Правовые системы современности их виды. Основные правовые системы современности: краткий обзор

Понятие "правовая система" употребляется в двух значениях. Во-первых, для характеристики историко-правовых и этнокультурных особенностей национального права разных государств и народов, а во-вторых, для характеристики совокупности национальных правовых систем, объединенных общими чертами и признаками. В настоящее время в юридической науке в большинстве случаев наиболее верным признается второй подход и под правовой системой понимают совокупность национальных правовых систем, которые базируются на общих для них принципах правопонимания, правотворчества и правоприменения.

Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации (правоотношений).

Правовую систему не следует отождествлять с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы.

В современном мире каждое государство имеет свою правовую систему, возможны даже случаи, когда в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные отношения.

Каждая национальная правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями или правовыми кругами.

Наиболее известной является классификация правовых систем французского ученого Р. Давида, в соответствии с которой выделяются:

  • – романо-германская правовая семья;
  • – англо-саксонская правовая семья;
  • – религиозная (восточная) правовая семья;
  • – славянская (социалистическая) правовая семья;
  • – другие правовые семьи.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы большинства стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основным источником права в национальных правовых системах, входящих в эту семью, является нормативный акт.

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой данная правовая система получила распространение в ряде стран, которые не находились под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые ее специфические черты, которые требуют их отнесения к различным подгруппам. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно правовой статус личности) регламентировалась традиционными нормами.

Источниками права романо-германской правовой системы выступают законы, за которыми признается доминирующая роль в регулировании общественных отношений, а также обычаи, общие принципы права, судебная практика и правовая доктрина, которые играют незначительную роль и в основном оказывают влияние на формулирование норм права, которые впоследствии закрепляются в нормативных правовых актах.

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи является Англия, которая, будучи колониальной державой, оказывала огромное влияние на формирование правовых систем зависимых государств.

В основе регулирования общественных отношений в этой правовой семье лежит принцип stare decisis (лат. – стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Таким образом, основным источником права в данной правовой семье является общее право (Common Law), которое в различные исторические этапы развития Англии дополнялось правом справедливости (Equity Law), которое сформировалось в связи с развитием товарного производства и также является прецедентным, и статутное право (Statue Law), которое имеет парламентское происхождение.

В США судебные прецеденты также являются довольно значимым источником права и оказывают большое влияние на формирование законодательства. Однако, в США, во-первых, право отражает его федеративное устройство, где действует федеральное право и право штатов, а, во-вторых, установлено свободное действие прецедентов, т.е. суды не связаны ни своими решениями, ни решениями вышестоящих судов. Кроме того, в США законодательство и нормативные правовые акты органов исполнительной власти также играют немаловажную роль в регулировании общественных отношений.

Религиозная правовая семья – это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. В основе религиозной правовой системы лежит какая- либо система вероучения.

Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, она содержит и установления нормативно-юридического характера. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющее собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями – докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком Средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих нор наиболее ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта совокупности правовых систем, включающих самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную – славянскую правовую семью, связанную с изменениями на карте современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества – СССР, ГДР, СФРЮ, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях "общественно-экономическая формация", "социальный строй общества", которые с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев – от технико-юридических до социально- экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное – государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе.

В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

Фундаментальные изменения, происшедшие в конце 1980-х – начале 1990-х гг. в восточноевропейских странах, появление на политической карте мира новых государств – независимой России, объединенной Германии, самостоятельных Чехии, Словакии, Хорватии, Македонии, Украины, Белоруссии и других – свидетельствует о необходимости теоретического анализа положения, сложившегося в правовом пространстве некогда единого социалистического сообщества Восточной Европы.

Главный вопрос: какова природа национальных правовых систем стран бывшего социалистического лагеря? Какими критериями необходимо пользоваться, чтобы с достаточной точностью выразить их правовую природу и соотнести ее со спецификой уже имеющихся правовых общностей?

По сути дела, речь идет о новой политической, социально-экономической и, соответственно – законодательно- юридической ориентации государств, вошедших в полосу своего социального обновления. Эта ориентация имеет стратегически важное значение для национальных государственно-правовых систем России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Казахстана, других ныне независимых и самостоятельных стран, их правовых культур.

Поэтому данный вопрос уже сейчас представляет собой большую не только теоретическую, но и геополитическую, идеологическую, международно-практическую сложность. Правовой аспект этой проблемы в современной юридической литературе только еще начинает осознаваться и обсуждаться.

Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их "возвращении" в это сообщество. Надо сказать, что на этой позиции основана сейчас официальная юридическая политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию, их внешнеполитические ориентации, концепции реформирования социально-экономического уклада.

Однако принятие данной позиции будет означать, что бывшие социалистические страны и прежде всего республики СССР – ныне самостоятельные государства, должны постепенно (или как можно быстрее) интегрироваться в западный мир: его политику, идеологию, экономику, систему духовно-нравственных ценностей без учета особенностей своего исторического развития, что представляется не верным и не очевидным.

В настоящее время выделяют две основных правовых системы:

1. Континентальная правовая система (иначе ее называют Романо-германская);

2. Общая система права (иначе - англосаксонская);

Отдельно можно добавить мусульманскую систему права.

Рассмотрим Романо-германскую систему права. Она существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны вновь возвращаются к этой системе. Ее с полным основанием можно называть ныне системой (или семьей) континентального права: она охватывает все страны европейского континента за исключением Англии и Ирландии. Данная семья права последовательно распространяет свое влияние на испаноязычные государства Америки (Латинскую Америку). Более того, о романо-германской правовой системе можно говорить даже по отношению к штату Луизиана (бывшая французская территория, присоединенная в 1803 году к США), а также к канадской провинции Квебек, заселенной преимущественно французами (в которой в 1992 и 1995 гг. проводились референдумы по вопросу о независимости от Канады).

Большинство стран Черной Африки (бывших колоний Бельгии, Германии, Италии, Испании, Португалии и Франции), то и их коснулось влияние этой правовой семьи. Любопытно отметить, что даже входящие в Британское Содружество наций остров Маврикий и Сейшельские острова до сих пор находятся под доминирующим воздействием данной системы. Влияние романо-германской правовой семьи заметно и в азиатских государствах, например в Турции, бывших советских азиатских республиках, в Ираке, Иордании, Сирии, Индонезии. Хотя в них действует также и мусульманское право. Поэтому правовые системы этих азиатских стран можно отнести к смешанным в отличие от правовых систем "чисто" мусульманских стран, таких как, например, Афганистан, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты).

Англосаксонская система также распространила свое влияние далеко за пределы Великобритании, в частности, на Соединенные Штаты Америки, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Нигерию, Южно-Африканскую Республику (правда, эти страны и Намибия испытывают определенное воздействие романо-германской правовой системы, что позволяет квалифицировать их как страны со смешанным правом, точно так же, как Израиль, Филиппины и Шри-Ланка в Азии).

Многие древние правовые системы, такие как египетская, вавилонская и греческая, совершенно исчезли из обращения. Другие, например индуистская, японская, китайская, и такие транснациональные системы, как каноническая и иудаистская, во шли в некоторой мере в современные правовые системы.

Романо-германская правовая система восходит к римскому праву, которое вследствие захватнической политики Римской империи, а также торговой деятельности римских граждан было распространено за пределы этого государства. С падением как Западной, так и Восточной Римской империи римское право утратило свою прежнюю универсальность. Где бы оно ни применялось, везде получало некую примесь из местных обычаев и вследствие этого различалось по содержанию (а вернее - трактовке) в различных частях Европы.

Значительный импульс для своего современного развития романо-германская система получила после Великой французской революции, с появлением основных французских кодексов XIX в.

Англосаксонская система является продуктом развития права в англоязычных странах. Она основывается на результатах правового развития в Англии и США. Поэтому данную систему называют еще системой англо-американского права.

Международной (транснациональной) системы действует система мусульманского права. Она основана на Коране (священной книге мусульман), Сунне (сборнике Хадисов, т.е. преданий о деятельности и высказываниях пророка Мухаммада) и обычаях - Адатах. Хадисы и Адаты интерпретируются и трактуются в толках (мнениях - Иджмах) наиболее авторитетных ученых-правоведов - факифов.

Основное различие между системами права состоит в используемых ими источниках права. Например, романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция. Законы, регулирующие общественные отношения, охватываемые определенной отраслью права, могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих принципах. Противоречия между отдельными нормами, входящими в него, устраняются. Такой свод законов называется кодексом. Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц. Когда перед судом предстают тяжущиеся или суду предстоит расследовать уголовное дело, то, наряду с установлением истины по конкретному делу, юристы находят применимую к данному случаю норму права. Это относится к положениям как материального, так и процессуального права. Юристы судебно-следственных и административно-хозяйственных органов должны обращать внимание на публикации ученых с целью лучшего толкования положений кодексов (особенно в Германии).

В романо-германской системе придается немалое значение так называемым "вторичным правовым нормам". Наряду с этим не игнорируются и казусы (решенные судами дела как образцы правоприменительной практики), но для судей они не имеют значения прецедента.

Система англосаксонского права, наоборот, придает исключительно важное значение судебному прецеденту в качестве источника права: суды решают дела, руководствуясь не законами (статутами, биллями и т. п.), а предшествующим решением высшем суда страны (или штата) по аналогичному делу. Доктрина "stare decisis" (оставьте приговор, решение суда как действующий пример) является сущностью англосаксонской системы права. Эта доктрина подчеркивает, что суды при вынесении решения (приговора) должны руководствоваться принципами, вытекающими из предшествующего решения (приговора) верховного суда данной юрисдикции по аналогичному делу, поскольку эти принципы являются логически существенными и приемлемыми для обстоятельств, характерных для рассматриваемых ныне казусов.

В разных странах англоязычного мира эта практика имеет свои особенности. Например, в Англии до второй половины 60-х гг. ХХ в. высшие суды разной юрисдикции не могли изменить установленный ими ранее прецедент, а в США даже верховные суды штатов свободно занимаются изменением не соответствующих социально-экономическим отношениям прецедентов со второй половины XIX в.

Не следует считать, что в англосаксонской системе основная нагрузка падает на прецедент. С конца XIX - начала ХХ в. немалую роль вновь стали играть статуты (законы). А в США в ХХ в. по штатам произвели компиляции статутов по различным отраслям права. Эти компиляции получили название кодексов. Кроме того, были созданы общефедеральные кодексы по тем отраслям, которые традиционно должны иметь единообразное правовое регулирование на территории всей страны. Прежде всего это коснулось уголовного законодательства и законов, связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Значительную роль во вторичных источниках права в англосаксонской системе играет интерпретация статутов. В большинстве англоязычных стран подобными полномочиями обладают только суды (в противовес возможностям различного вида толкований в романо-германской системе). Причем существует разница в интерпретации статутов даже в США и Англии: американские суды пытаются интерпретировать статуты, как бы уясняя намерения законодателя, для английских же судов подобные намерения не имеют значения.

В некоторых государствах как с англосаксонской, так и с романо-германской системами суды имеют право на провозглашение отдельных законов противоречащих конституции страны, а потому утратившие свою законную силу. Например, это характерно для таких стран, как США, Германия, Австрия. Причем в США не только Верховный суд страны и верховные суды штатов могут объявить тот или иной соответственно федеральный либо штатный статут противоречащим конституции Америки или штата. Подобные же полномочия есть и у нижестоящих федеральных судов.

В Англии нет писаной конституции. Поэтому распространилось поверхностное суждение, будто английские суды не имеют правомочий, аналогичных американским. Но форма правления в Англии и принципы функционирования ее правительства определены не менее жестко и стабильно, чем в Конституции США, на основе той совокупности древних обычаев и статутов (вроде "Билля о правах", "Акта о престолонаследии", трехгодичного и семигодичного актов, "Билля о парламенте" и т. п.), которые составляют "неписаную конституцию" английского государства. Хотя английские суды не могут указывать на неконституционность того или иного статута по той причине, что официально писаной конституции не существует, но, по утверждению юристов, принадлежащих к этой системе, подобный контроль английских судов над статутами не менее эффективен, чем американский.

В странах с романо-германской системой права (помимо Германии и Австрии) определять конституционность или антиконституционность законов могут Верховные суды. Тот же принцип характерен для Бирмы, Бразилии и Японии. В России подобные полномочия принадлежат Конституционному суду. Аналогичной компетенцией (правда, в меньшем объеме) обладает Конституционный совет Франции. Но он не входит в состав судебной системы данной страны.

Следует сделать акцент и на различии в органах, применяющих право в государствах с одной и другой системами. В странах с романо-германской правовой системой суды разделяются по инстанциям либо по отраслям материального права; дела, связанные с правонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретного суда (например, административных судов в Финляндии и Франции). В странах с англосаксонской системой права издавна установилось подразделение на суды "общего права" и "суды справедливости", что не исключает, правда, разделения судов по инстанциям. "Суды справедливости", такие, например, как Суд лорда-канцлера, "3вездная Палата" и т. п., намного моложе, чем суды "общего права" (например, Суд Королевской скамьи или Суд палаты "шахматной доски"). Деятельность "судов справедливости" была, с одной стороны, связана с укреплением королевской власти, а с другой - с усложнением и развитием новых социально-экономических отношений в Англии, а затем и в Америке, Новой Зеландии, Австралии и т. д. Так, "суды справедливости" активно вторгались в правотворчество (устанавливая так называемые вторичные правовые нормы) там и тогда, где и когда общее право не предусматривало подходящего возмещения за причинение материального ущерба индивидууму (частному лицу). Суд лорда-канцлера стал принимать к рассмотрению дела по искам, связанным с правом управления чужим имуществом по доверенности, в то время как суды "общего права" традиционно отказывали в этом.

  • 2)Закрытые системы тоталитарного типа(монополия гос. Собственности, плановость экономики, административно командный методы)
  • 3)Смешанный (переход от одной к другой)
  • 25. Соотношение государства и права: их общность, различие и взаимовлияние.
  • 26. Социальное назначение и функции права. Ценность права.
  • 27. Сущность и принципы права.
  • 28. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Соотношение права и морали.
  • 29. Правовые нормы и их классификации.
  • 30. Логическая структура нормы права и характеристика ее элементов.
  • 31. Правотворчество как вид государственного управления обществом. Принципы и виды правотворчества.
  • 32. Соотношение правообразования и правотворчества. Законодательный процесс в рф.
  • 36. Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие и виды.
  • 37 . Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 38. Система права и система законодательства.
  • 39. Основные виды систематизации нормативного материала.
  • 40. Формы реализации права.
  • 41. Пробелы и коллизии в праве. Способы их преодоления.
  • 42. Правоприменение как особая форма правореализации. Стадии правоприменительного процесса.
  • 43 Правоприменительный акт: понятие, структура и виды.
  • 44 Способы толкования права.
  • 45. Понятие и виды толкования права
  • 46. Акты толкования права, их соотношение с нормативными и правоприменительными актами.
  • 47. Правоотношение: понятие и виды
  • 48. Состав правоотношения: общая характеристика его элементов.
  • 49. Содержание правоотношения.
  • 50. Юридические факты и фактические составы: понятие и виды
  • 51. Правомерное поведение как вид правового поведения
  • 52. Правонарушение как вид противоправного поведения.
  • 53 Состав правонарушения: понятие и характеристика его элементов.
  • 54. Юридическая практика: понятие, функции и виды. Взаимодействие юридической науки с юридической практикой.
  • 55. Особенности юридической ответственности как разновидности правоохранительных мер. Виды юридической ответственности.
  • 56. Цели и принципы юридической ответственности.
  • 57. Основания возникновения юридической ответственности и освобождения от нее. Основания, исключающие юридическую ответственность.
  • 58. Понятие и принципы законности. Соотношение законности и правопорядка.
  • 66. Понятие и структура механизма правового регулирования
  • 61.Правовой статус личности: понятие, структура и виды.
  • 62. Права и свободы человека и гарантии их осуществления в демократическом обществе.
  • 63. Структура, функции и виды правосознания.
  • 64. Правовая культура личности и общества. Правовое воспитание как фактор формирования правовой культуры.
  • 65. Общая характеристика основных правовых систем современности.
  • 66. Внутригосударственное (национальное) и международное право: проблемы соотношения. Роль права в решении глобальных проблем современности.
    1. 65. Общая характеристика основных правовых систем современности.

    Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих, уровень правового развития той или иной страны.

    Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

    Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

    Правовая идеология – активная сторона правосознания

    Судебная (юридическая) практика

    Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.

    Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).

    В зависимости от вышеназванных признаков выделяют следующие основные правовые семьи.

    1) романо-германскую (семью континентального права);

    2) англосаксонскую (семью общего права);

    3) религиозную (семью мусульманского и индусского права);

    4) традиционную (семью обычного права).

    К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

    Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

      единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

      главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

      писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

      высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

      весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

      деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

      правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

      на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

      особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

    Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.

    К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

    Данная семья характеризуется следующими признаками :

      основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

      ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

      на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке;

      главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

      нет кодифицированных отраслей права;

      отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

      широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

      юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

    К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

    Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

      главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

      источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

      весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

      особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

      отсутствует деление права на частное и публичное;

      нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

      судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

    К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

    Признаками данной правовой семьи являются следующие:

      доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

      обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

      обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

      нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

      судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

      судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

      юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

      архаичность многих ее обычаев и традиций.

    Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. Общий признак - все они выступают в качестве регуляторов общественной жизни, средством управления обществом, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль, стоят на страже прав человека и гражданина.

    План

    2. Романо-германская и англосаксонские правовые системы.

    Литература

    1. Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М., 1993.

    2. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М., 1998.

    3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

    4. Марченко М.Н. Объект и предмет сравнительного права // ВМУ. Серия 11. Право. – 1999. - №1.

    5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

    6. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

    7. Правовые системы мира / Отв. ред. А.Ф. Черданцев. – Екатеринбург, 1995.

    8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993.

    9. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. – М., 1996.

    10. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право // ГиП. – 1996. - № 8.

    11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

    12. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

    1. Понятие и структура правовой системы. Национальные правовые системы и семьи правовых систем.

    Вместе многочисленными определениями понятия права в научном правоведении, используется понятие «правовая система».

    Правовая система – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и государственной правовой идеологии отдельного государства.

    Право (законодательство) и правовая система соотносятся как часть и целое. Если под правом (законодательством) понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, то под правой системой – явления, отражающее собой всю правовую организацию общества, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовые воздействия на поведение людей.

    В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений. Во – первых, это юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона ); во – вторых, совокупность правовых учреждений (организационная сторона ); в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая культура.

    Правовая система каждого государства отражает его исторические, национальные, культурные особенности. Естественно, что каждое государство имеет свою правовую систему, которую называют национальной правовой системой . Каждая национальная правовая система имеет как специфические способности, так и общие черты с правовыми системами других государств.

    Национальные правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, которые некоторые авторы называют правовыми семьями.

    Правовая семья – это категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности систем, которые обусловлены сходством их конкретно – исторического развития.

    Классификация правовых систем на типы (правовые семьи) осуществляется по разным основаниям.

    Французский правовед Р. Давид в зависимости от идеологии и юридической техники выделяет романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую, религиозные и традиционные правовые системы или правовые семьи.

    Немецкий ученый К. Цвайгерт в зависимости от особенностей происхождения, и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права, идеологии выделяет романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую правовые семьи, каждую из которых он называет правовым кругом, а также право ислама и индусское право.

    Российский правовед А. Х. Саидов в зависимости от исторического генезиса правовых систем, системы источников права, структуры правовой системы выделяет романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовые семьи, а также правовую семью общего права и семью обычного права.

    2.1 Англо-саксонская правовая семья.

    К англо-саксонской правовой семье относят национальные правовые системы Англии, США, Канады, Австрии, Новой Зеландии и ряда других англо-язычных стран.

    Среди признаков этой системы можно выделить следующие:

    1) исторически она сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополнения его правом справедливости и толкованием статутов;

    2) основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

    3) юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

    4) ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов;

    5) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом;

    6) главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

    7) отсутствуют кодифицированные отрасли права;

    8) отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

    9) статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

    10) юридическая доктрина, чаще всего использовавшаяся в прошлом, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

    2.2 Романо – германская правовая семья

    К романо-германской правовой семье относят правовые системы Австрии, Германии, Италии, Испании, Португалии, Франции, Швейцарии и др. стран. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правой семьи можно выделить славянские правовые системы (Болгарии, Югославии и др.). Современная правовая система России, при всех её особенностях, тоже относится к романо-германской правой семье.

    Среди признаков романо-германской правой семьи можно выделить следующие.

    1) она исторически сложилась в результате рецепции римского права;

    2) для нее характерна единая иерархическая система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

    3) главная роль в формировании права в этом случае отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

    4) в странах этой семьи имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

    5) высокий уровень нормативных обобщений в это семье достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

    6) весомое положение в этой семье занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

    7) для этой семьи характерно деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

    8) правовой обычай и юридический прецедент в этой семье выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

    9) на первом месте в ней находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

    10) особое значение в ней имеет юридическая доктрина, разрабатывавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения, данной правовой семьи.

    3. Мусульманская правовая система.

    Мусульманская правовая система является самой распространенной религиозной правовой системой. К странам мусульманской правовой системы относятся Афганистан. Ирак, Иран, Пакистан, Судан, Турция и др.

    История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (570-632 гг.) который в своих проповедях от имени Аллаха сообщал верующим мусульманам основные правила поведения.

    Первым основным источником мусульманского права признается Коран - священная книга мусульман, представляющая собой записанные в виде стихов речи и проповеди Мухаммеда, относящиеся к периоду с 610 по 631 гг. Они разбиты на 114 сур (глав) и более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим замыслом. Вопросом правовых взаимоотношений мусульман посвящена только незначительная часть Корана, но он был и остается самым авторитетным источником мусульманского права.

    Тесно связан с Кораном второй источник мусульманского права – Сунна – сборник хадисов, т.е. преданий о жизни Мухаммеда.

    Третий источник – иджма - общее решение авторитетных мусульманских правоведов об обязанностях правоверных.

    Четвертый источник – кияс – представляет собой обычное решение по аналогии. Объектом анализа в киясе выступает не решение законодателя, а религиозная идея.

    К числу вторичных источников мусульманского права относят закон .

    Закон начинает использоваться со второй половины XIX в. Нередко в нем могут содержаться нормы, идущие вразрез с первоисточниками, например нормы, ограничивающие брачный возраст совершеннолетием, допускающие ссудно-кредитные сделки и др.

    В прошлом источником мусульманского права была и религиозно-правовая доктрина.

    Наряду с писанным правом – шариатом («путь следования») в мусульманских странах действует и обычное право – адаты . Как правило, к нему прибегает в тех случаях, когда отношения оказываются нерегламетированы шариатом.

    Мусульманское право не подразделяется на публичное и частное, как романо- германское, или на общее право и право справедливости, как англосаксонское. В его структуре выделяются правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками – суннитскими и несуннитскими. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм. Например, существует отрасль «право личного статуса», регулирующая семейные, наследственные и некоторые другие отношения; деликтное право, устанавливающее меры уголовно-правовой ответственности; муамалат, закрепляющая гражданско-правовые отношения; сийар – международное право и др.

    Под нормой права исламские правоведы понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Нормы мусульманского права не являются управомочивающими или закрепляющими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что обусловлено их религиозной природой.

    Со второй половиной XIX в. многие мусульманские страны начинают активно заимствовать европейское право. В результате, в Турции, например, оно практически вытеснило мусульманские правовые нормы, а в Алжире, Египте, Сирии и др. странах стало господствующим в большинстве сфер жизни общества. В то же время сохраняются и страны мусульманского фундаментализма. Это Иран, Пакистан, ИАР, Ливия, Судан.

    Понятие правовой системы и правовой семьи.

    Правовая система – понятие гораздо более емкое, нежели система права. Они соотносятся, как целое и часть.

    Правовая система - это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, отражающих всю правовую организацию общества и характеризующих уровень развития той или иной страны, т. е, правовая система - комплексная категория.

    Структура правовой системы (элементы правовой системы):

      нормативный элемент включает в себя право, правовые принципы, источники права, систему права, систему законодательства;

      институциональный элемент , включающий систему органов государственной власти, осуществляющих правотворческие, правоприменительные, правоохранительные функции;

      социологический элемент включает в себя правосознание, правовую культуру, юридическую практику, юридическую технику.

    Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право.

    В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

    1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

    2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

    3) правовую семью.

    Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем.

    Правовые семьи и их классификация

    Каждому государству присуща своя национальная правовая система, характеризующая уровень развития страны. Однако мно­гие национальные системы близки друг другу по характерным признакам. Такие черты, присущие многим государствам, объ­единяют правовые системы в типы правовых систем, или правовые семьи .

    Типы правовых систем (семьи) распространяются на группы государств.

    Выделяют следующие типы правовых систем (правовые семьи)

      англосаксонская;

      романо-германская;

      мусульманская.

      индусская;

      скандинавская;

      славянская;

      система обычного права;

      социалистическая и др.

    Следует отметить, что определяющим основанием для классификации правовых систем является нормативный элемент. С учетом этого рассмотрим основные правовые семьи.

    Англосаксонская правовая семья.

    Основы данного типа правовых систем были сформированы в Англии, а затем посредством активной колониальной политики был распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Великобритании, США, Канаде (Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран). Примерно одна треть населения живет в правовых рамках определенных именно англосаксонской правовой системой.

    Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемы разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественно жизни. Таким образом, складывалось так называемое общее прав (common law), которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное прав практически не подверглось влиянию римского права.

    В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам. Таким образом, судебная практика стала одни из основных источников права.

    В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое право справедливости. Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канц­леру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использован, свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право.

    В 1854 г. специальным парламентским статутом была офици­ально признана обязательность судебных прецедентов. При этом были установлены следующие принципы прецедентною права:

      высшие суды не зависят от решений низших судов;

      суд первой инстанции не связан решением другого суда этого же уровня;

      нижестоящий суд обязан следовать выводам высшего суда;

      последующие решения палаты лордов (как высшей судеб­ной инстанции) не должны противоречить своим же пре­дыдущим решениям.

    Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецеден­тами в качестве источников права использовались и используют­ся и законодательные акты. Так, в начале XX в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских стату­тов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

    Признаки англосаксонской системы права:

    1) основным источником права выступает судебный прецедент;

    2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

    3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей);

    4) отсутствие официального деления права на отдельные отрасли;

    5) отсутствие кодифицированных отраслей права;

    6) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

    Романо-германская правовая семья.

    Данный тип правовых систем имеет наибольшее распространение. Он характерен для всей континентальной Европы (Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Россия), Латинской Америки, большинства стран Африки, многих государств Азии.

    Романо-германская правовая семья - самая древняя. Ее корни можно отыскать и в Древнем Вавилоне, и в Древнем Египте и в Древней Греции. Но основа романо-германской правовой системы была заложена в Древнеримском государстве, где, как известно, впервые стали развиваться нормативные абстрактные положения (в отличие от древних казуальных законов, где степень абстрагирования была минимальной).

    Как таковая романо-германская система появляется в XII XIII вв., т. е после рецепции в Европе римского права. В дальнейшем в развитии этой системы наибольших результатов добились германские юристы (отсюда и название правовой системы - романо-германская).

    Значительный импульс в развитии романо-германской правовой системы имел место в период после буржуазных революции в Европе, когда начался активный процесс кодификации прав. К этому времени в континентальной Европе лидером в правовой развитии стала Франция. Особое значение в правовой истории сыграли два французских кодекса - Гражданский кодекс 1804 (его еще называют кодексом Наполеона в связи с тем, что император принимал личное участие в его разработке) и Уголовный кодеке 1810 г. Эти нормативные акты стали образцом кодифицированного права, которое стало перениматься другими государствами, включая и Россию.

    Признаки романо-германской правовой семьи:

    1) основной источник - нормативные правовые акты. Данная правовая система предполагает, что правоприменитель осуществляет квалификацию тех или иных действий на основе имеющихся правовых нормативов. В странах с романо-германской правовой системой роль судебного прецедента как источника права либо крайне незначительна; либо отсутствует вообще;

    2) главную роль в формировании права играет законодатель

    3) деление системы права на отрасли;

    4) деление на частное и публичное право;

    5) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

    6) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

    7) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

    8) единая иерархически построенная система источников права

    Мусульманская правовая семья.

    Данная правовая система характерна для стран Ближнего Вос­тока, Аравийского полуострова (Иран, Ирак, Судан, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т. е. для стран, где офици­альной религией является ислам.

    Особенность этой религии в том, что она не просто является морально-идеологическим течением, но составляет образ жизни людей, которые придерживаются религиозных догм.

    Мусульманской правовой семье присущи следующие черты:

    1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

    2) основным источником права здесь являются религиозные догмы : в данном случае мусульманской религии. Основные положения этой религии содержатся в Коране. Сам по себе Коран не является непосредственным источником права, и правоприменители обращались не к нему, а к комментариям Корана, написанным в разное время наиболее авторитетными учеными-богословами. Эти комментарии носят название Иджма . Они, в свою очередь, в нынешнем столетии стали активно включаться в тексты законов, принима­емых законодательными органами. Источником мусульманского права является также так называемый Кияс - рассуждения в области права по аналогии;

    2) система права делится на уголовное, семейное и др. Однако нет такой подробной дифференциации права, как в конти­нентальной Европе;

    3) отсутствует деление права на частное и публичное;

    4) тесное переплетение юридических положений с религиоз­ными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями.

    5) судебная практика во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека.

    Традиционная семья – Мадагаскар, некоторые страны Африки, Китай, Япония.

    Признаками данной правовой семьи являются следующие:

    1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

    2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

    3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.