. Цель игры: показать ребенку, что мяч необходимо забивать в ворота и таким образом зарабатывать очки. Если малыш уже хорошо справляется с игрой, то можно задействовать вторые ворота и немного усложнить правила.

Родителям стоит помнить, что мальчики в среднем дошкольном возрасте любят «осваивать» территорию горизонтально. Поэтому нередко у мальчишек на уровне подсознания заложена тяга к лазанию и играм «на высоте». Одной из таких игр является забава «Принеси и не разлей!». Для нее необходима доска длиной до метра, которую устанавливают на низкую опору, например, на кирпичи. С одной стороны ставят на стул чашку с водой и ложкой, а с другой стороны доски - просто чашку. Цель: набрать воды в ложку и, не расплескав, донести ее по доске до кружки на другом конце. Такая игра отлично тренирует координацию движений, мелкую моторику и аккуратность. Важно, чтобы доска не была на большой высоте, и ребенок в случае падения не получился бы травму. Если ваш малыш еще совсем маленький, то можно просто положить доску на землю, не используя кирпичи.

Игры для мальчиков 7-9 лет

Мальчикам 7-9 лет можно предложить спортивные подвижные игры по типу «веселых стартов» . Это могут быть прыжки в мешках, преодоление препятствий или же игра «Гонка мячей» . Для «Гонки мячей» необходимо собрать две команды участников (минимум по три участника) и выстроить их в две шеренги с расстоянием 40-60 см между игроками. По команде мяч необходимо передавать, кидая через голову назад, стоящему сзади участнику. Когда мяч окажется в руках у последнего игрока в шеренге, то участники команды разворачиваются на 180 градусов и передают друг другу мяч, прокатывая его под ногами. Победит та команда, которая правильно выполнит условия и первой вернет мяч на исходное место.

Не менее интересно играть в таком возрасте в прятки, особенно, если речь идет о «чекЕ» или «сардинках», и когда игра проходит на улице, где много потайных мест. «Чека» является разновидностью игры «прятки», которая совмещена с «догонялками». Ведущий (он же будет искать спрятавшихся), отворачивается к стене и считает, остальные игроки прячутся. Когда он находит спрятавшегося участника, он должен успеть «зачеканить» его, то есть добежать до исходной стены и ударить по ней рукой. Если спрятавшийся участник добежал первым, то проигравшим в этой «схватке» считается ведущий. В следующий раз искать будет тот, кого ведущий успел найти и «зачеканить».

Двигательная активность (ДА) человека представляет собой целенаправленный акт движения, который он осуществляет обдуманно или бессознательно для решен...

Игра «Сардинки» является разновидностью пряток, пришедших к нам с Запада. В этой игре прячется только один участник, а все остальные расходятся на поиски. Когда кто-то находит спрятавшегося, то прячется в том же месте вместе с ним, потом с ними прячется следующий из тех, кто найдет компанию и т.д. Оставшийся последним считается проигравшим.

Игры для мальчиков 10 лет

Игры для мальчиков 10 лет могут быть настоящими приключениями на целый день. Такой игрой, которая может увлечь школьника на улице, является знаменитая забава «Казаки-Разбойники». Этот «квест» советских времен знаком всем ребятам того времени, популярна игра и в современном мире.

  1. «Казаки-Разбойники». Играть лучше всего на улице там, где побольше укромных мест. Все участники по жребию делятся на «казаков» и «разбойников». И тех и других можно выделить специальными веревочными браслетами или же просто запомнить, кто есть кто. Казаки уходят в свою «темницу» и ждут там. Темницу можно обозначить условно, она не должна быть большой. Пока казаки находятся в темнице, разбойнике должны успеть спрятаться по отдельности, оставив подсказки казакам в виде стрелок. Через какое-то время казаки пойдут по направлению стрелок в поисках разбойников. Играть нужно честно и не рисовать стрелки, указывающие неправильное направление. Когда казак находит разбойника, он должен его догнать и поймать. Пойманного ведут за руку в темницу, где охраняют. По пути следования разбойник может сбежать, если казак расслабит руку. Также сбежать он может и из темницы, если кто-то из его товарищей-разбойников «запятнает» его, подбежав и дотронувшись. Поэтому казаку нужно всегда оставаться «начеку», быть внимательным и не реагировать на разбойников, отвлекающих внимание. Если до окончания времени игры разбойников на свободе будет больше, чем в темнице, то они выигрывают.
  2. «Квадрат». Эта игра с мячом рассчитана на две пары участников и для нее необходимо расчертить площадку в виде четырех квадратов. Цель игры: не дать мячу упасть на твоем квадрате, перекидывая его на соседние. Играть можно головой, ногами, коленями, но категорически нельзя трогать руками. Проигравший участник выбывает, и его заменяет кто-то из ожидающих. Эта игра была настолько популярна в советское время, что на площадке с расчерченным полем выстраивались очереди из игроков.

Подвижные игры для подростков

Подросткам интересны игры, в которые можно поиграть веселой компанией из своих друзей, при этом не бегая по всему двору. Это может быть игра «Путаница» или «Твистер». В первом варианте команда из участников выстраивается в линию, взявшись за руки. Остается один ведущий, он же тот, кто будет запутывать, и «распутыватель». Пока второй отворачивается от игроков, первый указывает жестами участникам, как им становится. Можно переступать через кого-то, присаживаться, пролезать между людьми, но запрещено разрывать руки. «Запутаться» нужно как можно сложнее. После слов ведущего: «Баба, нитки рвутся!» отвернувшийся участник должен подойти и распутать этот «клубок», также не разрывая рук участников.

Сильная хватка

Играющие в парах становятся спинами друг к другу по кругу диаметром 1,5 метра и сцепляются согнутыми в локтях руками. Подавая туловище вперед, каждый старается заставить противника оторвать ноги от пола. Побеждает тот, кто большее число раз выиграет поединок.

Вариант 1. Игроки, стоя спиной друг к другу, поднимают вверх палку, взявшись за нее руками. Задача - наклониться вперед и попытаться оторвать соперника от земли. Проигрывает тот, кто окажется в воздухе или отпустит палку.

Вариант 2. Играющие садятся друг против друга на землю (упираясь ступнями в ступни партнера) и берутся за гимнастическую палку. По сигналу оба начинают тянуть палку в свою сторону. Побеждает тот, кто сумеет приподнять соперника, продержав его в таком положении 5 секунд.

Поединок с шестом

На шесте длиной 2,5 метра делают в 70 сантиметрах от центра две отметки. Участники входят в круг диаметром 3 метра и берутся за концы шеста так, что левая рука находится у отметки, а правая - ближе к концу шеста. При этом конец шеста должен выступать наружу из-под правого плеча.

По сигналу игроки стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Запрещается перехватывать руки и вставать на колени. Поединок состоит из двух раундов. Во время второго раунда участники меняют положение рук.

Достань городок

Два участника становятся друг против друга и берутся за концы гимнастической палки. В двух шагах от каждого ставится городок. Выигрывает тот, кто, перетянув соперника, достанет городок. Кто отпустит палку, проигрывает.

Боевые петухи

На земле чертится круг диаметром 2 метра. Две команды становятся шеренгами напротив друг друга. Выбирают капитанов, которые посылают одного из своих игроков в круг. Каждый из них сгибает одну ногу, руки кладет за спину, и по сигналу участники поединка начинают плечом и туловищем выталкивать друг друга из круга, стараясь не вставать на вторую ногу. Нельзя также снимать руки со спины.

Игра продолжается до тех пор, пока все побывают в роли петухов, капитаны сражаются последними. Побеждает команда, в которой окажется больше победителей.

Поединок заканчивается вничью, если оба игрока (в паре) оказались за пределами круга.

Борьба в квадратах

Чертят три квадрата со сторонами 1, 2, 3 метра. Размер первого 3*3 метра, второго 2*2 метра. В большой квадрат капитаны вызывают 4 игроков, которые по сигналу принимают такую же позу, как и в предшествующей игре, и стараются плечом вытолкнуть друг друга из квадрата.

Победитель остается в квадрате. Трое побежденных переходят в соседний квадрат и так же продолжают борьбу. Оставшиеся двое заканчивают поединок в малом квадрате. Игрок, оставшийся в первом квадрате, получает 4 очка, во втором - 3, в третьем - 2, выбывший - 1 очко.

После этого в борьбу вступает новая четверка игроков, и также определяется победитель.

Сильнейшие участники могут затем встретиться в финальном поединке.

Запрещаются грубые толчки, нельзя убирать руки из-за спины и вставать на обе ноги.

Вариант. Если желающих играть много, можно начертить несколько серий квадратов. Тогда начинать борьбу смогут одновременно 8-12 человек.

Тяни в круг

Очерчивают два концентрических круга (один в другом) диаметром 1 и 2 метра. Играющие окружают большой круг, берутся за руки и по команде идут вправо или влево. По второму сигналу (свистку) все останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей (руки не разъединять!). Кто попадет в пространство между кругами одной или двумя ногами, выходит из игры. Разъединившие руки оба выбывают из игры. Затем по сигналу игра возобновляется. Когда играющих останется мало, они становятся вокруг меньшего круга и продолжают соревнования.

Оставшиеся последние два-три игрока считаются победителями.

Вариант. На площадке в виде звездочки ставятся пять булав (городков, кеглей). Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. По сигналу они стараются затянуть соседа к середине так, чтобы он ногой сбил булаву. Сделавший это так же, как и расцепившие руки, выходит из игры, которая продолжается до тех пор, пока не выявится единоличный победитель.

По ходу игры по одной булаве снимается с площадки, и последние двое ведут борьбу вокруг двух-трех булав.

Подвижный ринг

Толстую веревку или канат длиной 3-5 метров связывают свободными концами и кладут в середине площадки. Игроки распределяются по весовым категориям на четверки. Первая четверка подходит к канату с разных сторон и руками поднимает его, образуя ринг. В трех шагах за спиной каждого игрока кладут по мячу или городку.

По сигналу каждый игрок старается первым дотянуться до мяча и коснуться его ногой (взять городок рукой). Тот, кому это удастся, побеждает и отходит в сторону. Оставшаяся тройка игроков снова берет канат и тянет его уже по трем разным направлениям, стремясь выполнить то же задание. Победитель занимает 2-е место. Так же разыгрывается 3-е место: двое игроков тянут канат в противоположные стороны. Предметы за спиной игроков каждый раз переставляются, для чего на площадке можно сделать метки.

Затем соревнуются вторая, третья, четвертая группы и т. д. В финале встречаются победители, а в утешительных поединках - остальные участники игры.

Перетяжка парами

Площадка делится пополам. Еще две линии чертят справа и слева в 3 метрах от средней линии и параллельно ей. На них выстраиваются лицом друг к другу две равные по силам команды. По сигналу они подходят к средней линии и берут правой рукой друг друга за запястье, а левую кладут за спину. По сигналу игроки стремятся перетянуть соперника за черту, что находится за спиной. Поддавшийся игрок остается на стороне противника до подсчета очков. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть в свою сторону больше игроков.

Вариант. Игру можно усложнить, перетягивая двумя руками, а также ввести новое правила: тот, кто перетянул игрока, может взять товарища по команде за пояс и помогать ему в поединке с соперником.

Правилами игры не разрешается расцеплять (выдергивать из рук соперника) свои руки. Сделавший это дважды считается проигравшим.

Перетягивание каната

Вдоль площадки кладут канат. Середина его отмечается цветной ленточкой. На земле в 2 метрах от середины поля проводят две параллельные линии. Две команды становятся вдоль каната с разных сторон. По сигналу играющие берутся руками за канат, поднимают с земли и по сигналу начинают тянуть его в свою сторону. Когда канат будет перетянут за линию одной из команд (ее пересечет цветная ленточка), игра останавливается. Игроки меняются сторонами площадки. Поединок повторяется.

Побеждает команда, которая большее число раз сумела перетянуть канат на свою сторону. Правила запрещают играющим отпускать канат. Перед игрой капитан команды может по своему усмотрению расставлять участников справа и слева от каната. Руки игроков, стоящих впереди, не должны быть ближе чем на 50-60 сантиметров от центральной ленточки.

Вариант. Канат кладут посередине. Обе команды выстраиваются в 15-20 шагах параллельно канату, поворачиваются к нему спиной и выполняют различные движения руками до сигнала. Когда прозвучит свисток, все поворачиваются и устремляются к канату. Задача игроков захватить канат (любым способом) и унести за линию своего дома. В ходе игры разворачивается борьба. Правила разрешают игрокам хватать канат за середину, за концы и другие части.

Команда победила, если весь канат оказался за линией ее дома (где первоначально стояла команда).

Прорыв цепи

Пять-семь игроков, взявшись за руки, образуют круг. Столько же игроков в круге. По команде ведущего находящиеся в центре начинают прорываться за круг, разъединяя руки участников другой команды. После того как последний игрок прорвет цепь, игроки меняются ролями. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Парная чехарда Игроки строятся парами за общей линией, которая является стартом и финишем. Одновременно соревнуются две пары. Перед каждой из них ставится на равном расстоянии отметка для поворота (камень, воткнутая в землю палка, городок). Один в паре принимает положение стоя, согнувшись для чехарды.

По сигналу руководителя второй игрок выполняет опорный прыжок через первого, делает шаг вперед и принимает такое же положение. Так они продвигаются вперед до поворота и обратно. Пара, раньше вернувшаяся к исходной линии, соревнуется со следующей парой. Побеждают игроки, сумевшие выиграть у трех пар.

C ношей на спине

Играющие парами стоят за общей линией, один смотрит по направлению бега, другой поворачивается к нему спиной. Партнеры захватывают друг друга согнутыми в локтях руками. По сигналу пары устремляются вперед. При этом один игрок, слегка согнувшись, несет на спине своего партнера до поворотной отметки, находящейся в 10 метрах.

Там они меняются ролями, и обратно к линии финиша (бывшего стартом) на спине своего товарища везет второй игрок. Пара, раньше вернувшаяся к исходной линии, объявляется победительницей. Соответственно определяются 2-е и 3-е места. Если желающих соревноваться много, то победителей среди остальных можно определить, лишь проведя по нескольку забегов.

Слон Эта игра для ребят, возраст которых не менее 12-13 лет. Участвует 6-12 человек и больше. Играющие делятся на две группы: одни изображают слона, другие напрыгивают на него. Чертится линия разбега. Команда, которая образует живой снаряд («слона»), становится колонной спиной к линии разбега. Направляющий (самый сильный) упирается руками в свою выставленную вперед ногу и наклоняет голову (как в чехарде). Стоящий крепко обхватывает его за пояс. За ним - третий и так далее (не более 6 человек). Удерживая друг друга, они образуют живой снаряд для прыжков.

Игроки другой команды по очереди, разбегаясь, на-прыгивают на «слона». При этом первый старается сесть верхом как можно дальше вперед, чтобы оставить место для следующих. Тому, кто вспрыгнул, важно удержаться на «слоне», не хватаясь руками за него. Это считается нарушением правил, так же, как и неудачный прыжок, т. е. падение со «слона». Если нарушений нет и все игроки остались сидеть верхом на «слоне», последний из них кричит «Есть!». По этой команде игроки, что внизу, начинают продвигаться вперед к линии, которая находится в пяти шагах от направляющего. За каждого игрока-наездника, который не удержался и соскользнул вниз, команде начисляется штрафное очко. Затем команды меняются ролями.

Выигрывает команда, игроки которой получат меньше штрафных очков.

Ножной мяч в кругу

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Один из игроков (по жребию) идет в круг, взяв с собой мяч (футбольный, резиновый или какой-либо другой). Водящий, ударяя ногой по мячу, стремится выбить его из круга. Играющие задерживают мяч ногами, не позволяя ему вылететь из круга. Задержанный мяч они передают ногами между собой, не давая его водящему. Если водящему удалось выбить мяч из круга (он должен пролететь не выше коленей играющих), то на его место идет игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Поэтому каждый участник игры старается защитить промежуток между собой и соседом справа.

Повторяя игру, можно условиться, что каждый защищает промежуток влево от себя.

Вариант. Предусматривается более тесный контакт между играющими, т. е. стоящие по кругу в процессе игры держатся за руки и не разъединяют их при отбивании и передаче мяча.

Борьба всадников

Ребята делятся на две команды, равные по силам, а затем в командах - на пары. В каждой паре «всадник» садится на плечи своему «коню». Команды выстраиваются возле средней линии, и по сигналу начинается борьба «всадников». Каждый старается поудобнее схватить своего соперника и стащить его с «коня», оставаясь сам в седле. «Кони» участия в борьбе не принимают, стараются лишь крепче держаться на ногах.

Если оба «всадника» выбиты из седла, поражение засчитывается тому, кто коснулся земли первым.

Затем игроки меняются ролями.

Ногой и головой через сетку

Играют на волейбольном поле две команды по 4 человека через сетку высотой 100-110 сантиметров. По свистку игрок одной из команд перебивает футбольный мяч ногой (с рук) через сетку на половину противника.

Задача игроков, на стороне которых оказался мяч, - переправить его обратно через сетку не более чем тремя ударами ногой или головой. В ходе игры разрешается в борьбе за мяч переносить ногу через сетку, но не касаться ее.

Если одна из команд допустит ошибку (касание одним игроком мяча дважды, касание мяча руками при отбивании, касание сетки, удар за линию площадки), игра останавливается. Команда, допустившая ошибку, проигрывает очко или подачу. Счет ведется как в волейболе. Со сменой подачи (после ошибки подававшей команды) игроки перемещаются на площадке по часовой стрелке. В ходе каждой партии разрешается делать замены игроков и брать команде один 30-секундный перерыв.

Играют три партии до 10 очков каждая. После каждой партии игроки меняются сторонами площадки.

Пятнашки

Это одна из самых любимых и популярных игр. Все играющие разбегаются по площадке, а пятнашка (водящий) их ловит. Тот, кого он запятнает, становится пятнашкой. В эту всем известную игру можно ввести ряд дополнительных правил и осложнений, что сделает игру более интересной и привлекательной. В один раз рекомендуется использовать только одно дополнение, другие пригодятся для повторения игры. Примеры дополнений:

Если пятнашка гонится за кем-либо из играющих, а ему пересекает дорогу другой играющий, то он обязан погнаться за ним. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока. Стоит убегающему присесть - и он уже в безопасноси. Играющий может спастись от пятнашки, если станет возле дерева и обнимет его руками. Пятнашка не может запятнать того игрока, который возьметься за руки с другим играющим. Все играющие, кроме пятнашки, имеют за воротником по ленточке. Пятнашка, догоняя убегающего, вытягивает у него ленточку и затыкает себе за воротник. Оставшийся без ленты становится пятнашкой.

Бег по кругу

Играющие образуют круг и становятся на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. Перед носками играющих проводится черта. По команде руководителя все поворачиваются направа и начинают бег вдоль черты по наружной стороне круга. Каждый старается догнать бегущего впереди. Тот, кого запятнали, выходит из игры. Игра заканчивается, когда в кругу останеся 3-4 игрока. Они считаются победителями. Во время бега, если игра затягивается, руководитель (ведущий) может подать сигнал, по которому играющие поворачиваются кругом и бегут в обратном направлении. Это рекомендуется делать регулярно, чтобы у играющих не закружилась голова.

Воробьи-попрыгунчики

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - "кот", он помещается в центре круга, остальные играющие - "воробушки" - становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя воробушки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот - воробушком и игра повторяется вновь.

Передал - садись

Участники разбиваются на несколько команд. Оптимальное количество участников команды - 6-8 человек. Команды выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны, лицом к ней, на расстоянии 5-6 шагов становится капитан. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на пол. Капитаны бросают мяч вторым, пото третьим игрокам и т.д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает мяч вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан которой первым поднял мяч и игроки которой первыми вскочили. Если во время игры кто-либо уронит мяч, он должен его поднять и бросить, встав на свое место.

Охотники

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой!" все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. "Убитые" заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок сошел с места, он заменяет охотника.

Конкурс "Чемпион малого мяча"

Этот конкурс для детей состоит минимум из трех упражнений, которые необходимо показать заранее и дать возможность потренироваться. Для конкурса создается жюри, так как оценивается навыки ребенка по владению мячом. Одно из упражнений может быть "показательным выступлением", это упражнение ребенок выбирает или придумывает сам. Каждое упражнение необходимо повторить три раза подряд В качестве обязательных упражнений для конкурса можно предложить такие:

Подбросить мяч вверх, опуститься на одно колено и поймать мяч двумя руками. Стоя ноги врозь, взять мяч в правую руку, отвести ее за спину и подбросить мяч так, чтобы он перелетел через левое плечо. Поймать мяч спереди левой рукой. Держать мяч правой рукой, вытянутой вперед и повернутой ладонью книзу. Разняв пальцы, выпустить мяч и поймать его левой рукой над самой землей, захватывая сверху.

Конкурс "Чемпион скакалки"

Этот конкурс проводится по аналогии с конкурсом "Чемпион малого мяча". В качестве обязательных упражнений можно предложить следующие:

  • Вращая скакалку, перепрыгивать через нее со скрещенными ногами (или в полуприседе)
  • Вращая скакалку, прыгать на одной ноге, держа вторую вытянутой вперед или назад
  • Вращать скакалку так быстро и прыгать так высоко, чтобы скакалка во время прыжка успела проййти под ногами два раза.

Тяни в круг

Это коллективная игра, оптимальное количество участников - 6-8 человек. Они становятся в круг и берутся за руки. Перед носками их ног чертится круг диаметром около 1 метра. Внутри этого круга чертится круг меньших размеров, так чтобы между первой и второй окружностью было расстояние 50-40 см. Эти 50-40 см - запретная зона. Игроки взявшись за руки идут вправо или влево. По команде ведущего "Тяни!", каждый игрок старается втянуть за черту большого круга своего соседа, находящегося справа или слева от него. Однако он сам может оказаться в любой момент за этой чертой, поэтому, спасаясь, игрок может перешагнуть через запретную зону и оказаться внутри малого круга - на "спасительном острове". Игрок, вступивший хотя бы одной ногой в пространство между большим и малым кругом выбывает из игры. Та же участь постигает и тех игроков, которые расцепят руки. Когда играющих станет меньше и они не смогут окружить черту большого круга, все становятся перед чертой малого круга и игра продолжается. Здесь уже "спасительного острова" нет, и каждый заступивший за черту выбывает из игры. В дальнейшем можно усложнить игру, поставив кегли вместо нарисованной запретной зоны, в этом случае задача - не сбить кегли.

Двенадцать палочек

Это усложненная игра "в прятки". Сначала выбирают водящего. Он берет камень и кладет на него небольшую доску. Получается подкидное устройство, напоминающее катапульту. На одном из концов доски укладывают 12 палочек размером с короткий, но толстый карандаш. Когда все готовао, один из игроков с силой наступает ногой на свободный конец подкидной доски. Палочки разлетаются и все разбегаются прятаться. Водящий собирает палочки и укладывает их на прежнее место, после чего отправляется на поиски игроков. Если водящй заметил кого-либо из спрятавшихся, он бежит к доске, дотрагивается до нее рукой и громко произносит имя обнаруженного игрока, после чего тот выходит из укрытия. Водящий продолжает поиски. Если во время поисков одному из игроков удалось подбежать к доске, опередив водящего и разбить палочки, то водящий снова начинает их собирать, а остальные прячутся. Если водящий обнаружил всех игроков - игра закончена и при помощи считалки выбирается новый водящий для продолжения игры.

Защита крепости или Тренируем вратаря.

Игроки становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук друг от друга, перед носками их ног чертят круг. В его середину ставят треножник из связанных в верхней части палок. Это "крепость". Один из игроков идет в середину круга для защиты "крепости". По сигналу руководитлея игроки начинают перебрасывать мяч между собой и, улучив момент, бросают его в треножник. Водящий защищает "крепость", отбивая мяч. Он свободно передвигается в круге. Если мяч попал в треножник и сдвинул с места, но не повалил, игра продолжается. Водящий может снова поставить его в середину круга. если же "крпость" пала, т.е. треножник упал, тот кто это сделал идет в круг и становится "защитником крепости". Если бросая мяч, игрок заступил за черту, этот бросок не считается. Игру можно усложнить, поставив вместо треножника 4-5 кеглей, в этом случае игра считается оконченной когда все кегли упали, при этом "защитник крепости" не вправе поднимать и ставить кегли обратно.

Второй лишний наоборот

Выбирают двух водящих. Участник встают по круг на расстоянии одного шага друг от друга. Один из водящих убегает, другой его догоняет. Бегать через круг запрещено. Когда убегающему грозит опасность, он может встать впереди любого игрока, стоящего в круге. Оказавшийся сзади считается водящим и начинает преследовать того игрока, который только что был в роли догоняющего. Догоняющему игроку надо быть особенно внимательным, така в любой момент он может оказать в роли убегающего.

Двойные горелки с мячем

На площадке надо начертить две параллельные линии на расстоянии 30-40 шагов друг от друга. По жребию выбирают двух водящих. Остальные участники составляют две команды, и разбившись парами, встают за чертой на противоположных сторонах площадки.

Водящие имеют в руках по одному мячу, они занимают центр площадки. По сигналу каждый из них два раза подбрасывает свой мяч вверх и ловит. Как только мячи первый раз подброшены, первые пары в колоннах разъединяют руки и бегут навтречу друг другу. Задача игроков каждой команды соединиться в новые пары с игроками, бегущими навстречу. Водящие пытаются помешать им и стараются выбить (запятнать) их мячом. Если игрокам удалось встретиться и их не запятнали, то они образуют новые пары. Если выбиты два игрока - они становятся ведущими. В этой игре две команды не соревнуются, а наоборот объединяются чтобы достичь общей цели. Победителями становятся те, кого за время игры не удалось запятнать.