Конвоирование на легковом автомобиле. Инструкция начальникам эшелонов и конвоя по конвоированию выселенцев

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» на полицию возлагаются обязанность: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в ИВС ОВД подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых – это комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания либо при доставлении их к месту назначения под охраной конвоя. Это сопровождение специально назначаемыми нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных к месту назначения в установленном порядке.

Основными задачами конвойной службы являются:

1. обеспечение своевременного доставления лиц, взятых под стражу, к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима изоляции;

2. предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, самоубийству, членовредительству, нападению на других охраняемых и конвой;

3. задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Для выполнения этих задач создаются конвойные подразделения полиции: отделения, взводы, батальоны, полки.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами, а также пресечение противоправных действий с их стороны.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

Письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

Санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

Постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии постановления судьи об избрании меры пресечения заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

Распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

В заявках указываются: установочные данные лица, в совершении какого преступления он подозревается или обвиняется, место его содержания, адрес, место рассмотрения дела в суде или проведения следственного или процессуального действия, срок доставки, продолжительность судебного заседания или производства следственного действия (ориентировочно), требования по режиму содержания на все время конвоирования.

Заявки на конвоирование должны направляться по месту содержания конвоируемых лиц с учетом получения ее за трое суток до начала следственных действий или судебного заседания, но непозднее чем за сутки до отправления очередного караула по плановому маршруту конвоирования.

Начальник ИВС накануне дня отправки подозреваемых и обвиняемых подготавливает на каждого из них необходимые документы.

Конвой, получив приказ на выполнение задачи, прибывает в пункт приема подозреваемых и обвиняемых, где начальник конвоя предъявляет дежурному по ИВС предписание на право приема и сдачи подозреваемых и обвиняемых; получает и проверяет правильность оформления соответствующих документов (документы на подозреваемых и личные дела на обвиняемых передаются старшему конвоя в опечатанных пакетах, на них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц). Если конвоируемый склонен к побегу или нападению на конвой, или осужден к исключительной мере наказания – на справке делается надпись «Склонен к побегу». Затем, осматривается помещение, где будут приниматься конвоируемые; производит расчет и расстановку конвоя для их обыска и охраны.

Прием конвоируемых производится по одному, каждый тщательно опрашивается и результаты опроса сверяются с документами. Принимаемые регистрируются в путевом журнале, после чего они подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания досмотру. О результатах обыска делается запись в путевом журнале с указанием фамилии сотрудника производившего обыск.

Конвоированию не подлежат:

Лица с неправильно оформленными документами или без документов;

Больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;

Беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;

Не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;

Бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

В зависимости от числа и степени опасности конвоируемых, характера маршрута и условий конвоирования полицейский конвой может быть двух видов: обыкновенный и усиленный.

Обыкновенный - назначается из расчета 2 конвоира на 1-2 конвоируемых, 3 на 3-6, 7 на 7-10 и т.д.

Усиленный - создается при получении данных о готовящемся побеге или нападении на конвой, а также в связи с большой протяженностью, сложными географическими и природными условиями маршрута конвоирования. Начальником такого конвоя назначается лицо среднего начальствующего состава, численность конвоиров при этом увеличивается.

Начальник конвоя несет ответственность за точное и своевременное выполнение задания по конвоированию, за сохранность служебных документов, личных дел конвоируемых, вооружения и другого имущества, находящегося в пользовании конвоя. Он обязан знать маршрут конвоирования, его особенности и основные сведения о конвоируемых лицах; готовить конвой к выполнению задачи; получить необходимые документы, денежный аванс, продовольствие и материально-технические средства; управлять нарядом в процессе конвоирования и определять способы действия конвоя на случай происшествий.

Конвоирование заключенных осуществляется следующими способами:

В специально оборудованных автомобилях;

В специальных вагонах пассажирских поездов;

В легковых и грузовых автомобилях;

На речных и морских судах;

На самолетах и вертолетах;

На гужевом транспорте;

Пешим порядком.

Наиболее распространенным способом является конвоирование на автомашинах, как правило, специальных. В них имеется несколько одиночных и одна общая камера. В конвой здесь выделяется не менее 3 конвоиров, включая начальника конвоя и полицейского-водителя. Ключи от камер находятся у начальника конвоя, который размещается в кабине.

В исключительных случаях и на небольшие расстояния на необорудованных автомашинах. При этом в легковом автомобиле может конвоироваться только один человек, размещаемый на заднем сидении в наручниках между сотрудниками полиции.

В целях рационального использования сил может организовываться кольцевое конвоирование.

Конвоирование в вагонах пассажирских поездов, на речных или морских судах осуществляется лишь при отсутствии плановых маршрутов конвоирования или невозможности доставки к месту назначения иным способом. Для этого, как правило, назначается усиленный конвой. Запрещается конвоирование в пригородных поездах.

Конвоирование в самолетах и вертолетах в каждом отдельном случае производится с разрешения МВД, УВД по заявкам и в сроки, согласованные на местах с предприятиями гражданской авиации. Оно осуществляется только в случаях особой срочности, на большие расстояния или из отдаленных районов и под усиленным конвоем.

Конвоирование пешим порядком и на гужевом транспорте в настоящее время применяется редко.

1) на гауптвахту (в места содержания под стражей) - военнослужащие Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований: задержанные по подозрению в совершении преступления; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления в случае избрания в отношении их в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации меры пресечения в виде заключения под стражу; осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, в отношении которых до вступления приговора в законную силу судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте;

2) в дисциплинарную воинскую часть - военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части;

3) в суд, к местам производства следственных и иных процессуальных действий - военнослужащие: задержанные органами дознания и предварительного следствия по подозрению в совершении преступления; подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, содержащиеся под стражей. Военнослужащие, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, в отношении которых вынесено постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем после вынесения судом постановления.

239. Военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте, в отношении которых не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, направляются под конвоем на гауптвахту в 10-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении приговора.

240. Военнослужащие, осужденные к аресту с отбыванием наказания на гауптвахте, в отношении которых была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, в отношении которых до вступления приговора в законную силу судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на гауптвахте, направляются на гауптвахту из зала суда под конвоем после вынесения судом приговора.

241. Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, направляются под конвоем в дисциплинарную воинскую часть в 3-дневный срок после получения распоряжения суда об исполнении вступившего в законную силу приговора.

242. Военнослужащие, задержанные по подозрению в совершении преступления, направляются на гауптвахту (в места содержания под стражей) после составления органом дознания или следователем протокола задержания.

243. Конвой назначается приказом военного коменданта гарнизона в случаях, предусмотренных статьей 238 настоящего Устава.

244. Доставление военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части, производится на основании приказа военного коменданта гарнизона по месту осуждения.

(см. текст в предыдущей редакции)

245. Военный комендант гарнизона после получения соответствующего приговора, распоряжения суда издает приказ о назначении конвоя.

(см. текст в предыдущей редакции)

246. В состав конвоя, как правило, назначаются военнослужащие одного подразделения со своим командиром, который назначается старшим - начальником конвоя. Если в составе конвоя пять и более конвойных, то назначается помощник начальника конвоя.

247. Запрещается назначать в состав конвоя военнослужащих, не имеющих допуска к несению караульной службы, имеющих родственные, дружеские связи с конвоируемыми или неприязненно относящихся к ним.

248. В зависимости от числа конвоируемых, степени опасности, характера маршрута и условий конвоирования конвой может быть двух видов: обычный и усиленный.

249. Обычный конвой назначается из расчета два конвойных на одного или двух конвоируемых.

250. Усиленный конвой назначается: при повышенной вероятности совершения побега или нападения на конвой; в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями по нему; при конвоировании железнодорожным, водным, воздушным транспортом. Начальником такого конвоя обязательно назначается офицер, а численность конвойных при этом увеличивается.

251. В отдельных случаях решением начальника регионального органа военной полиции конвой может быть усилен военнослужащими иного органа военной полиции.

252. Начальник конвоя отвечает за своевременное выполнение задачи конвоем, соблюдение воинской дисциплины и требований безопасности, а также за сохранность оружия, боеприпасов, специальных средств, другого полученного военного имущества и документов.

253. Начальник конвоя обязан:

1) точно знать задачу конвоя, свои обязанности и безукоризненно их выполнять, а также знать обязанности конвойных;

3) постоянно наблюдать за поведением конвоируемых и требовать выполнения ими всех подаваемых команд, а также правил ношения военной формы одежды;

4) быть требовательным и вежливым в обращении с конвоируемыми;

5) следить, чтобы конвоируемые не общались с посторонними лицами;

6) давать конвойным указания на личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при конвоируемых, изымать у них запрещенные к хранению вещи и предметы;

7) следить за выполнением конвоируемыми установленного режима;

8) принимать меры к усилению охраны на железнодорожных станциях (в портах, аэропортах) пересадок и в ночное время;

9) хранить у себя и никому не передавать ключи от наручников, используемых при конвоировании;

10) обеспечить своевременное прибытие конвоя в место приема конвоируемых и на железнодорожную станцию (в порт, аэропорт) убытия в место принудительного содержания;

11) требовать от конвойных твердого знания и точного выполнения своих обязанностей, проявления высокой бдительности, соблюдения воинской дисциплины и требований безопасности;

12) поддерживать связь с дежурным по военной комендатуре в пути следования до места принудительного содержания;

(см. текст в предыдущей редакции)

13) докладывать об обстановке и ходе конвоирования, применении оружия, специальных средств и физической силы лицу, назначившему конвой, в порядке, установленном приказом о назначении конвоя;

14) по окончании конвоирования доложить о выполнении поставленной задачи и поведении конвоируемых.

Например: "Товарищ полковник, конвой по маршруту "Москва - Мулино" прибыл в полном составе. Во время несения службы происшествий не случилось. Начальник конвоя лейтенант Иванов.";

15) при происшествиях (осложнениях обстановки) действовать в соответствии с инструкцией и с учетом конкретной обстановки.

254. Конвойный подчиняется начальнику конвоя, его помощнику (при его назначении) и отвечает за охрану конвоируемых при их доставлении в места принудительного содержания.

255. Конвойный обязан:

1) точно знать свои обязанности и безукоризненно их выполнять;

2) иметь исправное и в постоянной готовности к действию оружие;

Организация назначения конвоя. Конвой. Конвоир. Пост. Назначение начальника (старшего) конвоя, помощника начальника конвоя, помощника начальника конвоя по кинологической службе (полицейский-кинолог) и конвоиров. Назначение обыкновенного конвоя. Назначение усиленного конвоя. Организация кольцевого конвоирования. Осуществление конвоирования на железнодорожном транспорте, воздушном транспорте и водном транспорте. Осуществление конвоирования пешим порядком. Действия конвоя при изъятии запрещенных к хранению предметов. Действия конвоя при приеме подозреваемых и обвиняемых для конвоирования. Проверка конвоем правильности оформления документов на подозреваемых и обвиняемых. Проведение личного обыска подозреваемых и обвиняемых. Действия конвоя в случае сомнения в личности подозреваемого и обвиняемого. Конвоирование в спецавтомобиле. Конвоирование и охрана подозреваемых и обвиняемых в судах и во время производства следственных действий. Действия конвоя при невыполнении подозреваемым или обвиняемым требований конвоя о следовании в зал судебного заседания, а также других законных требований. Действия конвоя при передаче конвоируемых в места содержания под стражей (ИВС, СИЗО).

Занятие 8.2.6. Тактика предупреждения и пресечения побега подозреваемых и обвиняемых из изоляторов временного содержания или из-под конвоя Действия сотрудников изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования по предупреждению побегов и других чрезвычайных происшествий и ситуаций

Действия нарядов полиции, по предупреждению побега подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС, лиц подвергнутых административному аресту и помещенных в специальный приемник, а также центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Действия нарядов полиции, при побеге подозреваемых и обвиняемых из ИВС или из–под конвоя.

Действия по предупреждению побегов и других чрезвычайных происшествий. Работа по выявлению подозреваемых и обвиняемых, замышляющих или подготавливающих побеги, нападения, иные противоправные действия в местах содержания под стражей. Действия сотрудников изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования при нападении. Действия сотрудников изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования при побеге. Действия сотрудников изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования при захвате заложников. Действия сотрудников изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования при аварии транспортных средств. Действия сотрудников изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования при пожаре или аварии систем жизнеобеспечения. Действия сотрудников изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования при самоубийстве или членовредительстве подозреваемых и обвиняемых. Действия сотрудников изоляторов временного содержания, подразделений охраны в условиях чрезвычайных ситуаций.

Типовой алгоритм организации деятельности обучающихся в процессе практического занятия:

анализ фабулы события, юридическая квалификация правонарушения;

определение и отработка тактических действий нарядов по предупреждению и пресечению правонарушений и иных чрезвычайных ситуаций (происшествий);

документирование противоправных действий, составление рапорта;

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Примерные тестовые задания для проведения входного контроля

1.К основным направлениям деятельности полиции не относится:

а) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств

б) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений

в) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам

г) осуществление оперативно-розыскной деятельности

2. В каком случае сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие:

а) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни гражданина или сотрудника полиции

б) если промедление в их применении может повлечь иные тяжкие последствия

в) если промедление в их применении создает непосредственную угрозу здоровью гражданина или сотрудника полиции

г) во всех перечисленных случаях

3. Имеет ли право сотрудник полиции применить специальные средства для пресечения незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, если мероприятия носят ненасильственный характер, не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций:

а) да, если нарушен установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

б) да, имеет право пресекать любые незаконные мероприятия с массовым пребыванием людей

в) нет, применение специальных средств в указанной ситуации запрещено

г) нет, только для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций

4. Сотрудникам устанавливается дополнительная надбавка к окладу денежного содержания:

а) за стаж службы (выслугу лет)

б) за верность долгу

в) за непрерывную работу

г) за продолжительность службы

5. Не является препятствием для прохождения службы в полиции:

а) членство в политической партии

б) наличие гражданства (подданства) иностранного государства

в) членство в профессиональном союзе (ассоциации)

г) наличие снятой или погашенной судимости

6. В отношении каких категорий граждан запрещено применять специальные средства:

а) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц

б) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции

в) в отношении беременных женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции

г) в отношении женщин,лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних лиц

7. Если в результате применения физической силы, причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, сотрудник полиции обязан сообщить об этом:

а) своему непосредственному начальнику

б)руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции

в) любому из вышеперечисленных лиц

г) прокурору

8. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях:

а) для пресечения преступления

б) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления

в) для установления обстоятельств несчастного случая

г) во всех указанных случаях

9. В течение, какого времени необходимо уведомить близких родственников о причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

а) в возможно короткий срок, но не более 3 часов

б) в возможно короткий срок, но не более 24 часов

в) в течение 24 часов

г) родственники уведомляются только по просьбе пострадавшего лица

10.Специальные средства ОВД предназначены:

а) для защиты личного состава

б) для активной обороны

в) для обеспечения специальных операций

г) все ответы верны

11.Применение специальных средств регламентируется:

а) только ФЗ «О полиции»

б) исключительно Конституцией

в) конституционными нормами, федеральными законами и подзаконными актами

г) правильных ответов нет

12.Предупреждать о применении спецсредств:

а) обязательно всегда

б) во всех случаях за исключением обстоятельств, указанных в ФЗ «О полиции»

в) не обязательно

г)правильных ответов нет

13. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются:

а) Правительством Российской Федерации

б) Президентом Российской Федерации

в) Федеральным Собранием Российской Федерации

г) Министром внутренних дел Российской Федерации

14. Задержание является:

а) мерой государственного обеспечения

б) видом полицейского дозволения

в) формой полицейского участия

г) мерой государственного принуждения

15. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается:

а) для проверки документов, удостоверяющих личность

б) для проведения мероприятий по изучению обстановки в соседних жилых помещениях

в) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

г) для любых значимых для полиции целей

16. К принципам деятельности полиции относят:

а) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

б) уважение прав людей одной нации

в) соблюдение и уважение прав граждан Российской Федерации

г) соблюдение прав и свобод мирового сообщества

17. Каким приказом МВД России утверждены полномочия должностных лиц системы МВД России, по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию:

1.Приказом МВД РФ от 05.05. 2012 г. № 403;

2.Приказом МВД РФ от 17.12. 2013 г. № 1418;

3.Приказом МВД РФ от 23.09. 2010 г. № 867;

4.Приказом МВД РФ от 30.03. 2011 г. № 331.

18. Лица, впервые поступившие на службу в органы внутренних дел, принимают Присягу не позднее двух месяцев после:

1. Присвоения специального звания;

2. Окончания испытательного срока;

3. Заключения контракта;

4. Окончания первоначального специального обучения.

19. В каком нормативном акте закреплены основные задачи МВД России:

2. Законе о Полиции;

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания (ИВС) либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.

Для конвоирования создаются подразделения охраны и конвоирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными задачами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, "Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;

— обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории изоляторов временного содержания (ИВС) либо при доставлении к месту назначения под охраной (надзором) конвоя.

Для конвоирования создаются подразделения охраны и конвоирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными задачами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (обследования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следственных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Административно-правовой статус конвойных подразделений определяется Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ, нормами международного права, нормативными правовыми актами МВД России и, в частности, "Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" (утверждены приказом МВД № 140 от 7 марта 2006 года).

Конвой — группа вооруженных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначенных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Конвой обеспечивает своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима, предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой, а также задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

Конвой призван осуществлять постоянный надзор и неотлучное нахождение всего состава наряда рядом с конвоируемыми с момента их получения в месте содержания под стражей и до водворения обратно, изоляцию охраняемых от контактов с родственниками, знакомыми или посторонними гражданами.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: два конвоира — на одного-двух конвоируемых; три конвоира — на три-шесть конвоируемых; семь конвоиров — на семь-десять конвоируемых.

Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне.

При усиленном конвое: на одного конвоируемого должно быть три конвоира; на два-четыре конвоируемых — шесть конвоиров; на пять-шесть конвоируемых — восемь конвоиров; на семь-восемь конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоированию не подлежат: лица с неправильно оформленными документами или без документов; больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию; беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования; не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону; бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов такого освидетельствования.

Основанием конвоирования подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления для производства отдельных следственных действий или рассмотрением дела в суде является:

— письменные заявки следователей, лиц, производящих дознание, суда, начальников ИВС, СИЗО для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде;

— санкционированное прокурором постановление или определение (постановление) суда об этапировании;

— постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий;

— истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы;

— распоряжение начальника территориального органа МВД России (начальника ИВС) о направлении подозреваемого или обвиняемого в лечебное учреждение, в санпропускник (баню) общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется в специальных автомобилях, в легковых автомобилях, в купе пассажирского вагона, на речных и морских судах, на самолетах и вертолетах, а также пешим порядком только при невозможности использования других способов, на небольшие расстояния.

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (основным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан: предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение; получить подготовленные документы и проверить правильность их оформления; определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение. Также начальник конвоя должен произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования; осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования производится по одному, в отдельном помещении, в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. После опроса подозреваемых и обвиняемых полученные данные сверяются с имеющимися документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, подвергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на четыре-шесть подозреваемых и обвиняемых.

О результатах личного обыска и досмотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются администрации органа-отправителя.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников Главного управления МВД, Управления МВД, Управление на транспорте МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комиссия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых;

— обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостатков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охраняются или конвоируются обвиняемые; по инициативе суда после уведомления председателем соответствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта РФ соответствующего приказа.

Сдача подозреваемых и обвиняемых оформляется распиской дежурного органа-получателя в путевом журнале и заверяется печатью.

Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разрабатываемой системы непрерывного слежения. Связь с конвоем осуществляется по установленным каналам радио и проводной связи.

При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами.

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников