Комбатанты лица. Понятие жертв войны

В Декларации Генеральной Ассамблеи ООН
«О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. подчеркивается, что
«каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства » .


Европейская конвенция об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г. и др. Данными международными актами наемничество отнесено к преступлениям против мира и безопасности человечества и названо опаснейшим военным преступлением.

О высокой общественной опасности наемнической деятельности свидетельствуют факты участия наемников во многих регионах мира, на всех пяти контитентах. Эти лица нередко провоцируют вооруженные столкновения, способствуют их усилению, нарушают спокойную нормальную жизнь населения.

Наемничество является сложным явлением, характеризующимся тем, что представляет собой не только уголовно-правовое, но и идеологическое, а также социальное явление. Его общественная опасность в первую очередь проявляется в том, что формируется особый слой людей, основной профессией которых становятся массовые убийства, истязания, разрушение, разграбление национального имущества, совершение государственных переворотов, осуществление насильственных действий по корыстным мотивам. Данные лица утрачивают общепризнанные человеческие ценности и провоцируют возникновение новых военных столкновений и конфликтов в разных частях мира в целях своей востребованности.

Значительное влияние на становление понятие наемничества оказал принятый в 1977 г. Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Принятие нормы о наемнике в данном Протоколе было связано с вопросом гуманизации вооруженных конфликтов. Одна из ее целей -выявить наибольший круг лиц со статусом комбатанта и военнопленного. Исключением из них были наемники, понятие которых и давал Протокол.

Комбатант

(от фр. Combatant — сражающийся) понятие было определено в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям (8 июня 1977 г.), как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться также партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение сопротивления.

Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом. Эти ограничения, относящиеся к ведению боевых действий известны под названием Гаагского права, которое включает в себя нормы ряда конвенций и протоколов. Некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только для самообороны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

В классической трактовке МГП (Международное гуманитарное право) принято указывать 4 признака, отличающих комбатантов, установленных в Гаагской Конвенции 1907 года и Женевских Конвенциях от 1949 года. Так, помимо состава вооруженных сил, комбатантами считаются также ополчения и добровольческие отряды, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
. имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
. имеют определенный и видимый издали отличительный знак,
. открыто носят оружие,
. соблюдают законы и обычаи войны.

Любое лицо, использующее силу против неприятеля, но не являющееся комбатантом, несет персональную ответственность за свои действия по нормам национального законодательства.

Наёмник - это лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
c) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Ст. 1 Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников
Термин «наемник» означает любое лицо, которое:
. специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
. свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом; или
. подрыв территориальной целостности государства;
. принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
. не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
. не направлено государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в личный состав его вооруженных сил.

Фактически определения в обоих случаях идентичны, за исключением некоторых аспектов. А именно Конвенция детализирует понятие «наемник».

Доброволец

В то время как доброволец входит в личный состав вооруженных сил государства. При этом, воюющая сторона ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил. (ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года.)
Добровольцу также может выплачиваться материальное вознаграждение, однако, так как он входит в состав вооруженных сил государства, то оно будет таким же как и у лиц того же ранга.

Что же касается схожих положений в правовом статусе наемников и добровольцев, то здесь можно говорить об:
— отсутствии правовой связи с государством, находящимся в конфликте (т.е. гражданство или постоянное проживание на территории государства). Данный критерий является обязательным для наемников, и, в то же время, доброволец может быть гражданином иного государства;
— ни наемники, ни добровольцы не направлены государством для выполнения официальных функций, что позволяет их отличить от военных советников. Последние действуют на основании межгосударственных соглашений.

Заключение

Рассмотрев статус наемников и добровольцев и сравнив их правовое положение можно сделать следующие выводы- несмотря на общие характерные черты, свойственные обеим группам, существенным различием между их правовым статусом является критерий законности участия в вооруженном конфликте.

Таким образом:

. добровольцы являются законными комбатантами, следовательно, они не могут быть привлечены к ответственности за факт участия в вооруженном конфликте и, в случае захвата противником, они будут считаться военнопленными. Отвественность за нарушения МГП добровольцами в ходе вооруженного конфликта будет нести государство, на стороне которого они воюют, а также сами добровольцы в рамках индивидуальной отвественности.
. наемники являются преступниками и подлежат привлечению к ответственности за свою деятельность как таковую. При этом, к ответственности должно быть также привлечено государство, использующее наемников в ходе вооруженного конфликта.

Насобирал с миру по нитке:
Inter-American Commission on Human Rights, Report on Terrorism and Human Rights, OEA/Ser.L/ — V/ II.116 Doc. 5 rev. 1 corr., 22 October 2002, para. 68.
Кнут Дерман. Правовой статус «незаконных/не подпадающих под защиту конвенций комбатантов». Международный журнал Красного Креста, 2003, № 849. С. 1
Полковник У.К. Уоткин. Комбатанты, «непривилегированные воюющие» и конфликты XXI века. Рабочий доклад. ГАРВАРДСКАЯ ПРОГРАММА ПО ГУМАНИТАРНОЙ ПОЛИТИКЕ И ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ. С. 6
Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. 1989 г. С. 35
Алешин В.В. Наёмничество — преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 159.
Демоян Г.Д. Исламские наемники в карабахском конфликте. Ближний Восток и современность. Изд. 20. 2003 г. С. 314-323.
Алешин В.В. Наемничество -преступление международного характера. Российский ежегодник международного права. Изд. 20. 1998-1999 гг. С. 163.
David E. Mercenaires et volontaires internationaux en droit des gens. Bruxelles. 1976. p. 239
Разграничение понятий «доброволец» и «наёмник» в системе международного гуманитарного права / MyPublication.org
Комбатант — Википедия
Реферат: Основные положения международного гуманитарного права, применяемые в вооруженных конфликтах.

Наёмник | rampage-team.ru
www.ohchr.org/Documents/Publications/Fac tSheet28ru.pdf

С кадыровскими террористами и прочими диверсантами, посылаемые в Украину из России, путинский режим может быть признан спонсором терроризма со всеми вытекающими.
Петиция набрала необходимые 100k подписей для рассмотрения.

Значение слова:

Комбатанты (фр. combattant) - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.). К. охватывают личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил; партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, экипажи торговых морских судов и экипажи самолетов гражданской авиации, если они переоборудованы в военные. Участники любых нерегулярных отрядов повстанцев и сопротивления могут признаваться К., если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. В отличие от некомбатантов к К. в ходе боевых действий можно применять любые меры насилия, вплоть до уничтожения. К., попавший во власть неприятельской стороны, пользуется режимом военнопленного (в отличие от лиц, незаконно участвующих в боевых действиях). (фр. combattant - сражающийся, боевой: воин. боец) - члены персонала частей и соединений сухопутных, морских и воздушных сил, а также внутренних войск (включая милицию или полицию), формирований службы государственной безопасности (имеются в виду только те военнослужащие, которые призваны непосредственно участвовать в боевых операциях), участники военного ополчения, отрядов добровольцев, личный состав организованного движения сопротивления (партизан) и население, стихийно взявшее в руки оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятельского государства (Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.). Непременным требованием, предъявляемым международным правом к К., является наличие у них явных и стойких признаков, отличающих их от представителей мирного населения - одежды особого фасона (военной формы), видимых издали знаков различия, повязок на головных уборах или на рукавах, а также открытого ношения оружия в зоне боевых операций. Принадлежность лица к категории К. наделяет его правом участия в военных действиях, а в случае пленения - статусом военнопленного. С другой стороны, принадлежность к категории К. делает правомерным применение к данному лицу воюющей стороной военных мер насилия, вплоть до лишения его жизни в ходе военных действий. Важнейшее из требований, предъявляемых международным правом к К., - неукоснительное соблюдение ими законов и обычаев войны, зафиксированных в международных договорах или международных обычаях и основных принципах международного права, в частности соблюдение запретов или ограничений на применение определенных средств и методов ведения войны. Несоблюдение таких требований - основание для лишения лица статуса К. и объявления его военным преступником. От К. следует отличать лиц, входящих в состав медицинского и духовного персонала военных формирований (интенданты, работники органов военной юстиции, военные корреспонденты, а также лица, сопровождающие воинские формирования, - рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). К этой категории лиц, именуемых некомбатантами не применимы меры военного насилия и режима военного плена. Особый юридический статус установлен для такой категории К., какими являются парламентеры - лица, специально уполномоченные военным командованием данной воюющей стороны или отдельной воинской части на ведение переговоров с военными властями неприятельской стороны. Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага как отличительного признака, выделяющего их из общей массы К. И хотя само по себе выставление (поднятие) белого флага не обязывает противника к прекращению военных действий вообще, все же обстрел парламентерской группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов представляет собой военное преступление. Парламентер не может быть взят в плен, и ему должна предоставляться полная возможность возвратиться на позиции своих войск: лишь в случае, когда имеются опасения в передаче парламентером своей стороне данных, которые могут быть оперативно использованы против неприятеля, он может быть подвергнут временному задержанию. В предоставлении неприкосновенности парламентеру может быть отказано, если имеются доказательства использования им своего исключительного положения в целях военного шпионажа, совершения диверсии или подстрекательства военнослужащих противника к измене своей армии или стране. Командование, направившее такого парламентера, должно быть информировано о происшедшем инциденте. Правовое положение К. не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), под которыми подразумеваются лица, действующие тайно или использующие ложные предлоги для сбора разведывательных данных и других сведений военного характера в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить указанные сведения противной стороне. Лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться, как со шпионом". Если же военнослужащий одной из воюющих сторон занимается сбором сведений на территории, контролируемой другой воюющей стороной, будучи облаченным в "форменную одежду своих вооруженных сил" и при этом "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то таковой не должен рассматриваться как военный шпион, а квалифицируется как военный разведчик, т.е. лицо, обладающее статусом К. Из-под покровительства норм международного права исключается категория лиц, которые по собственной воле могут принимать участие в военных действиях, не будучи в то же время К. Таковыми являются наемники. Не относятся к категории К., как и к числу наемников, военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.

фр. combattant) - в международном праве лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I (1977 г.) к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.). К. охватывают личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил; партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, экипажи торговых морских судов и экипажи самолетов гражданской авиации, если они переоборудованы в военные. Участники любых нерегулярных отрядов повстанцев и сопротивления могут признаваться К., если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны. В отличие от некомбатантов к К. в ходе боевых действий можно применять любые меры насилия, вплоть до уничтожения. К., попавший во власть неприятельской стороны, пользуется режимом военнопленного (в отличие от лиц, незаконно участвующих в боевых действиях).

Отличное определение

Неполное определение

КОМБАТАНТЫ

фр. combattant - сражающийся, боевой: воин. боец) - члены персонала частей и соединений сухопутных, морских и воздушных сил, а также внутренних войск (включая милицию или полицию), формирований службы государственной безопасности (имеются в виду только те военнослужащие, которые призваны непосредственно участвовать в боевых операциях), участники военного ополчения, отрядов добровольцев, личный состав организованного движения сопротивления (партизан) и население, стихийно взявшее в руки оружие для борьбы с вторгающимися войсками неприятельского государства (Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 и 1907 гг., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.).

Непременным требованием, предъявляемым международным правом к К., является наличие у них явных и стойких признаков, отличающих их от представителей мирного населения - одежды особого фасона (военной формы), видимых издали знаков различия, повязок на головных уборах или на рукавах, а также открытого ношения оружия в зоне боевых операций. Принадлежность лица к категории К. наделяет его правом участия в военных действиях, а в случае пленения - статусом военнопленного. С другой стороны, принадлежность к категории К. делает правомерным применение к данному лицу воюющей стороной военных мер насилия, вплоть до лишения его жизни в ходе военных действий. Важнейшее из требований, предъявляемых международным правом к К., - неукоснительное соблюдение ими законов и обычаев войны, зафиксированных в международных договорах или международных обычаях и основных принципах международного права, в частности соблюдение запретов или ограничений на применение определенных средств и методов ведения войны. Несоблюдение таких требований - основание для лишения лица статуса К. и объявления его военным преступником.

От К. следует отличать лиц, входящих в состав медицинского и духовного персонала военных формирований (интенданты, работники органов военной юстиции, военные корреспонденты, а также лица, сопровождающие воинские формирования, - рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). К этой категории лиц, именуемых некомбатантами не применимы меры военного насилия и режима военного плена.

Особый юридический статус установлен для такой категории К., какими являются парламентеры - лица, специально уполномоченные военным командованием данной воюющей стороны или отдельной воинской части на ведение переговоров с военными властями неприятельской стороны. Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага как отличительного признака, выделяющего их из общей массы К. И хотя само по себе выставление (поднятие) белого флага не обязывает противника к прекращению военных действий вообще, все же обстрел парламентерской группы считается недопустимым, а нарушение неприкосновенности ее членов представляет собой военное преступление.

Парламентер не может быть взят в плен, и ему должна предоставляться полная возможность возвратиться на позиции своих войск: лишь в случае, когда имеются опасения в передаче парламентером своей стороне данных, которые могут быть оперативно использованы против неприятеля, он может быть подвергнут временному задержанию. В предоставлении неприкосновенности парламентеру может быть отказано, если имеются доказательства использования им своего исключительного положения в целях военного шпионажа, совершения диверсии или подстрекательства военнослужащих противника к измене своей армии или стране. Командование, направившее такого парламентера, должно быть информировано о происшедшем инциденте.

Правовое положение К. не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), под которыми подразумеваются лица, действующие тайно или использующие ложные предлоги для сбора разведывательных данных и других сведений военного характера в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить указанные сведения противной стороне.

Лицо из состава вооруженных сил, "попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться, как со шпионом". Если же военнослужащий одной из воюющих сторон занимается сбором сведений на территории, контролируемой другой воюющей стороной, будучи облаченным в "форменную одежду своих вооруженных сил" и при этом "не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам", то таковой не должен рассматриваться как военный шпион, а квалифицируется как военный разведчик, т.е. лицо, обладающее статусом К.

Из-под покровительства норм международного права исключается категория лиц, которые по собственной воле могут принимать участие в военных действиях, не будучи в то же время К. Таковыми являются наемники. Не относятся к категории К., как и к числу наемников, военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Статья 44 - Комбатанты и военнопленные

1. Любой комбатант, как это определено в статье 43 , который попадает во власть противной стороны, является военнопленным.

2. Хотя все комбатанты обязаны соблюдать нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, нарушения этих норм не лишают комбатанта его права считаться комбатантом или, если он попадает во власть противной стороны, его права считаться военнопленным, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 3 и 4.

3. Для того чтобы содействовать усилению защиты гражданского населения от последствий военных действий, комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению. Однако в связи с тем, что во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатанта, при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие:

а) во время каждого военного столкновения; и

б) в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие.

Действия, отвечающие требованиям настоящего пункта, не рассматриваются как вероломные в значении статьи 37, пункт 1в).

4. Комбатант, который попадает во власть противной стороны в то время, когда он не выполняет требования, изложенные во второй фразе пункта 3, лишается права считаться военнопленным, но тем не менее ему предоставляется защита, равноценная во всех отношениях той, которая предоставляется военнопленным в соответствии с Третьей конвенцией и настоящим Протоколом. Такая защита включает защиту, равноценную той, которая предоставляется военнопленным в соответствии с Третьей конвенцией в случае, если такое лицо предается суду и несет наказание за любые правонарушения, которые оно совершило.

5. Любой комбатант, который попадает во власть противной стороны, когда он не участвует в нападении или в военной операции, являющейся подготовкой к нападению, не теряет своего права считаться комбатантом и военнопленным в силу совершенных им ранее действий.

6. Данная статья не наносит ущерба праву любого лица считаться военнопленным в соответствии со статьей 4 Третьей конвенции.

7. Данная статья не имеет целью изменить общепринятую практику государств в отношении ношения форменной одежды комбатантам, включенным в состав одетых в форму вооруженных подразделений регулярных войск стороны, находящейся в конфликте.

8. В дополнение к категориям лиц, упомянутых в статье 13 Первой и Второй конвенций, все лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, как это определено в

Военные действия ведутся вооруженными силами воюющих государств. В праве вооруженных конфликтов вооруженные силы делятся на две категории лиц: те, что воюют, или комбатанты (от франц. combattant - боец, воин), и те, что не воюют, или некомбатанти.

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющего государства, имеющих право принимать участие в военных действиях. Правовой статус комбатанта включает: 1) право применять военную силу; 2) быть объектом применения военной силы вплоть до физического уничтожения; 3) право на обращение с ним как с военнопленным в случае попадания в руки врага. Военная сила не применяется к комбатанта в случае его ранения или попадания в плен.

По мере развития и совершенствования права вооруженных конфликтов расширялся круг лиц, относящихся к комбатантов. Так, согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. к таким лицам относятся: личный состав вооруженных сил стороны, находящиеся в вооруженном конфликте; личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил; личный состав организованных движений сопротивления и партизанских формирований, если они отвечают следующим условиям: а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; B) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; с) открыто носят оружие; (и) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны; члены экипажей торговых судов и гражданской авиации, которые непосредственно участвуют в военных действиях; население неоккупированной территории, которое берется за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

В ст. 43 Дополнительного протокола i к Женевским конвенциям 1949 г. предоставляется развернутое определение понятия "вооруженные силы". При этом отмечается, что лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны (за исключением тех, что не воюют), являются комбатантами, т.е. имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.

Новеллой современного международного права является зачисление партизан и участников национально-освободительных войн к комбатантов. Хотя положение о том, что они должны иметь отчетливые знаки и открыто носить оружие, с тем чтобы обладать статусом комбатанта, ставилось под сомнение, поскольку специфика партизанской и национально-освободительной борьбы предусматривает при проведении некоторых военных операций определенный уровень секретности. Однако неоспоримым является условие, что партизаны и лица, участвующие в национально-освободительной борьбе, должны придерживаться законов и обычаев войны.

К некомбатантов относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях. Главная черта правового статуса некомбатанта - неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой - могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества. Поэтому некомбатанти имеют право на покровительство со стороны врага, если окажутся у него в руках.

Разделение участников вооруженных конфликтов на комбатантов и некомбатантов связан с различным объемом прав и обязанностей в них во время военных действий, что влияет на режим военного плена.

Среди лиц, участвующих в вооруженных конфликтах, также выделяют военных разведчиков и военных шпионов, добровольцев и наемников, переговорщиков.

Военный шпион - это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить таковые противоположной стороне (ст. XXIX приложения к Гаагской конвенции о законах и обычаях суходольной войны 1907 г.). В соответствии с дополнительным протоколом И к Женевским конвенциям 1949 г. "любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны тогда, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом" (ст. 46). Не считается шпионом лицо из состава вооруженных сил стороны конфликта, если она собирает или пытается собирать от имени этой стороны информацию на территории, контролируемой противником, и при этом носит форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам. Такое лицо не "теряет своего права на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом" (п. Из ст. 46 дополнительного протокола i). Этот человек признается, таким образом, военным разведчиком. В случае попадания в руки врага во время сбора разведывательных сведений или попытки их сбора на нее распространяется статус военнопленного.

Во время вооруженных конфликтов на стороне воюющих государств принимают участие добровольцы. В ст. VI Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. установлено, что "ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих"1.3 учитывая то, что эти частные лица из нейтральных государств добровольно вступают в состав вооруженных сил одного из воюющих государств, они, с одной стороны, становятся законными комбатантами, а с другой - теряют статус лица нейтрального государства. Ответственность за их действия несет воюющая государство, на стороне которого они воюют.

В вооруженных конфликтах могут участвовать и наемники. Согласно п. 2 ст. 47 дополнительного протокола i к Женевским конвенциям 1949 г. наемник - это любое лицо, специально завербована на месте или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны. Наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны. Он не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной конфликта.

Не являются наемниками военные советники, которые официально направляются на службу в иностранные вооруженные силы на основе межгосударственного соглашения. Военные советники непосредственного участия в военных действиях не участвуют.

Международное сообщество неоднократно осуждало практику наемничества. У1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2465 (XXIII), в которой объявлялось, что практика использования наемников против движений за национальное освобождение и независимость является уголовно наказуемым деянием, а сами наемники - преступниками.

У1989 г. под эгидой ООН была заключена Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. В Конвенции наемничество признано серьезным преступлением, которое затрагивает интересы всех государств. Согласно Конвенции государства не должны осуществлять вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, в том числе с целью, что противоречит праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом. Государства обязаны запрещать такие действия и предотвращать их.

Конвенция 1989 г. признает преступными действия, совершаемых не только самими наемниками, но и лицами, участвующими в их вербовке, использовании, финансировании и обучении, а также попытки совершения указанных действий и соучастие в них. Государства - участники Конвенции 1989 г, обязаны либо судить виновных, или выдать заинтересованной стороне. Наемничество является уголовно наказуемым деянием по законодательству Украины (ст. 447 УК Украины).

Особый правовой статус во время вооруженных конфликтов имеют переговорщики, то есть лица, специально уполномоченные военным командованием воюющей стороны на ведение переговоров с военным командованием неприятеля. В соответствии с положениями Гаагской конвенции о законах и обычаях суходольной войны 1907 г. переговорщик и горнист или барабанщик, которые сопровождают его, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Отличительный знак парламентера - белый флаг. Переговорщик может быть принят военным командованием врага или отослан обратно, однако в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск. Во время Второй мировой войны немецкое военное командование не всегда обеспечивало неприкосновенность парламентеров, нарушая тем самым законы и обычаи войны.