Рассказ на тему деревенская община востоке. Типы общин на древнем востоке

ВПТ 1.

Земля и деревня в Индии.

В Индии по традиции государство предоставляло обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые составляли основу армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным – эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей. В случае войны они шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

На каких условиях государство предоставляло земли в собственность?

Почему в Индии не было крупной наследственной земельной собственности?

ВПТ 1.

Земля и деревня в Китае.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю и стремилось не дать расти земельной частной собственности, так как это приводило к ослаблению центральной власти. Поэтому государство обычно тщательно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений.

Почему государство в странах Востока не давало расти частной земельной собственности?

В Китае в 16 веке все земли делились на две части: на государственные и «народные», то есть частные. Большинство казенных земель отдавалось крестьянам в вечное держание, за это они должны были обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам и их родственникам и приближенным, и чаще всего они увеличивали свои владения за счет захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно принимались указы, запрещавшие продажу земли.

На какие части делился земельный фонд в Китае?

Как знать могла увеличивать свои владения?

Почему в Китае часто появлялись указы, запрещавшие продажу земли?

ВПТ 1.

Земля и деревня в Японии.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю и стремилось не дать расти земельной частной собственности, так как это приводило к ослаблению центральной власти. Поэтому государство обычно тщательно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений.

Почему государство в странах Востока не давало расти частной земельной собственности?

В Японии основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей – воины-самураи. Знатные роды могли обвинить в неповиновении властям и отобрать земельные владения.

В чьей собственности находился земельный фонд в Японии?

Как власть увеличивала свои земельные наделы?

Чему способствовало перераспределение земли в Японии?

ВПТ 2.

Деревенская община в Индии.

В Индии все должности и обязанности, выполняемые общинниками передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине жители деревни имели право на то, чем они занимались. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за ее пределами становились бесправными, «пришлыми».

Как передавались должности и обязанности в Индии?

Как вы понимаете выражение «община привязывала жителей деревни к земле»?

ВПТ 2.

Деревенская община в Китае.

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Сельским хозяйством было занято абсолютное большинство населения. В эпоху Нового времени крестьяне жили в замкнутом миру сельской общины и в деревне сохранялось общинное хозяйство. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

Какое основное занятие было у жителей нового времени?

Как вы понимаете выражение «общинное хозяйство»?

В Китае деревня (сельская община) состояла из 100 дворов. Во главе общины стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемых десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Труд для китайских земледельцев был священным долгом, любой клочок земли использовался для ведения хозяйства.

Как была устроена жизнь в китайской общине?

Как вы понимаете выражение «принцип круговой поруки»?

ВПТ 2.

Деревенская община в Японии.

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Сельским хозяйством было занято абсолютное большинство населения. В эпоху Нового времени крестьяне жили в замкнутом миру сельской общины и в деревне сохранялось общинное хозяйство. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

Какое основное занятие было у жителей нового времени?

Как вы понимаете выражение «общинное хозяйство»?

Основную массу населения в Японии составляли крестьяне. Крестьяне не могли оставлять свое хозяйство, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай. Если дела шли совсем плохо, то крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги. Неурожаи, голод, землетрясения, пожары, эпидемии приводили к гибели сотни тысяч людей.

Каковы были условия жизни японских крестьян?

Какие причины вынуждали крестьян искать лучшей доли и как они это делали?

ВПТ 3.

Религии Востока. Китай.

Конфуцианство.

Китайское общество развивалось под влиянием идей конфуцианства. Создатель этого учения- мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.). Учение Конфуция – это учение о том, к чему следует стремится человеку, какими правилами руководствоваться, живя в обществе.

Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государствесравниваются с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место

и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей

мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.

Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Какая религия определяла жизнь жителей Китая?

ВПТ 3.

Религии Востока. Индия

Буддизм- самое древнее религиозное учение, ставшее мировой религией, существующей и сегодня.

Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.

Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце,но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.

Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.

Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Какая религия определяла жизнь жителей Индии?

В чем заключаются основные принципы этой религии?

ВПТ 3.

Религии Востока. Япония .

Синтоизм

Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. АматэрасуОмиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.

Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение.

Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Какая религия определяла жизнь жителей Японии?

В чем заключаются основные принципы этой религии?

ВПТ 4.

Сословный строй в Китае.

Во все времена в Китае выделялись три сословно-классовые группы: "благородных", "добрых" и "подлых" людей. "Благородных" - светскую и духовную знать, военное и гражданское чиновничество - был освобожден от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые и от налогов, они были не только крупными частными землевладельцами, но и присваивали значительную часть средств, поступавших в казну.

Кто относился к категории «благородных» ?Какие они имели привилегии?

Представители второй непривилегированной сословно-классовой группе принадлежали к простолюдинам, "мелкого люда". Это были преимущественно мелкие землевладельцы и ремесленники, на которых и возлагалась основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей. В III-VIII веках в период существования государственной надельной системы основная масса крестьян фактически превратилась в арендаторов государственных земель.

К третьей сословно-классовой группы "подлых людей" принадлежали неполноправные свободные и бесправные - государственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупного землевладения привели к росту числа безземельных и малоземельных крестьян-арендаторов, которых обычно прикрепляли к земле.

Неполноправных сословная группа состояла сплошь до XIII века из лиц, находившихся в зависимости от "сильных домов". Они использовались как вооруженная сила, батраки, которые должны были беспрекословно выполнять приказы хозяина. их били палками, сажали в частные тюрьмы, а иногда и безнаказанно убивали. Они не имели права обращаться в суд с иском на хозяина. Государственные органы способствовали розыску и возвращению беглых арендаторов и батраков, которые не внесли вовремя плату либо не отработали сроков, указанных в контракте. Только в 1727 году было формально запрещено самовольное наказание хозяевами зависимых от них работников.

Кто относился к категории «подлых людей»?

Какое отношение в Китае было к представителям неполноправных сословий?

ВПТ 4.

Сословный строй в Индии.

В Индии были сословия – касты (варны),например, жрецов, воинов, крестьян. Но часть населения не входила в касты, составляя самый низший, бесправный слой его, - это «неприкасаемые». Считалось, что самое прикосновение к ним или даже к их тени оскверняло жрецов. «Неприкасаемые» были рабами, принадлежавшими всей общине.

Какие сословия былив Индии? Как они назывались? Кто такие «неприкасаемые»?
Варна брахманов – жрецов (brahmana - "знающий священное учение") занимала верховное положение. Сюда входили представители родов, которые выполняли жреческие обязанности, и царских родов. Им было предоставлено исключительное право совершать жертвоприношения, основные обряды, знакомить людей со священными писаниями Брахманы были освобождены от повинностей, сами распоряжались своей собственностью. Убийство брахманов было самым большим грехом.

Следующая по схеме сословной иерархии была варна кшатриев – воинов. Эта варна располагала реальной властью в индийском обществе, так как имела в своих руках материальные ресурсы и военную силу.
Основная масса общинников образовала третью варну - "наделенный имуществом. Эта варна состояла в основном из земледельцев и скотоводов, а также торговцев и ремесленников. Им было предоставлено право владеть землей и отводилась незначительная роль в государственном управлении
Позднее трех других окончательно оформилась варна шудр- слуг. Они занимались физическим трудом, их положение было близко к рабскому, на них было наложено много ограничений в правах.
Как правило, принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую, как и смешанные браки, запрещался.

Каковы были права определенных сословий в Индии, кто обладал наибольшими правами, а кто наименьшими?

ВПТ 4.

Сословный строй в Японии.
В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили.

Какие сословия существовали в Японии?

В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Какие права и обязанности имело каждое сословие в Японии?

Вопросы в начале параграфа

Вопрос. Какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века? Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?

В странах Востока преимущественно была деспотическая форма власти.

Хозяйственная жизнь характеризовалась прежде всего тем, что это были аграрные общества, в которых основным собственником земли являлось государство. Крестьяне испытывали очень сильный налоговый гнет.

Ценности буддизма: прекращение страдания и достижение пробуждения, духовного освобождения, в котором жизнь видится «такой, какова она есть», уход от мирской жизни

Вопросы в параграфе

Вопрос. Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайская архитектура отличается от европейской прежде всего устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. А в европейской архитектуре всегда был поиск новых форм, материалов, строительных технологий. Планировка китайских зданий и городов связна с принципом "фэн шуй", древнего учения о гармоничной организации пространства. Главным строительным материалом в Китае было дерево, а в Европе всё большее распространение получают каменные здания, прежде всего в городах. Главный отличительный элемент китайской архитектуры – изогнутые крыши. Это связано с технологией строительства - для крыш никогда не делали стропил, а пользовались стоечно-балочной системой

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

формы собственности на землю: Государственная, общинная и частная. В Китае и Индии абсолютно преобладала государственная собственность на землю. Государство отдавало земли в пользование знатным людям за военную службу и крестьянам, за что они должны были платить налоги.

В Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений.

Вопрос 2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI–XVIII вв.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В отличие от Европы, горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

На Востоке XVI-XVII вв. – время быстрого развития городов. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля.

Вопрос 3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?

Государства регламентировали жизнь подданных через жёсткую сословную систему. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Государство регулировало хозяйственную жизнь. Власть устанавливала цены на важнейшие товары, на некоторые отрасли ремесла и торговли установлена государственная монополия. Так как государство являлось основным собственником земли, то, раздавая землю в пользование, оно устанавливало условия этого пользования, регулируя тем самым жизнь живущих на государственных землях людей.

Вопрос 4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Буддизм - религиозное учение, ставшее мировой религией. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Согласно его учению, вся жизнь человека - непрерывный путь страданий, причина которых неудовлетворённые земные желания. После смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека - стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал - стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Задания к параграфу

Вопрос 1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

Деревенская община на Востоке

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Вопрос 2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.

Буддизм превратился в мировую религию, потому что основная его идея о страдании и избавления от страданий находила отклик в угнетаемых слоях населения, которых было абсолютное большинство. Если стать просветлённым, получить духовное освобождение может любой человек, значит, все люди равны.

Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Вопрос 3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI–XVIII вв.?

Общие черты, характерные для традиционных обществ стран Востока:

Верховным собственником земель являлось государство;

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство;

Крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство;

Жесткий сословный строй;

Веротерпимость.

Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».

Ответы:

Деревенская община на Востоке Главным занятием населения в условиях традиционного общества является с/х. В Китае сложились районы интенсивного земледелия, в котором было занято абсолютное большинство населения. Обрабатывалась вся земля, пригодная для земледелия. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды. Крестьянская община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятскими. И староста и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Крестьянский труд был очень тяжёл, люди трудились от зари до зари, несли непомерные налоги, всегда были в долгах. Но именно на крестьянском труде держалось могущество государства.