Почему люди постятся? Пост — не обуза, а освобождение.

Пост имеет три разных типа: пост обычных людей, особых людей и избранных людей.

Пост обычных людей – это сбережение тела и аврата от того, что его нарушает в течение светового дня. Пост особых людей – это сбережение глаз, ушей, рта, языка, рук, ног и других частей тела от греха.

Пост же избранных людей – это сбережение сердца от низких мирских мыслей и облагораживание его (сердца) от всего, кроме Аллаха.

Если эти избранные люди будут думать о чем-либо, кроме того, что способствует исламу, Аллаху и Ахирату, то пост их нарушается. Один из таких людей сказал: «Размышление даже о том, чем будет разговляться, посчитают за грех, ибо это является из признаков неполноценной веры в то, что Всевышний даёт каждому пропитание». Эта ступень присуща пророкам, праведникам и валиям (любимцы Аллаха). Нужно стараться достичь этого уровня, избегая многословия. Пост особых людей – это сбережение частей тела от грехов. Пост этот совершенствуется в исполнении шести пунктов:

1. Следует отводить взоры и стараться поменьше смотреть на всё порицаемое и предосудительное, а также на всё то, что отвлекает сердце от поминания Всевышнего Аллаха.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах

2. Следует удерживать язык от пустых разговоров, лжи, хулы, сплетен, непристойностей, грубостей, ссор и споров.

3. Следует отказаться от выслушивания всего порицаемого, поскольку всё то, что запретно говорить, запретно и слушать, и именно поэтому Всемогущий и Великий Аллах приравнял выслушивание запретного к употреблению запретного в пищу, ибо Всевышний Аллах сказал (смысл): «(Жадно) внимающие лжи – пожирающие запретное!».

4. Следует удерживать руки, ноги и все прочие части тела от совершения греховного и порицаемого и воздерживаться от употребления в пищу сомнительного, поскольку нет смысла сначала отказываться от употребления дозволенной пищи, а с наступлением времени разговения употреблять в пищу запретное, ибо человек, постящийся подобным образом, похож на того, кто строит дворец, разрушая город Посланника Аллаха.

«Сколь многим постящимся достанется от их поста только жажда!» Передано от Ибн Маджа. Говорят, что здесь имеются в виду люди, разговляющиеся запретным; говорят также, что имеются в виду люди, отказывающиеся от дозволенной пищи и разговляющиеся мясом людей, злословя о них, что является запретным; говорят также, что имеются в виду те люди, которые не удерживают части своего тела от совершения запретного.

5. С наступлением времени разговения не следует употреблять в пищу и слишком много дозволенного, ибо нет для Всемогущего и Великого Аллаха сосуда, более ненавистного, чем набитое дозволенным чрево. Смысл поста заключается в ослаблении тех сил, которые шайтан использует для возвращения человека к дурному, но если не стремиться к уменьшению, добиться этого будет невозможно.

6. После разговения сердце постящегося должно пребывать между страхом и надеждой, ибо человек не знает, будет ли принят его пост, в результате чего он окажется среди приближенных, или он будет отвергнут, в результате чего он окажется среди ненавистных. Так пусть же каждый остаётся в подобном состоянии после того, как закончит заниматься любым видом поклонения...

Однажды Хасан аль-Басри, проходя мимо смеющихся людей, сказал: «Всевышний сделал месяц Рамазан своему народу испытательной дорожкой, по которой люди соревнуются в беге. Одни будут счастливы опережением, другие же будут несчастливы отставанием. В тот день, когда опередившие будут счастливы, а отставшие несчастливы, нужно удивляться смеющимся и балующимся людям. Клянусь, если Всевышний поднял бы завесу и показал каждому, что ему уготовано, то тот, который сделал добро, был бы увлечён им, а тот, кто сделал плохое, оказался бы увлечённым им. То есть тот, чей пост будет принят, от радости не увлекался бы баловством, а тот, кто делает плохое, от несчастья не смог бы ничего делать».

Всевышний создал ангелов чистыми от плотских удовольствий. Человек возвышен от животных тем, что он имеет возможность сбить чувство плоти светом разума, а ниже ступени ангелов человек находится потому, что ему дано плотское чувство и этим его испытывают. Поэтому, чем глубже человек войдёт в эти чувства, тем быстрее он упадёт на уровень животного.

Каждый раз, когда человек противится чувству страсти, он приближается к ступени ангелов. Ангелы – это рабы, приближенные к Пречистому Всевышнему Аллаху, и тот, кто последует им и внушит себе их деяния, подобно им приблизится к Всевышнему. Это определяется не местом, а признаками.

Такова мудрость поста. Какая же будет польза человеку, весь день пребывающему в страстных чувствах, отложив лишь приём пищи, а вечером совершавшему эти оба действия. Если такой пост полезен, тогда как понять смысл хадиса: «Сколько людей, которым от поста достаётся лишь голод и жажда.» Абу Дарда сказал: «Как хороши сон и разговение умных людей. Клянусь Аллахом, одна толика действия богобоязненных и сведущих в истине людей лучше и достойнее, чем деяния обманутых иблисом, хоть они и будут величиной в гору». Один из алимов сказал: «Сколько постившихся и в тоже время не постившихся людей, и сколько не постящихся и в тоже время постящихся». Постящийся и в тоже время не постящийся – это тот, кто уберёг свои органы от греха, но ест, а не постящийся – это тот, кто неуберёг свои органы от греха, не ест и не пьёт (т. е. голодает).

Пример того, кто наяву воздерживается от полового сношения, приёма пищи и воды, но портит его злословием и хулой, подобен тому, кто при омовении не моет части тела, а лишь проводит по ним рукой.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост – это залог. Каждый из вас берегите свой залог ». Когда прочитали аят со смыслом, что Всевышний повелевает нам исполнять заветы, Пророк (мир ему и благословение) положил свою руку на глаза и уши и сказал: «И глаза залог, и уши залог ». Если бы убережённые этих органов не было бы заветом поста, то Пророк (мир ему и благословение) не говорил бы в ответ тому, кто, ругаясь, говорит: «Я пощусь, я пощусь», т. е. мой язык – это залог, отданный мне для хорошего.

Мухаммад Карачаев

Блаженнейший Митрополит Онуфрий – о посте, современном человеке и образцах для подражания.

Фото Сергей Рыжков

– Ваше Блаженство, Троицей или Пятидесятницей закончился Пасхальный цикл. Мы начали с этой недели новый отсчет. Чем отличается этот период от других годичных циклов?

– Святая Церковь родилась на Пятидесятницу и именно после этого праздника начала активно действовать и проповедовать, подобно этому и в церковном богослужебном круге после Пятидесятницы идет новый отсчет каждого следующего воскресного дня, в который, кроме тайны Воскресения, часто вспоминаются знаменательные евангельские события или события из христианской истории. В первое воскресенье, к примеру, вспоминается Собор Всех Святых, во второе - Всех Святых, в земле Русской просиявших, и так далее.

– 27 июня начинается Петров пост. Относительно поста можно часто услышать, что, мол, в наш нервный век пост является дополнительным стрессом. Чем полезен пост современному человеку?

– После вселенского потопа, по немощи человеческой, Господь благословил мясную пищу, то есть люди начали вкушать плоть животных и птиц. Но прежней продолжительности жизни у человека уже не было. Это свидетельствует нам о том, что пост не является какой-то жестокостью со стороны Господа к Своему творению. Господь хочет, чтобы через пост мы вернулись в прежний чин того прекрасного устроения, которое было у человека в Раю. Если выражаться иными словами, пост - это не стресс для человека, это средство, которое снимает с человека стресс.

– Как правильно подготовиться к посту всем желающим? Что можно делать в пост, что нельзя?

– В посту мы ограничивам себя, в первую очередь, от скоромной пищи. Для человека растительная пища является естественной и самой полезной для его здоровья. И когда люди сильно болеют, или когда старость приходит к людям, то даже врачи не советуют вкушать тяжелую мясную пищу. Она является более полезной для молодых, для тех, кто имеет сильный организм, кто тяжело физически работает. И Святая Церковь, зная, что полезно человеку, предлагает нам в период Великого поста воздержаться от мясных, молочных продуктов для того, чтобы восстановить гармонию в нашем теле и тот естественный чин и порядок, который Бог установил в каждом человеке. Когда мы постимся, то наш организм перестраивается. Если человек все время вкушал мясо, то ему, может быть, поначалу будет трудно жить только на растительной пище. Но это называется положительной реакцией, через некоторое время все восстановится, и человек будет себя чувствовать нормально. Если человека, который долго курит, заставить бросить курить, то у него начинается психоз, какие-то неприятные изменения в организме. Но это не говорит о том, что человеку нужно курить, в данном случае недомогания - всего лишь положительная реакция на исцеление.

– Что может случиться с теми, кто не постится?

– Постящийся человек имеет личный опыт преодоления различных житейских трудностей и искушений, а непостящийся лишен такого опыта. Желаю, чтобы все мы обогащались опытом духовной борьбы, через которую идем к духовному совершенству. К этому сегодня призывает нас Святая Церковь - через благословение на Петровский пост. Нужно помнить и то, что когда человек присоединяет к телесному посту еще и духовный, то у него начинается особо интенсивное духовное развитие, восхождение от степени к степени, или как говорит Святая Церковь, духовное совершенство, которое начинается на земле и продолжается вечно в небесной жизни.
– И последний, личный вопрос. Есть ли у Вас образец для подражания?

– Все мы, христиане, стараемся подражать нашему Спасителю и Творцу, ведь каждый человек имеет в себе Бога: только человек рождается, Божество уже освящает и наполняет его. Некоторые святые имели возможность увидеть Божество даже собственными глазами: при этом они были переполнены внутри Божественным светом, который, собственно, и расширил их сердце и душу до того, что они смогли увидеть Самого Бога. Правда, таких людей было очень мало, среди них - преподобный Силуан Афонский, которому явился Сам Спаситель. Когда Господь несколько отдалялся от Святого, преподобный Силуан тяжело страдал, что больше не видит Христа во время молитвы, которая давалась ему теперь безмерно труднее. Преподобный Силуан является образцом для подражания, ибо он показывает нам, как трудом и молитвой мы должны приблизиться ко Христу еще в земной жизни. Другой образец святости, очень полезный для современного человека, преподобная Мария Египетская, которая из великой грешницы через труд, молитву и покаяние стала великой святой. Мы не способны к таким подвигам, но должны знать, что когда человек постепенно, от поста к посту, от постного дня к постному дню, старается воздерживать себя, держать в рамках Божественного закона, он тоже приходит в свою меру совершенства и сподобляется милости от Бога и тут, на земле, и на Небе - в вечном Царствии.

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Д ля чего установлено правило поста, в чем его польза? Почему пост называют Великим? Должен крещеный человек поститься? Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься? Кто определяет постящемуся степень строгости поста? Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или постоянная молитва? Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост? Чтобы вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или еще не решился на этот духовный подвиг?

Ниже мы публикуем ответы священника Александра Пикалёва, давшего интервью газете Слово:

1 . Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

С лово пост в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего и пришло) имеет двоякое значение.

Пост — это не только особое время воздержание, предписанное Церковью, но и то место, где стоит военный караул. Такая омонимичность слова пост не случайна. По своей сути, пост — это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров.

Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего что обветшало, обновить, перестроить, крышу перекрыть. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост — это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям

2. Почему этот пост называют Великим?

Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию и по значению и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот Пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение.

3. Должен ли каждый крещеный человек поститься?

Если говорить о посте, как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам.

Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Как для человека, который едет по дороге на автомобиле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать на кардан километры, а в том куда он наконец приедет, так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами.

Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа.

Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому, если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста.

4. Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?

Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды.

Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 24)

Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то, чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например, по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

Во-первых, строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Конечно, не каждый свободно владеет церковнославянским и может в нем ориентироваться, но о необходимые сведения о строгости поста можно прочитать в любом церковном календаре.

Во-вторых, строгость поста, для каждого, в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав — это устав монашеский, т.е. это правила жизни тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу и борьбе со страстями.

Монахи – это те люди, для которых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожалению, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Поэтому полнота, как физического, так и духовного подвига дается многими трудами и не сразу. Помните как у Высоцкого: «а я так долго шел до пьедестала, что вмятины в помосте протоптал».

Еще Антоний Великий, основатель монашества в 4 веке говорил, что самая главная добродетель — это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего воздержание от греха.

Прежде чем отказаться от сосиски, надо отказаться от каннибализма, т.е. престать есть друг друга и тогда уже помышлять о церковном посте. Каждый знает, что злой человек во много крат злее, если он еще и голоден.

6. Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или, постоянная молитва?

В общем, я уже на этот вопрос ответил. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

7. Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост?

Исповедоваться ТОЛЬКО в Великий Пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста.

Исповедь и Причастие только Великим Постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Ну, это все равно, что есть только тогда, когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология.

Причащаться и исповедоваться христианин должен стремиться как можно чаще и никогда не пренебрегать и не откладывать участие в Таинстве. Образно Церковь сравнивает Литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений — это оскорбление хозяину и устроителю торжества.

Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем, что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы.

Все остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно.

Прежде всего, ясно понимать, что пост — это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более, чем диета.

Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: «вера это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца». На самом деле это не так. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.

Пет.3:15: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Но эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту.

Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6).

В последнее время стало довольно популярно поститься. Из года в год все больше людей ограничивают себя в еде с целью физического оздоровления и духовного очищения. Верующие люди, безусловно, хорошо знают, как правильно поститься. Наша статья предназначена для тех, кто собирается выдержать пост впервые, мы расскажем Вам о том, в чем смысл поста, для чего он нужен, как поститься, что можно и чего нельзя есть во время поста, а также о том, кому разрешены послабления поста.

Нужно ли поститься?

В первую очередь стоит сказать, что смысл любого поста, согласно православной церкви, заключается в очищении духа и тела от земных страстей, злобы и ненависти. Сам Иисус Христос в своих проповедях говорил о том, что пост должен быть порывом души, которая ищет успокоения, мира и гармонии. Ни в коем случае нельзя соблюдать пост напоказ, для того чтобы произвести впечатление на окружающих. Пост следует посвящать только Богу, и делать это с радостью и от души.

Люди издавна постились перед совершением чего-то важного, когда они особо нуждались в силе и мудрости от Бога. Также поститься следует для того, чтобы смирить свою душу перед Богом и очистить свое сердце, приближаясь к нему. Только такой пост Бог принимает, только такой пост угоден Богу, и только в такой пост он примет и услышит искренние молитвы человека, давая ему силы творить добрые дела.

Ответ на вопрос: «Нужно ли поститься?» каждый человек дает сам. Важно, чтобы Вы действительно этого хотели, чтобы это было искренним желанием Вашей души.

Согласно Библии пост - это даже не сокращение рациона с выведением из него скоромных продуктов, это полное воздержание от пищи, иногда с воздержанием от питья, а также с отказом от половых отношений на протяжении какого-то периода времени. Это время, в течение которого человек смиряет и сокрушает свою гордыню перед Богом и отдает себя в его власть и на его милость. По Библии поститься следует только из любви к Богу и только перед ним, без показухи и лицемерия.

Второй популярный вопрос, связанный с постом: «Можно ли не поститься при тех или иных обстоятельствах в жизни?» Библия говорит о том, что важнее всего пост духовный, а уж потом - телесный. Т.е. в период поста Вы обязательно должны жить в смирении и целомудрии, читать молитвы, причащаться, а соблюдать пост можно и не слишком строгий. Соблюдения требуют лишь первые и последние 7 дней поста. Церковь официально разрешает не поститься:

  • беременным женщинам и кормящим мамам
  • путешественникам
  • старикам

Медики к этому перечню добавляют:

  • больных онкологическими заболеваниями
  • подростков, которым необходимо большое количество белка, витаминов и минералов
  • людей, имеющих проблемы с давлением, болезни ЖКТ, сердечную недостаточность
  • людей, занятых тяжелым физическим трудом
  • людей, живущих в экстремальных климатических условиях

Вообще по церковным правилам степень строгости поста каждый человек устанавливает для себя сам после беседы со своим духовным наставником: чем более человек ощущает себя грешным, тем более строгий пост он должен соблюдать, а самое важное – тем искреннее он должен хотеть его соблюдать!

Как поститься в пост

Теперь поговорим о том, как поститься в пост. Наступает Великий пост, как правильно поститься? В первую очередь следует подумать о духовном очищении и в связи с этим сократить просмотр телевизора, пользование Интернетом и прослушивание музыки. Кроме того, следует больше времени проводить дома в кругу семьи, избегать шумных компаний и других развлечений. Здорово, если Вам удастся сократить количество интимной близости в период поста, она строго запрещена в первую и последнюю недели поста. Поститься без молитвы не имеет практически никакого смысла, также необходимо за время поста помириться со всеми ближними, каждое воскресенье посещать церковь и хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться.

С духовным постом разобрались. Теперь поговорим о том, . Самые строгие дни поста - первые четыре дня, а также вся последняя неделя перед Пасхой. При этом в первый понедельник поста (Чистый понедельник) и в последнюю пятницу перед Пасхой (Страстную пятницу) нельзя вообще ничего есть и пить. Остальные дни допускается сухоядение (фрукты, орехи, семечки, соленые, свежие или квашеные овощи).

Во время поста нельзя курить, употреблять алкоголь (за исключением красного вина по выходным и по праздникам, которые приходятся на этот период), мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты, их содержащие. Еще нельзя употреблять в пищу растительное масло, оно разрешено только по выходным.

Кушать следует не более одного раза в день, если Вы придерживаетесь строгого поста, и не более двух - при нестрогом посте.

Питание во время поста построено по графику:

  • понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, мед, орехи)
  • вторник, четверг - разрешена горячая пища без масла (чай, кофе, каши, термически обработанные овощи)
  • суббота, воскресенье - можно есть 2 раза в день любую еду, кроме скоромной, плюс растительное масло

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье можно кушать рыбу, а в Лазареву субботу - рыбную икру.

Совет: в течение всего поста пейте больше воды, чтобы предотвратить обезвоживание организма. Помните, что бороться с голодом помогают запахи корицы или гвоздики.

Как поститься перед причастием

И последнее в контексте постов - это пост перед причастием. Немногие знают, как поститься перед причастием. Обязательно перед причастием нужно поститься тем людям, которые не соблюдают посты в течение года и причащаются лишь раз в году, например, на Пасху. В таком случае поститься следует в течение недели перед причастием, причем за сутки до самого Причастия следует полностью отказаться от еды и воды.

Если же Вы соблюдаете посты в течение года и поститесь по средам и пятницам, тогда Вам будет достаточно евхаристического поста, т.е. причащения натощак.

Помимо соблюдения поста, перед причастием следует читать правила, каноны и молитвы перед причастием, которые есть в любом молитвослове.

Помните, что самое важное в посте - это не ограничения в пище, а очищение души. Отказываться стоит не столько от пищи, сколько от страстей земной жизни, которые тяготят наши души. Тогда пост будет в радость.

Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.

Диакон Павел Сержантов

Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.

Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.