Оперативный дежурный. Обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурные части по основаниям, предусмотренным коап Должностная инструкция оперативного дежурного полиции

При изучении рапорта/заявления о доставлении граждан оперативный дежурный особое внимание должен уделить изложению обстоятельств нарушения, повода и оснований для произведения задержания. Факт привода субъекта регистрируется в соответствующем журнале. О доставлении гражданина оперативный дежурный составляет протокол. Оформление документа осуществляется в соответствии со ст. 27.2 КоАП. При необоснованном доставлении субъекта оперативный дежурный разъясняет лицу, осуществившему его, неправомерность таких действий, предлагая принести извинения задержанному. После этого гражданин должен быть незамедлительно отпущен. О необоснованном доставлении сотрудником ОВД дежурный сообщает начальнику, представляя письменный рапорт для принятия соответствующих мер.

  1. Отдавать распоряжения служебным нарядам, подразделениям, несущим службу на подведомственной территории. Они являются обязательными для исполнения всеми рядовыми сотрудниками.
  2. Выполнять проверку исполнения задач, поставленных перед служебными нарядами. В случае осложнения оперативной обстановки дежурный может вносить временные изменения в расстановку средств и сил с последующим докладом об этом своему начальству.
  3. При необходимости использовать наряды полиции для обеспечения охраны места преступления, задержания, преследования нарушителя по горячим следам.
  4. Вводить в действие специальные планы, объявлять собрание личного состава либо конкретного подразделения по тревоге.
  5. Давать указания следственно-оперативной группе о выезде на место преступления. При этом сотрудник не вмешивается в процессуальную самостоятельную деятельность служащих.
  6. Получать от начальника следственно-оперативной группы сведения о результатах мероприятий, выполненных на месте происшествия.
  7. Направлять заявки на выделение плавсредств, бронетехники, аэросаней, снегоходов, прочих средств в необходимых случаях.
  8. Получать сведения оперативно-розыскного и справочного характера, требуемые для мероприятий по раскрытию преступлений и поиску правонарушителей, в информационном центре правоохранительных органов в первоочередном порядке.
  9. Требовать от штатных сотрудников поддержания порядка, выполнения правил дисциплины, санитарии, пожарной безопасности, соблюдения установленной формы одежды.
  10. Ходатайствовать о поощрении служащих, граждан, представителей общественных объединений, отличившихся при обеспечении охраны правопорядка и борьбе с преступностью, а в случае выявления фактов недобросовестного отношения к своим профессиональным обязанностям сотрудников органов ВД – о привлечении их к ответственности в соответствии с законом.

Дежурный по роте

— получить от старшины роты после вечерней поверки сведения об отсутствующих, а при наличии самовольно отлучившихся — список этих военнослужащих с указанием воинского звания, фамилии, имени и отчества, предполагаемого места нахождения и доложить дежурному по полку.

Помощник дежурного по КПП

  • В случае большого количества людей, кроме одного такого наряда , отвечающего за весь полк, может быть назначен ещё несколько нарядов, которые отвечают за определённые части полка.
  • Все люди, вошедшие в состав наряда, должны в точности изучить все правила , и также должны следить за соблюдением полком всех установленных правил, в случае нарушения данных условий они должны донести об этом главному по полку.
  • Никто, из тех, кто находится в составе суточного наряда , не может покидать своего поста без разрешения дежурного. В случае отсутствия дежурного, разрешение можно получить у его заместителя.
  • При посещении военной территории главного по полку, об этом немедленно должно быть доложено дежурному или его помощнику, а помощник. В свою очередь, обязан доложить дежурному.
  • Вся группа суточного наряда имеет на левой стороне груди соответствующий нагрудной значок или же повязку на левой руке. Данные повязки или значки дежурный должен раздать составу суточного наряда, а когда наряд подойдёт к концу собрать и передать следующему дежурному. Дежурный несёт ответственность за данное имущество.
  • Дежурный, выбранный из числа прапорщиков и офицеров, получают рабочий пистолет с двумя заряженными магазинам и. Дежурные, получившие оружие, несут полную ответственность за доверенное оружие. За утерю или неправильное обращение, офицеры могут понести юридическую ответственность.
  • Дежурному и его помощнику разрешено отдыхать , они могут поочерёдно ложиться спать.
  • Суточный наряд, на время нахождения на посту , становятся свободны от занятий и любых учений (кроме учебных тревог)
  • Перед очередным нарядом он должен в определённое (изначально известное) время прийти к начальнику штаба, получить наставления и секретный лозунг.
  • После развода, новый дежурный принимает хартии и оружие от предыдущего дежурного.
  • Дежурный по полку должен периодически отсчитываться перед командиром полка , а перед уходом, после окончания смены, он должен сообщить об этом командиру по полку.
  • При оглашении знака дисфории, он должен дать сигнал на подъём штаба , доложить о тревоге командиру по полку и командиру по штабу, после чего, он должен следовать всем их предписаниям и распоряжениям.
  • Дежурный несёт ответственность за все неверные поступки суточного наряда.
  • Он не должен уходить с поста, если ему надо отлучиться , он должен сообщить об этом помощнику что уходит, а также сказать куда направляется и когда вернётся.
  • С врачом он должен проверять качество еды, непосредственно до подачи таковой полку, при проверке пищи он должен делать записи о качестве того, что съел.
  • При прибытии командира дежурный должен перед ним отчитаться.

Помощник дежурного по КПП

  • получить указания дежурного по КПП и действовать в соответствии с ними;
  • закрыть противоугонное средство и въездные ворота в часть на замок;
  • прибывающих в часть по тревоге военнослужащих пропускать только по удостоверениям личности, военнослужащих не своей части задерживать и докладывать дежурному по КПП;
  • по распоряжению дежурного убыть в подразделение для получения экипировки;
  • по прибытии смены, под руководством дежурного убыть в подразделение;
  • помощник дежурного обязан знать места размещения средств пожаротушения на КПП и правила пользования ими;
  • запрещать пользование курительными и зажигательными принадлежности в неустановленных местах;
  • осуществлять контроль за пользованием открытым огнем в период проведения ремонтных работ;
  • немедленно докладывать дежурному по КПП о возникновении очага пожара.

Обязанности дежурного по роте

После развода новый дежурный вместе со старым дежурным проверяет и принимает оружие, ящики с боеприпасами и печати на них, имущество по описям, проверяет наличие и исправность средств пожаротушения и оповещения, после чего дежурные расписываются в книге приема и сдачи дежурства (приложение 12).

303. Дежурный по роте назначается из сержантов и, как исключение, из числа наиболее подготовленных солдат. Он отвечает за точное выполнение распорядка дня и соблюдение других правил по поддержанию внутреннего порядка в роте, за сохранность оружия, ящиков с боеприпасами, имущества роты, личных вещей солдат и сержантов и за правильное несение службы дневальными. Дежурный по роте подчиняется дежурному по полку и его помощнику, а в порядке внутренней службы в роте - командиру роты и старшине роты.

Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г

Гарнизонная служба создается с целью обеспечения постоянной готовности личного состава подразделений гарнизона к тушению пожаров и проведению АСР, совместной подготовки и слаженной работы подразделений, организации связи последних со службами жизнеобеспечения населения, единого квалифицированного руководства силами и средствами гарнизона.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697; N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301; N 20, ст. 2435; N 51 (ч. III), ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, 194; N 2, ст. 267), приказываю:

Функциональные обязанности оперативных дежурных ЦУКС

  • запрашивать обстановку по выполнению мероприятий по вопросам жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, происшествия;
  • запрашивать обстановку по выполнению задач в ходе ликвидации ЧС по этапам, времени и месту проведения силами и средствами РСЧС, действующими в зоне ЧС, происшествия, своевременно докладывать СОД ЦУКС;
  • отработать и представить старшему инженеру СОО ЦУКС и СОД ЦУКС в установленные сроки информационно-отчетные документы согласно Регламента.
  • при получении сигналов гражданской обороны действовать на основании инструкции диспетчера службы оперативного обеспечения ЦУКС по оповещению и указаний по переводу подразделений на усиленный вариант несения службы;
  • перейти на алгоритм работы при возникновении ЧС;
  • принимать все необходимые меры к своевременному получению информации об обстановке с места ЧС (происшествия), ее обработку и доклад по команде;
  • произвести оповещение оперативной группы и оперативного штаба Главного управления, органов исполнительной власти федерального, субъектового и муниципального уровня на территории Кировской области в соответствии с утвержденными инструкциями.
  • запрашивать обстановку по выполнению мероприятий по вопросам жизнеобеспечения населения в зонах ЧС, происшествия, пожара;
  • отработать и представить в ЦУКС ПРЦ МЧС России в установленные сроки информационно-отчетные документы согласно Регламента.

Воинская дисциплина

В обязанности дежурного по роте входит выдача оружия (только при наличии соответствующего приказа командира роты). При этом делаются записи в книге, в которой фиксируются факты расхода боеприпасов. После сдачи оружия дежурный по роте проверяет его комплектацию и соответствие табельному номеру. Он должен хранить ключи от помещения с оружием и ни в коем случае не передавать их третьим лицам.

Для поддержания внутреннего порядка и контроля за соблюдением всех правил и распоряжений назначается суточный наряд. Он состоит из дежурного по роте и дневальных по роте. Они следят за внутренним порядком, охраняют личный состав, технику, вооружение, помещения и другое имущество.

План-конспект по ОБЖ на тему: Общевоинские Уставы ВС РФ: Обязанности лиц суточного наряда

Дежурный по роте назначается из сержантов и, как исключение, из числа наиболее подготовленных солдат. Он отвечает за выполнение распорядка дня (регламента служебного времени) и соблюдение других правил поддержания внутреннего порядка в роте; за сохранность оружия, ящиков с боеприпасами, имущества роты, личных вещей солдат и сержантов и за правильное несение службы дневальными. Дежурный по роте подчиняется дежурному по полку и его помощнику, а в порядке внутренней службы в роте — командиру роты и старшине роты.

следить за тщательной уборкой и содержанием помещений роты, за поддержанием в них установленной температуры воздуха, соблюдением порядка освещения, отоплением, проветриванием помещений, наличием питьевой воды в бачках и воды в умывальниках, а также за уборкой участка территории, закрепленного за ротой;

Дежурный по КПП: обязанности, инструкции, ответственность

Помимо вышеперечисленного, помощник дежурного, проверяя постоянные или разовые пропуска, должен их сравнивать с образцами. Их содержит каждый контрольно-пропускной пункт. Также он должен обращать внимание на наличие/отсутствие печати и сверять лицо предъявляющего документ с фотографией в нём. На дату выдачи тоже надо смотреть. Пропуск не должен быть просроченным. Что касательно временного документа? На нём обязательно должна стоять отметка человека, к которому пропуск и выдавался. Когда на КПП прибывает командир полка, его заместитель или офицеры из другой части, то помощник сразу же должен сообщить об этом дежурному.

И другие имеет дежурный по КПП обязанности. Он должен приветствовать всех старших по званию лиц, которые проходят через пункт. Если это офицеры из другой части – то дежурный обязан ещё и представиться. Это может выглядеть так: «Товарищ генерал-майор. Дежурный по контрольно-пропускному пункту сержант Александров». После приветствия он обязан доложить о прибытии вышестоящему лицу. В данном случае – дежурному по полку.

05 Авг 2018 733

УТВЕРЖДАЮ:

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Оперативного дежурного поисково-спасательного отряда

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность оперативного дежурного поисково-спасательного отряда [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Компания).

1.2. Оперативный дежурный поисково-спасательного отряда назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Оперативный дежурный поисково-спасательного отряда относится к категории специалистов.

1.4. Оперативный дежурный поисково-спасательного отряда подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.5. На должность оперативного дежурного поисково-спасательного отряда может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительное профессиональное образование по установленной программе, стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет.

1.6. В практической деятельности оперативный дежурный поисково-спасательного отряда должен руководствоваться:

  • законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. Оперативный дежурный поисково-спасательного отряда должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • методические и нормативные документы, касающиеся деятельности оперативного дежурного поисково-спасательного отряда;
  • положения, инструкции и другие руководящие документы о приведении в готовность сил и средств единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (далее — силы и средства);
  • порядок проведения мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • порядок действий при получении установленных сигналов;
  • дислокацию органов управления, сил и средств и выполняемые ими задачи;
  • сведения о районах аварий, катастрофах и стихийных бедствиях, времени, месте, обстоятельствах чрезвычайных ситуаций, нанесенном ущербе, составе сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • техническое состояние системы оповещения и связи;
  • порядок составления и представления отчетности и докладов;
  • местонахождение руководящего состава поисково-спасательного отряда и порядок связи с ним;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.9. В период временного отсутствия оперативного дежурного поисково-спасательного отряда, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Оперативный дежурный поисково-спасательного отряда обязан выполнять следующие трудовые функции:

2.1. Осуществляет прием и своевременное доведение сигналов (распоряжений) при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

2.2. Ведет сбор данных из районов чрезвычайных ситуаций, обобщает и анализирует, докладывает их руководству поисково-спасательного отряда.

2.3. Доводит до сведения исполнителей распоряжения и указания руководства поисково-спасательного отряда.

2.4. Устанавливает и постоянно поддерживает связь с взаимодействующими органами, силы которых действуют в районах чрезвычайных ситуаций.

2.5. Осуществляет контроль за исправностью системы связи и оповещения, руководит дежурной сменой специалистов.

В случае служебной необходимости оперативный дежурный поисково-спасательного отряда может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

3. Права

Оперативный дежурный поисково-спасательного отряда имеет право:

3.1. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

3.2. Получать материалы и документы, относящиеся к вопросам его профессиональной деятельности.

3.3. Получать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.5. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.6. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.

3.7. Получить рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

3.8. Взаимодействовать со всеми подразделениями Компании для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Оперативный дежурный поисково-спасательного отряда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы оперативного дежурного поисково-спасательного отряда осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы оперативного дежурного поисково-спасательного отряда является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы оперативного дежурного поисково-спасательного отряда определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

5.2. В связи с производственной необходимостью оперативный дежурный поисково-спасательного отряда может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

У дежурной части Министерства Внутренних дел есть целый спектр задач, выполнением которых занимается смена, возглавляемая своим начальником. В отдельных отделах такая должность даже не предусматривается, поэтому все такие задачи перекладываются на старшего смены - оперативного дежурного.

Такой сотрудник несет персональную ответственность за каждого своего рядового подчиненного, дает им указания и контролирует правильность работы.

Выполняемые задачи

Среди основных задач, выполняемых сотрудниками дежурной части, можно выделить:

  1. Проведение непрерывного и круглосуточного сбора информации об обстановке в городе, проведение ее обработки для дальнейшего доклада вышестоящему руководству.
  2. Проведение контрольных мероприятий за поступлением оперативных сведений о криминогенной обстановке в городе, обеспечение непрерывного сбора данных и получение уточнений.
  3. Прием и дальнейшая регистрация заявление и сообщений от граждан. В этих сообщениях содержится информация о совершенных административных нарушениях, преступлениях и иного рода противоправных действиях.
  4. В задачу дежурных входит организация своевременного реагирования на поступившие сообщения, передача данных в уполномоченные подразделения и ОВД.

В процессе изучения заявления о предоставлении гражданина в отделение, дежурный должен составить рапорт. В этом документе отдельное внимание уделяется тому, при каких именно обстоятельствах было совершено противоправное деяние, и какие есть основания, чтобы провести задержания.

Важно! Тот факт, что человек был приведен в отделение полиции, должен быть зафиксирован в отдельном журнале. Отдельно составляется протокол, в котором излагаются все обстоятельства произошедшего. Данный документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями административного законодательства.

Если человека доставляют в отделение необоснованно, то в обязанность дежурного входит разъяснение субъекту неправомерность действий, предложить ему извиниться перед задержанным.

После проведения этих мероприятий, необоснованно задержанный человек должен быть незамедлительно отпущен на свободу. Оперативный дежурный должен отчитаться об этом событии начальнику смены, составив соответствующий рапорт. На основании данного письменного рапорта, начальник должен принять определенные меры.

Управление и структура МВД

Структура центрального аппарата МВД

Дежурную часть должен возглавлять начальник. При его отсутствии, непосредственным руководством за данным подразделением занимается начальник территориального органа или лицо, избранного из руководящего состава данного подразделения, что подтверждается соответствующим приказом.

Основную организацию деятельности данных подразделений осуществляет Оперативное управление МВД и соответствующие региональные отделения. Организация работы проводится в пределах оговоренных в законодательстве полномочиях.

Основным органом управления на территории всей Российской Федерации является Центр по оперативному реагированию.

Центр по оперативному реагированию

В целом, всю систему МВД можно представить следующим образом:

  1. Центр оперативного реагирования.
  2. Дежурные части субъектов.
  3. Дежурные части муниципальных образований.
  4. Дежурные части в территориальных подразделениях.

Как организована работа

Все возложенные задачи обязана выполнять заступившая на дежурство смена. Состав такой смены устанавливается в соответствии с утвержденными типовыми штатными расписаниями подразделения.

Окончательный состав дежурной смены напрямую зависит от численности населенного пункта, где располагается отделение. К примеру, для небольшого города, в котором проживает около 250 000 человек, примерный состав одной дежурной смены выглядит таким образом:

  1. Начальник смены.
  2. Старший дежурный.
  3. Дежурный.
  4. Инженер-электроник.
  5. Помощник дежурного.
  6. Помощник дежурного (работает по службе 02).
  7. Помощник дежурного, работающий по телефонной связи.

Если в штатном расписании не предусматривается такая должность, как начальник смены, его функции осуществляет оперативный дежурный, о чем свидетельствует соответствующий приказ. Именно это должностное лицо назначается старшим смены, и именно на него возлагается персональная ответственность за деятельность всех дежурных сотрудников подразделения.

Помимо самой дежурной смены, в наряд в подразделении включаются:

  1. Группа, занимающаяся управлением нарядами.
  2. Полицейский, в обязанности которого входит охрана здания.
  3. Водитель служебного транспорта.
  4. Группа, осуществляющая немедленное реагирование.
  5. Группа задержания, которая работает в качестве вневедомственной охраны.

Если начальник подразделения принимает соответствующее решение, суточный наряд может быть усилен путем привлечения дополнительных сил.

Предоставленные полномочия и имеющиеся обязанности

Уполномоченные сотрудники, занятые в дежурной смене, должны действовать в строгом соответствии с нормами законодательства, поэтому их полномочия четко регламентированы:

  1. Прием и последующая регистрация поступивших обращений от граждан. В этих сообщениях содержится информация о произошедших преступлениях и правонарушениях.
  2. Реагирование на полученные заявления для незамедлительного направления отряда полиции на место события.
  3. Незамедлительная отправка на место совершения противоправного деяния СОГ, проведение контроля за их деятельностью.
  4. Предоставление в СОГ всех необходимых сведений.
  5. Постоянное предоставление отчета в ОВД о состояние обстановки на подконтрольной территории, взаимодействие с другими подразделениями.
  6. Осуществление управления силами и средствами отдела.
  7. Организация деятельности при возникновении ЧП, принятие всех необходимых мер неотложного характера, направленных на спасение граждан, охрану их имущества.
  8. Информирование дежурных служб об обстановке на подконтрольной территории.
  9. Проведение разбирательств с лицами, доставленными в отдел, с целью установления их личности и проведения иных возложенных на сотрудников мероприятий.
  10. Обеспечение установленного на законодательном уровне порядка содержания и конвоирования задержанных за совершение преступления.
  11. Прием и выдача служебной документации, оружия, спецсредств.
  12. Прием и последующее обеспечение сохранности оружия и боеприпасов, документов и иных личных вещей.
  13. Передача в подчиненные подразделения спецсигналов.
  14. Обеспечение пропускного режима в отделе, проведение учета и регистрации всех посетителей.
  15. Проведение дактилоскопирования граждан, доставленных в отделение.
  16. Активное содействие лицам, которые занимаются проверкой дежурной части.
  17. Учет всех поступивших в отделение лиц.
  18. Прочие полномочия, оговоренные в нормативных актах.

В рамках своей компетенции, сотрудники дежурной части вправе:

  1. Отдавать указания и получать сведения.
  2. Запрашивать информацию об обстановке в других территориальных подразделениях.
  3. Основываясь на обстоятельствах произошедшего противоправного деяния, определять состав СОГ, в дальнейшем получать от них всю информацию о проведенной по происшествию работе.
  4. Вводить варианты блокировки и спецпланы, основываясь на тип преступления.
  5. Использовать при анализе всю имеющуюся информацию.
  6. Принимать участие в информационном обмене между подразделениями.
  7. Применять в ходе своей деятельности все доступные способы связи.
  8. Пользоваться иными правами, данными законодательством.

Заключение

Все заявления от граждан и поступившие сообщения обрабатываются дежурными и после передаются в работу другим уполномоченным подразделениям.

Дежурная служба осуществляет свою работу круглосуточно. От профессионализма и скорости работы сотрудников во многом зависит то, насколько быстро и успешно будет раскрыто преступление.

В зависимости от напряженности несения службы и оперативной обстановки работа дежурной части организуется в трех или четырех сменном режиме работы. Продолжительность работы каждой смены устанавливается в 24 часа. Во время дежурства сотрудникам дежурной части поочередно предоставляются перерывы для принятия пищи и кратковременного отдыха общей продолжительностью каждому: при трехсменном дежурстве - 6 часов, при четырехсменном - 4 часа. По окончании дежурства штатным сотрудникам дежурной части предоставляется отдых 48 часов - при трехсменном дежурстве или 72 часа - при четырехсменном. Другим сотрудникам, которые несли службу в дежурной части в течение дежурных суток, - 48 часов.

Дежурные части территориальных органов МВД России располагаются на первых этажах зданий, в смежном с вестибюлем основного входа помещении. Помещения дежурных частей укрепляют в целях отражения возможного нападения. Для этого устанавливают металлические решетки, металлические складные ставни. Во всех ставнях предусматриваются бойницы. Все входные наружные двери в дежурные части выполняются из листовой стали с обшивкой с двух сторон деревянными рейками. Входные двери первых этажей зданий должны быть оборудованы смотровыми оптическими глазками и переговорными устройствами. На всех дверных проемах наружных стен, стен вестибюлей и лестничных клеток дополнительно устанавливаются металлические решетчатые двери.

Перечень основных законодательных и других нормативных правовых актов, служебной документации, картотек и справочных материалов, находящихся в дежурной части, можно разделить на:

1. Акты нормативного правового характера (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ «О полиции», КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ и так далее).

2. Ведомственные нормативные правовые акты для служебного пользования и секретные инструкции, памятки, наставления и т. д.

3. Документация дежурной части территориального органа МВД России, включающая в себя:

Книга приема и сдачи дежурства;

Тетрадь для записей оперативного дежурного;

Книга жалоб и предложений;

Книга учета повреждений, проверки исправности аппаратуры связи, сигнализации, оперативной и криминалистической техники;

Книга учета лиц, доставленных в орган внутренних дел;

Журнал учета материалов об административных правонарушениях;

Книга постовых ведомостей;

Журнал учета проезда иностранных транспортных средств по автомобильным дорогам для тех регионов, где есть территории, закрытые для посещения иностранных граждан;

Журнал учета осужденных, прибывших в отпуск, командировку и по другим причинам;

Книги учета входящих и исходящих телеграмм, телефонограмм;

Журнал учета пакетов;

Журнал учета найденных, изъятых, сданных предметов и вещей (транспортных средств, домашних животных), принадлежность которых не установлена;

Книга замечаний и предложений проверяющих;

Книга выдачи и приема вооружения и специальных средств;

Книга учета сообщений о происшествиях (КУСП) и др.

Возложенные на дежурную часть задачи выполняет дежурная смена, состав которой определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке типовыми штатными расписаниями дежурных частей территориальных органов МВД России.

Начальник дежурной смены, а в органах внутренних дел, где в штатном расписании эта должность не предусмотрена, помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный (помощник начальника отдела (отделения) - оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный), является старшим дежурной смены и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на дежурную часть задач. Кроме дежурной смены в суточный наряд по органу внутренних дел включается: следственно-оперативная группа (СОГ), группа немедленного реагирования (ГНР), наряды подразделений вневедомственной, водители служебного автотранспорта дежурных частей. По решению начальника органа внутренних дел суточный наряд может усиливаться дополнительными силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Сотрудники полиции других подразделений территориального органа МВД России привлекаются к выполнению функциональных обязанностей сотрудников дежурной части в случае их временного отсутствия, а также при осложнении оперативной обстановки. Персональный состав таких сотрудников утверждается приказом начальника органа внутренних дел на определенное время. С ними организуется соответствующая служебная подготовка по программе обучения штатных сотрудников дежурных частей.

Работу дежурной части организует ее начальник,он обязан:

Обеспечивать эффективное выполнение возложенных на дежурную смену задач, готовность заступающей смены к несению службы;

Оценивать деятельность сменяющегося наряда;

Организовывать раскрытие преступлений по «горячим следам»;

Контролировать соблюдение законодательства при разрешении заявлений и сообщений, разбирательстве с задержанными и доставленными в органы внутренних дел;

Анализировать работу дежурной части с целью внедрения в её деятельность передовых форм и методов руководства силами и средствами;

Обеспечивать подбор, расстановку, воспитание и обучение кадров дежурной части;

Разрабатывать должностные инструкции сотрудников дежурной части, исходя из стоящих перед ними задач, с учетом сложившейся оперативной обстановки;

Решать в установленном порядке вопросы обеспечения дежурной части документацией, вооружением, средствами защиты, связи, оперативной, электронно-вычислительной и криминалистической техникой, автотранспортом, другим имуществом, согласно штатной и табельной положенности, контролировать правильность и целесообразность их использования, своевременность материально-технического оснащения дежурной части;

Осуществлять контроль за правильностью ведения журналов, картотек и другой служебной документации;

Обеспечивать соблюдение режима секретности, установленного порядка хранения вооружения и спецсредств, средств защиты, обороны, связи и специальной техники;

Контролировать выполнение оперативными дежурными распоряжений и указаний руководства.

Обязанности дежурной смены (оперативного дежурного) по подготовке служебных нарядов и контролю за выполнением ими своих обязанностей.

По прибытии сотрудников полиции, заступающих в наряд, оперативный дежурный обязан:

1. Отметить в Книге постовых ведомостей прибытие сотрудников полиции на службу в соответствии с расчетом в постовой ведомости на текущие сутки (смену), проверить их готовность к несению службы.

2. Выдать им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи и индивидуальной защиты, специальные средства и служебные документы, ключи от автотранспорта и путевые листы.

3. Принять меры к участию в инструктаже патрульно-постовых нарядов руководителей органов внутренних дел, командного состава строевых подразделений полиции, руководителей и опытных сотрудников служб ОВД согласно утвержденным графикам.

4. Обеспечить подготовку и проведение инструктажа нарядов, ознакомить сотрудников полиции с ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц и похищенного имущества, объявить маршрут патрулирования.

5. В процессе службы оперативный дежурный организует непрерывное управление всеми силами и средствами, задействованными по плану комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка (единой дислокации), своевременно передает нарядам полиции сведения о вновь совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых преступников и похищенного имущества и другую оперативную информацию, а также осуществляет постоянный контроль за несением ими службы. При оперативном и не терпящем отлагательства маневре силами, задействованными в охране общественного порядка по единой дислокации, вносятся необходимые изменения в расчет нарядов.

6. По окончании несения службы нарядами оперативный дежурный в присутствии командиров строевых подразделений принимает от сотрудников служебные документы, вооружение, снаряжение, средства связи и индивидуальной защиты, специальные средства, полученные при заступлении на службу, проверяет их комплектность и исправность.

7. Если наряд (постовой, патрульный, конвой) по окончании службы не прибыл в дежурную часть территориального органа МВД России, оперативный дежурный немедленно докладывает об этом руководителям органа и действует в соответствии с полученными указаниями.

Организация работы дежурной смены.

Заступающие в суточный наряд сотрудники полиции дежурной смены обязаны принять от сменяемых сотрудников:

1. Служебную документацию, законодательные и иные нормативные акты, согласно Перечню основных законодательных и других нормативных актов, служебной документации, картотек и справочных материалов, находящихся в дежурной части. В ходе приема-передачи фактическое наличие документов сверяется поэкземплярно, а оперативные планы и иные документы, имеющие ограничительный доступ, - в соответствии с учетными номерами и полистно.

2. Вооружение, боеприпасы, специальные средства, оперативную, криминалистическую и организационную технику, ключи и путевые листы от закрепленного за дежурной частью органа внутренних дел автотранспорта, средства связи, защиты, оповещения и другое имущество, согласно описи, которые проверяются поштучно и по номерам, при этом обращается внимание на их исправность и комплектность (оружие принимается в вычищенном, смазанном виде и исправном состоянии).

3. Системы оповещения о пожаре, автоматической пожарной, охранной и тревожной сигнализации, средства пожаротушения.

4. Изъятое, добровольно сданное, найденное и сданное на временное хранение оружие и боеприпасы, взрывоопасные вещества, наркотические средства, психотропные и ядовитые вещества, принятые в течение суток сдающей сменой, а также документацию на них (при этом проверяется правильность заполнения документации).

5. Материалы на лиц, находящихся в комнатах для содержания задержанных лиц, при этом провести досмотр задержанных, сверить наличие изъятых у них вещей и документов.

6. Помещение дежурной части в соответствующем санитарном состоянии.

В органах внутренних дел, где имеется изолятор временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых и нет штатных дежурных по ИВС, старший заступающей смены совместно со старшим передающей смены обязаны:

1. Проверить состояние охраны ИВС, тщательно осмотреть камеры и другие помещения ИВС, убедиться в исправности оборудования, средств связи и пожаротушения, сигнализации.

2. Провести осмотр задержанных и заключенных под стражу лиц, сверить наличие задержанных и заключенных под стражу с имеющимся на них списком и осуществить их досмотр.

3. Проверить наличие и правильность оформления материалов на лиц, содержащихся в ИВС, и соблюдение процессуальных сроков их содержания.

4. Организовать под охраной заступающего и сменяющегося нарядов, покамерный вывод задержанных и заключенных под стражу лиц в туалет при отсутствии в камерах санузлов.

5. Доложить совместно со сменяющимся дежурным и начальником ИВС начальнику органа внутренних дел о приеме-сдаче дежурства, обнаруженных при этом недостатках и мерах по их устранению с отметкой в Книге приема и сдачи дежурства. В случае временного отсутствия начальника ИВС принять под расписку в книге приема и сдачи дежурства по ИВС ключи от камер, средства сковывания движения, другие специальные и технические средства, служебную документацию и бланки, а также в соответствии с протоколом личного обыска изъятые у подозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности.

Сотрудникам дежурной смены запрещается покидать помещение дежурной части, за исключением следующих случаев:

Доклада руководству органа внутренних дел о приеме-сдаче дежурства или вызова начальником территориального органа МВД России в рабочий кабинет для доклада о состоянии оперативной обстановки;

Водворения (освобождения) в ИВС подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и проверки несения службы нарядом ИВС;

Обеспечения контроля за выполнением правил пожарной безопасности в административном здании и охраной здания территориального органа МВД России;

Приема пищи;

Выезда на место преступления или чрезвычайного происшествия.

Сотрудники дежурных смен вышестоящих органов внутренних дел могут выезжать в подчиненные органы внутренних дел для проверки несения службы.

Оставлять в дежурной части территориального органа МВД России в составе дежурной смены одного сотрудника полиции категорически запрещается.

Сотрудникам дежурной части запрещается использовать автотранспорт и другое имущество дежурной части не по прямому его назначению, а также средства связи для переговоров, не связанных с выполнением их служебных обязанностей.

Работа дежурной смены и каждого сотрудника дежурной смены оценивается в соответствии с его функциональными обязанностями по следующим основным направлениям:

Готовности к несению службы, знанию оперативной обстановки на обслуживаемой территории (объектах транспорта), преемственности в работе;

Строжайшему соблюдению законности и обоснованности принимаемых решений по результатам разбирательства с доставленными и задержанными;

Сохранению государственной и иной охраняемой законом тайны, проявлению бдительности;

Организационному обеспечению раскрытия преступлений по «горячим следам»;

Оперативному обеспечению руководства силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

Качеству приема, обработки и передачи информации;

Готовности к организации проведения неотложных следственных действий, необходимых для закрепления следов преступления или административного правонарушения;

Своевременности учета поступающих сообщений, заявлений о преступлениях и происшествиях;

Обеспечению установленного порядка содержания в комнатах для задержанных и в ИВС (если в штате нет дежурного по ИВС) задержанных и заключенных под стражу;

Эффективности использования технических средств;

Культуре обращения с гражданами и сотрудниками органов внутренних дел;

Сохранности оружия, боеприпасов, специальных средств, средств связи, защиты, оповещения, оперативной и криминалистической техники, служебной документации, изъятого, добровольно сданного и найденного оружия, боеприпасов, в том числе бесхозяйного имущества и ценностей, личных вещей задержанных и доставленных, изъятых с места преступления вещественных доказательств;

Внешнему виду дежурного наряда, содержанию служебных помещений, автотранспорта и другого имущества, закрепленного за дежурной частью.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что работу дежурной части организует начальник территориального органа МВД России через начальника дежурной части, начальника дежурной смены, старшего оперативного дежурного и т.д. Непосредственно задачи, возложенные на дежурную часть, выполняет дежурная смена.

Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне.

Дежурная смена в течение дежурных суток обязана полностью владеть оперативной обстановкой, непрерывно собирать, обобщать, анализировать данные об ее изменениях, докладывать о них начальнику территориального органа МВД России с предложениями о мерах реагирования, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимать необходимые решения, отдавать соответствующие распоряжения нарядам полиции, с последующим докладом начальнику территориального органа МВД России.

Исходя из выше перечисленных поставленных задач перед дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне следует выделить и основные функции, а именно:

Сбор и анализ информации об оперативной обстановке на территории обслуживания органа МВД России;

Прием и передача служебной информации в подразделения МВД России;

Организация раскрытия преступлений «по горячим следам» на территории обслуживания органа МВД России;

Подготовка служебных нарядов к несению службы и контроль за их работой на территории обслуживания органа МВД России;

Оперативное управление нарядами полиции на территории обслуживания органа МВД России;

Обеспечение оповещения личного состава территориального органа МВД России и руководителей органов исполнительной власти;

Разбирательство с лицами, доставленными в дежурную часть территориального органа МВД России;

Обеспечение сохранности вооружения, боеприпасов, спецсредств и иного имущества территориального органа МВД России.

Обеспечение охраны и режима содержания подозреваемых и обвиняемых в территориальном органе МВД России;

Контроль за охраной здания ОВД и ИВС территориального органа МВД России;

Соблюдение правил пожарной безопасности территориального органа МВД России.

В соответствии с приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» и приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» вся поступающая информация в территориальный орган МВД России о происшествиях и преступлениях должна быть принята, зарегистрирована, и разрешена в соответствии с законом.

Прием сообщений о происшествиях - действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии.

Регистрация сообщений о происшествиях - присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

Разрешение сообщений о происшествиях - проверка фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сообщение о происшествии в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяется на:

1. Сообщение о преступлениях

1.1. Заявление о преступлении.

1.2. Явка с повинной.

1.3. Рапорт об обнаружении преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из источников, не указанных в подпунктах 1.1, 1.2.

2. Сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

3. Иную информацию о происшествиях.

Поступившее в территориальный орган МВД России сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регистрационный номер.

Организация раскрытия преступлений по «горячим следам» на территории обслуживания органа МВД России в течение дежурных суток

При обращении в дежурную часть территориального органа МВД России граждан по телефону или лично с заявлением, сообщением о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении (происшествии), независимо от подследственности и места совершения, оперативный дежурный обязан:

1. Выяснить данные о времени, месте и обстоятельствах преступления (происшествия), приметах лиц, его совершивших, состоянии потерпевших, а также об очевидцах и лице, сообщившем о преступлении (происшествии).

2. Зарегистрировать заявление, сообщение в соответствии с установленным порядком приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях.

3. Незамедлительно организовать выезд на место преступления (происшествия) сотрудников группы немедленного реагирования (ГНР), уголовного розыска, участкового уполномочен-ного полиции, обслуживающего данную территорию, а при наличии нарядов патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб и вневедомственной охраны, направить к месту преступления (происшествия) ближайшие служебные наряды полиции для принятия мер по предупреждению, пресечению и раскрытию преступления по «горячим следам», задержанию лиц, его совершивших, и оказанию помощи потерпевшим. С учетом характера преступления определить состав следственно оперативной группы (СОГ) и организовать ее выезд.

4. Доложить о преступлении (происшествии) начальнику территориального органа МВД России.

5. Обеспечить при необходимости участие в осмотре места происшествия специалистов соответствующего профиля в области судебной медицины, баллистики, взрыво-, пожаротехники и других, а также привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия преступления.

6. Включить в состав СОГ сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями при совершении тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики и отработке экономических версий при совершении убийств по найму.

7. Передать в случае подтверждения достоверности информацию в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.

8. Принять меры к обеспечению охраны места преступления (происшествия), перекрытию возможных путей отхода лиц, совершивших преступление, блокированию мест их укрытия, при необходимости известить другие органы внутренних дел о совершенном преступлении, приметах преступников, похищенных вещах и иных обстоятельствах, установлению личности погибших, пострадавших и доставленных в медицинские учреждения.

9. Поддерживать постоянную связь с СОГ, сотрудниками (руководителями) органа внутренних дел, находящимися на месте происшествия с целью получения дополнительных данных об обстоятельствах совершения преступления, приметах лиц, подозреваемых в совершении преступления, других сведений, необходимых для принятия дополнительных мер по раскрытию преступления.

10. Ввести по указанию начальника органа внутренних дел (в его отсутствие самостоятельно с последующим ему докладом) специальные планы, направленные на задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления.

11. Докладывать о результатах проведения неотложных следственных действий начальнику территориального органа МВД России и в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел.

При разбирательстве с правонарушителем, доставленным в дежурную часть территориального органа МВД России, оперативный дежурный обязан:

1. Выяснить основания и причину доставления.

2. Установить личность доставленного, его возраст, физическое состояние (оценивая физическое состояние лица, доставленного в дежурную часть, сотрудник дежурной смены обязан произвести его личный осмотр (опрос) с целью выявления травм и повреждений, наркотического или алкогольного опьянения, отклонений в психическом поведении или наличия беременности у женщин).

3. Принять от лица, доставившего правонарушителя, письменный рапорт или рапорт и протокол об административном правонарушении, либо заявление, если доставление осуществлено гражданами, должностными лицами или представителями общественных объединений.

4. Составить протокол о доставлении лица в соответствии с требованиями статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо сделать соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании.

5. Зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в территориальный орган МВД России.

При установлении обоснованности доставления граждан в дежурную часть территориального органа МВД России оперативному дежурному необходимо учитывать, что:

Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, судьи Конституционного суда, судья, мировой судья и некоторые другие должностные лица обладают неприкосновенностью в соответствии с законом РФ.

Разбирательство с лицом, доставленным за совершение административного правонарушения, производится, как правило, незамедлительно (в случае если в дежурную часть доставлено несколько лиц, совершивших административные правонарушения, и приступить к разбирательству незамедлительно не представляется возможным, то оно проводится в порядке очередности доставления).

Таким образом, дежурная часть территориального органа МВД России на районном уровне осуществляет следующие основные функции:

Сбор, анализ информации об изменениях оперативной обстановки на территории обслуживания и оперативное реагирование на эти изменения;

Организация раскрытия преступлений по «горячим следам»;

Организация разбора с задержанными и доставленными в территориальный орган МВД России;

Обеспечивает оповещение личного состава территориального органа МВД России на районном уровне, сохранность вооружения и специальной техники и т.д.

Заключение

Дежурная часть территориального органа МВД России - орган оперативного управления межотраслевого характера, осуществляющая сознательное и волевое воздействие в предельно короткие сроки на систему органов внутренних дел или на ее структурные подразделения с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, незамедлительного реагирования на заявления и сообщения о преступлениях, иных правонарушениях, чрезвычайных происшествиях. Одновременно с оперативным управлением дежурная часть является непосредственным исполнителем функций, возложенных на орган внутренних дел соответствующего уровня управления.

Непосредственное осуществление основных направлений деятельности дежурной части осуществляется путем выполнения сотрудниками дежурной смены своих функциональных обязанностей.

Важным аспектом в деятельности дежурных частей органов внутренних дел является строгое выполнение порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, поступающих в дежурную часть из различных источников и по различным каналам. Четкое соблюдение учетно-регистрационной дисциплины является одним из основных условий обеспечения законности в деятельности территориальных органов МВД России.

Список используемой литературы

а) нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

3. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 30 апреля.

4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

5. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759.

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

9. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2037.

10. Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» // СЗ РФ. 2003. № 42. Ст. 4077.

11. Приказ МВД России от 7 марта 1998 г. № 170 «О предупреждении правонарушений со стороны сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России, укреплении дисциплины и законности в их деятельности, уважительном и внимательном отношении к гражданам».

12. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» // БНА ФОИВ. 2005. № 51.

13. Приказ МВД России от 7 марта 2006 г. № 140 «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания по содержанию подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

14. Приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне».

15. Приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

16. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 641 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию».

17. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию» // Российская газета. 2011. 9 ноября.

18. Приказ МВД России от 12 декабря 2011 г. № 1221 «Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок» // Российская газета. 2012. 4 апреля.

19. Приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации».

20. Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

21. Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 8 «Об утверждении Инструкции по организации работы внештатных сотрудников полиции» // Российская газета. 2012. 20 апреля.

22. Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации».

23. Приказ МВД России от 6 февраля 2012 г. № 88 «О совершенствовании подготовки сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах».

24. Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства Внутренних Дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».

27. Приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 «Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан».

28.Приказ МВД России от 12 апреля 2013 г. № 200 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России»

б) основная литература:

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.

в) дополнительная литература:

1. Организация деятельности дежурных частей органов внутренних дел: учеб. пособие / [А.К. Дубровин и др.; под ред. Б.Г. Эшмандова, А.К. Дубровина]. - Иркутск: изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008.

Оперативный дежурный является старшим оперативным начальником по отношению к дежурным всех специальных подразделений ОВД, а также начальникам служебных нарядов, выполняющих задачи по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений, ликвидации последствий чрезвычайных происшествий. Оперативный дежурный в процессе осуществления своих служебных полномочий осуществляет ряд прав и несет определенные обязанности.

а) Права и обязанности дежурного ОВД по организации несения службы нарядом милиции

Так, оперативный дежурный при организации несения службы нарядом милиции имеет право:

  • · Отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подразделений, служебным нарядам, а в отсутствие руководителей органа внутренних дел - всему личному составу.
  • · Проверять выполнение задач служебными нарядами. При осложнении оперативной обстановки производить временные изменения в расстановке сил и средств с последующим докладом начальнику дежурной части. Использовать при необходимости для организации задержания преступников по горячим следам любые задействованные на охрану общественного порядка наряды милиции, независимо от их подчиненности.
  • · Получать от работников подразделений МВД ПМР информацию, которая необходима для выполнения возложенных на дежурную часть задач.
  • · Контролировать своевременность и полноту исполнения отданных им распоряжений.
  • · При осложнении оперативной обстановки обращаться к дежурным вышестоящего и соседних органов внутренних дел для получения экстренной помощи силами и средствами, а также необходимой информации.
  • · Ходатайствовать о поощрении работников дежурной части, отличившихся в работе, а по фактам недобросовестного отношения к службе - о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
  • · Вносить начальнику дежурной части предложения об улучшении оснащения дежурной части средствами связи, криминалистической, организационной техникой и автотранспортом, о внедрении в деятельность дежурной части передовых форм и методов работы, достижений науки и техники.

Обязанности дежурного ОВД по организации несения службы нарядом милиции заключаются в следующем:

  • · Оперативный дежурный обязан постоянно быть готовым к своевременному оповещению и сбору личного состава дежурной части по тревоге, уметь пользоваться схемой вызова работников, постоянно контролировать исправность технических средств вызова (оповещения), знать места сбора личного состава по тревоге, а также порядок связи с государственными органами Приднестровской Молдавской Республики, начальником гарнизона, начальником штаба гражданской обороны.
  • · При получении из дежурной части Министерства внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики любого из сигналов о введении степеней готовности, обозначенных на пакетах Министерства внутренних дел ПМР и пароля к ним оперативный дежурный обязан:

зафиксировать в тетради для записей оперативного дежурного точное время получения сигнала и пароля, фамилию, инициалы передавшего сигнал и пароль; подтвердить в дежурную часть Министерства внутренних дел ПМР их получение;

вскрыть пакет Министерства внутренних дел ПМР с надписью полученного сигнала. Сверить пароль, который заложен в пакет с полученным;

при соответствии принятого пароля с паролем в пакете немедленно доложить начальнику горрайоргана о полученном сигнале из дежурной части Министерства внутренних дел ПМР и действовать в соответствии с его указаниями;

в случае несовпадения полученного пароля с паролем в пакете немедленно доложить начальнику горрайоргана о полученном сигнале из дежурной части Министерства внутренних дел ПМР и действовать в соответствии с его указаниями;

в случае несовпадения полученного пароля с паролем в пакете немедленно сообщить оперативному дежурному по МВД и действовать по его указанию.

  • · При получении сигналов оповещения из местного штаба гражданской обороны оперативный дежурный, зафиксировав сигнал, немедленно докладывает начальнику горрайоргана и действует по его указанию.
  • б) Права и обязанности дежурного ОВД по разбирательству с доставленными в ОВД

Оперативный дежурный органов внутренних дел вправе:

· Доставлять в милицию и задерживать на срок до 3 часов лиц, совершивших административные правонарушения в целях пресечения нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, а также для установления личности нарушителя и составления протокола о правонарушении.

Задерживать военнослужащих, злостно нарушающих общественный порядок, и передавать их военным комендантам или командирам воинских частей.

· Доставлять установленным порядком в медицинские вытрезвители лиц, находящихся на улицах и в других общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и содержать их там до вытрезвления; при отсутствии медицинского вытрезвителя содержать таких лиц до вытрезвления в комнате для задержанных дежурной части органов внутренних дел.

Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность - это такое поведение лица, находящегося в состоянии опьянения, которое представляет собой явное нарушение общепризнанных норм, если такие действия в соответствии с законодательством не влекут ответственности за мелкое хулиганство.

  • · Задерживать граждан, совершивших административные правонарушения, за которые к ним может быть применен административный арест, до рассмотрения в установленные законом сроки дел об указанных административных правонарушениях начальником или заместителем начальника органа внутренних дел или народным судьей.
  • · Направлять в установленном порядке в приемник-распределитель для несовершеннолетних органов внутренних дел детей и подростков:
    • - подкинутых и заблудившихся;
    • - оставшихся в возрасте до шестнадцати лет без попечения родителей или лиц, их замещающих, в случае необходимости оказания им помощи со стороны государства и общества;
    • - направляемых в специальные общеобразовательные школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания или в специальные профессионально-технические училища;
    • - самовольно оставивших семью в возрасте до 16 лет, а также оставивших семью в возрасте от 16 до 18 лет, личность которых не установлена и которые нуждаются в надзоре и помощи;
    • - самовольно ушедших из специальных общеобразовательных школ для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных профессионально-технических училищ, а также из других детских учреждений.
  • · Направлять в установленном порядке в приемник-распределитель лиц, задержанных за бродяжничество или попрошайничество; при отсутствии приемника-распределителя в городе или районе содержать таких лиц с санкции прокурора в камерах ИВС не свыше 10 суток.
  • · Задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовным процессуальным законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
  • · Фотографировать и производить дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления либо за бродяжничество и попрошайничество, а в необходимых случаях также лиц, подвергнутых административному аресту за мелкое хулиганство. О каждом случае фотографирования и дактилоскопирования составляется протокол.
  • · Применять в исключительных случаях наручники или иные меры для прекращения буйства и бесчинства задержанных лиц и лиц, находящихся под стражей.

Обязанности дежурного ОВД по разбирательству с правонарушителями, доставленными в дежурную часть ОВД

Разбирательство с правонарушителями, доставленными в дежурную часть работниками горрайоргана или гражданами производится оперативным дежурным или другим работником горрайоргана по поручению начальника дежурной части.

При разбирательстве с правонарушителем оперативный дежурный обязан:

  • · Выяснить основания, мотивы и законность доставления, наличие данных о потерпевших, свидетелях, могущих подтвердить совершение правонарушения;
  • · Установить личность доставленного, его физическое состояние (опьянение, травмы и т.д.);
  • · Принять от работника органа внутренних дел, доставившего правонарушителя, письменный рапорт, а при доставлении гражданами - заявление. При этом обратить особое внимание на изложение обстоятельств правонарушения, оснований и мотивов доставления.
  • · Зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в горрайорган.

В случае необоснованного доставления гражданина оперативный дежурный, установив невиновность, обязан немедленно освободить его и предложить лицу, виновному в необоснованном доставлении принести извинения; сделать необходимые отметки в книге учета лиц, доставленных в горрайорган. Разъяснить лицу, допустившему необоснованное доставление, неправомерность его действий. О необоснованном доставлении гражданина работником органа внутренних дел доложить начальнику горрайоргана письменным рапортом для принятия мер.

Доставлению и задержанию не подлежат:

  • - Депутаты Верховного Совета ПМР;
  • - Депутаты районного, городского Совета народных депутатов на территории соответствующего Совета народных депутатов;
  • - Прокуроры и следователи органов прокуратуры ПМР, народные судьи, руководители и члены городского, районного вышестоящих судов.

В случае доставления указанных лиц оперативный дежурный после установления их личности обязан незамедлительно освободить доставленных и доложить о случившемся письменным рапортом начальнику горрайоргана, доложить в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел, проинформировать о доставлении этих лиц прокурора и действовать в соответствии с полученными указаниями.

При доставлении за правонарушения военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, а также лиц рядового или начальствующего состава органов внутренних дел оперативный дежурный обязан после выяснения оснований, мотивов и законности доставления, а также установления личности и места службы сообщить командиру части, начальнику органа о задержании и вызвать наряд с предписанием командира, военного коменданта, начальника органа на доставление задержанных в часть, передать задержанных и имеющиеся на них материалы под расписку в книге учета лиц, доставленных в горрайорган. О совершении преступления военнослужащим или призванным на сборы военнообязанным, а также лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел сообщить прокурору.

Оперативный дежурный в случае доставления в дежурную часть иностранного гражданина, после установления его личности, обязан:

  • - иностранного гражданина, пользующегося дипломатическим иммунитетом и привилегиями, немедленно освободить. Дипломатический иммунитет и привилегии иностранных граждан подтверждаются наличием документов, выданных управлением внешних связей ПМР.
  • - провести разбирательство с иностранным гражданином, не пользующимся иммунитетом и привилегиями на общих основаниях.
  • - доложить письменным рапортом начальнику горрайоргана, сообщить в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел о доставлении иностранного гражданина, проинформировать орган государственной безопасности и прокурора.

При доставлении в дежурную часть иностранного гражданина, не имеющего при себе документов, удостоверяющих личность, оперативный дежурный обязан принять меры к установлению личности задержанного и действовать в порядке, указанном выше. В случае, когда установить личность доставленного иностранного гражданина не представляется возможным, оперативный дежурный должен в установленном порядке направить его для помещения в приемник-распределитель.

Если доставленный гражданин имеет телесные повреждения, обморожения или заявил об ухудшении состояния здоровья, оперативный дежурный обязан вызвать скорую медицинскую помощь, обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом и доложить о случившемся начальнику горрайоргана. Решение о дальнейшем содержании лица, совершившего правонарушение оперативный дежурный принимает в зависимости от заключения врача и указания начальника горрайоргана.

При скоропостижной смерти или самоубийстве доставленного в дежурную часть оперативный дежурный обязан вызвать скорую медицинскую помощь, доложить о случившемся начальнику горрайоргана и в дежурную часть вышестоящего органа внутренних дел, проинформировать прокурора, принять меры по сохранению обстановки на месте происшествия до прибытия лица, которому поручено расследование.

При разбирательстве с лицом, заподозренным в совершении преступления оперативный дежурный обязан:

  • - доложить о доставлении руководителю горрайоргана и по его указанию передать материалы и доставленного следователю или лицу, назначенному проводить дознание, для решения вопросов о возбуждении уголовного дела и задержания доставленного в качестве подозреваемого.
  • - по указанию начальника горрайоргана, следователя произвести личный обыск, сфотографировать подозреваемого и произвести дактилоскопирование.

Личный обыск производится лицом одного пола с доставленным в присутствии двух понятых того же пола. При обыске изымают вещественные доказательства, а также документы, ценности, деньги и вещи, запрещенные к хранению в ИВС (огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, ножи, бритвы, зажигалки, кольца, серьги, запонки, спички, поясные ремни, галстуки, шнурки длиннее 50 см и прочее). О производстве личного обыска, применении технических средств при обыске и изъятии вещественных доказательств, документов, денег и других вещей, фотографирования подозреваемого в совершении преступления и производстве дактилоскопирования составляются протоколы в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Протоколы зачитываются лицом, их составившим, и подписываются всеми лицами, участвующими в производстве этих действий.

  • - при наличии письменного поручения следователя или начальника горрайоргана о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, составить протокол задержания и уведомить об этом следователя, орган дознания, по поручению которого произведено задержание, а также прокурора.
  • - направить подозреваемого для содержания в ИВС по получении от следователя, лица, лица, производящего дознание, протокола задержания.
  • - по письменному поручению следователя или лица, производящего дознание, сообщить о задержании семье подозреваемого.
  • - во время нахождения подозреваемого в дежурной части обеспечить его охрану, исключающую побег, нападение на лиц суточного наряда, других работников правоохранительных органов и граждан, сокрытие вещественных доказательств, следов преступления, самоубийство, членовредительство, контакты с другими лицами, особенно подозреваемыми в совершении того же преступления.

Разбирательство с лицом, доставленным за административное правонарушение, производится, как правило, незамедлительно.

При разбирательстве с доставленным, находящимся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, оперативный дежурный обязан направить задержанного в медицинский вытрезвитель.

При разбирательстве с лицом, заподозренным в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, оперативный дежурный обязан:

  • - установленным порядком направить доставленного на медицинское освидетельствование для установления состояния опьянения;
  • - изъять до рассмотрения дела удостоверение на право управления транспортным средством, о чем сделать записи в протоколе об административном правонарушении и талоне к водительскому удостоверению, который возвращается водителю после вытрезвления;
  • - обеспечить сохранность транспортного средства и находящегося в нем груза;
  • - вызвать представителя автотранспортного предприятия с доверенностью на получение транспортного средства и груза. Транспортное средство и груз передать по доверенности под расписку; доверенность и расписку приобщить к материалам дела об административном правонарушении.

При разбирательстве с лицом, доставленным за бродяжничество, попрошайничество или не имеющим постоянного места жительства, а равно условно осужденным, условно освобожденным, самовольно оставившим пределы административного района или лицом, осужденным к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора и совершившим правонарушение, оперативный дежурный обязан:

  • - проверить по информационному средству наличие сведений об официальном предостережении, о розыске этих лиц, а в местностях с особым режимом - подписок о выезде за пределы этих местностей;
  • - доложить собранные материалы руководителю горрайоргана и по его указанию передать их под расписку работнику, назначенному для дальнейшего разбирательства. В случае отсутствия руководителя в течение трех часов при наличии оснований составить постановление о задержании лица, занимающегося бродяжничеством или попрошайничеством и водворить его в приемник-распределитель. О задержании доложить начальнику горрайоргана и по его решению передать собранные материалы работнику органа для получения в суточный срок санкции прокурора на содержание задержанного в приемнике-распределителе;
  • - при наличии постановления о задержании лица, занимающегося бродяжничеством или попрошайничеством, санкционированного прокурором, направить задержанного в приемник-распределитель; условно осужденного, условно освобожденного, а также осужденного к лишению свободы с отсрочкой приговора поместить в ИВС и сообщить об этом в орган внутренних дел, вынесший постановление о задержании.

При доставлении несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, оперативный дежурный обязан передать доставленного работнику инспекции по делам несовершеннолетних, оперативному работнику для дальнейшего разбирательства.

В случае отсутствия работника ИДН или оперативного работника, оперативный дежурный по указанию руководителя горрайоргана проводит с несовершеннолетним правонарушителем в возрасте от 16 до 18 лет разбирательство в полном объеме. О совершенном правонарушении и передаче правонарушителя родителям или лицам, их заменяющим, его законному представителю оперативный дежурный должен сообщить работнику ИДН для принятия соответствующих мер. При наличии оснований, предусмотренных законодательством, оперативный дежурный по указанию руководителя горрайоргана направляет доставленного в приемник-распределитель для несовершеннолетних органов внутренних дел.

Несовершеннолетние, находящиеся в состоянии опьянения передаются:

  • - родителям или лицам, их заменяющим;
  • - представителям администрации детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных, лечебно-воспитательных учреждений, а также должностным лицам других учреждений, отвечающим за содержание, воспитание этих несовершеннолетних;
  • - представителям лечебных учреждений органов здравоохранения, если несовершеннолетний не достиг 14 лет, имеет телесные повреждения или его невозможно передать вышеуказанным лицам;
  • - работникам медицинского вытрезвителя, (в случае, когда несовершеннолетний находится в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность), если невозможно установить личность несовершеннолетнего, место жительства и передать его родителям или лицам, их заменяющим, или представителям учреждения, отвечающего за его воспитание и содержание.

Передача несовершеннолетнего производится под расписку в протоколе об административном правонарушении, о чем делается отметка в книге учета лиц, доставленных в горрайорган.

При разбирательстве с заблудившимися или подкинутым ребенком в отсутствие работника ИДН оперативный дежурный обязан в установленном порядке составить акт в двух экземплярах (в отношении подкинутого - в трех экземплярах). Акт подписывается оперативным дежурным и лицом, доставившим ребенка. Ребенок фотографируется по правилам опознавательной фотосъемки.

Заблудившиеся, подкинутые, а в неотложных случаях и другие оставшиеся без родительского попечения дети и подростки в течение не более восьми часов направляются оперативным дежурным (при отсутствии работника ИДН):

  • - в дом ребенка (в возрасте до 3 лет);
  • - в ближайшее медицинское учреждение независимо от территории обслуживания и ведомственной принадлежности (при наличии признаков заболевания).

При доставлении в дежурную часть больных или детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, оперативный дежурный организует им оказание медицинской помощи и передает таких лиц при необходимости в медицинское учреждение. Если по результатам медицинского освидетельствования будет установлено, что доставленные не нуждаются в медицинской помощи или стационарном лечении, то при отсутствии оперативного работнику, работника ИДН оперативный дежурный самостоятельно обеспечивает направление детей и несовершеннолетних в соответствующие учреждения.

Вывод: Права и обязанности оперативного дежурного по ОВД включают в себя круг полномочий, необходимых для обеспечения порядка и выполнения задач, возложенных на дежурную часть.

Надлежащее выполнение сотрудниками дежурной части своих полномочий будет способствовать полноценной работе органов внутренних дел и оперативному реагированию на любое изменение обстановки.