Упрощенное (письменное) производство. Упрощенное производство по административным делам Рассмотрение дела в порядке упрощенного административного судопроизводства

УПРОЩЕННОЕ (ПИСЬМЕННОЕ) ПРОИЗВОДСТВО ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

Дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства

Упрощенное (письменное) производство по административным делам, так же как и приказное производство, нацелено на оптимизацию судебной нагрузки. Достаточно длительное время (с начала 2000-х гг.) рассмотрение дел административно-правового характера в порядке упрощенного (письменного) производства нашло свое применение в арбитражном процессе. Соответственно при принятии КАС РФ, был учтен опыт реализации данной формы оптимизирования административного процесса.

Перечень особенностей, отличающих порядок упрощенного (письменного) производства от общего порядка рассмотрения административных дел, наглядно демонстрирует экономичное использование судами рабочего времени. Административное дело может быть рассмотрено судьей в любое освободившееся время, например, в случае отложения судебного заседания по другому делу либо рассмотрение другого дела в более короткое время, чем планировалось. Высвобождается время и за счет упрощения, заключающегося в исключении ряда процессуальных действий, характерных для обычного (полного) порядка рассмотрения дел. Кроме того, судом решение по административному делу в порядке упрощенного (письменного) производства может быть принято в любой из десяти дней установленного гл. 33 КАС РФ срока, что позволяет судье более оперативно и плодотворно использовать рабочее время.

Указанный порядок рассмотрения административных дел способствует ускорению восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов всех субъектов административных правоотношений: граждан, организаций, объединений, государства и др. Все принимаемые меры к ускорению судопроизводства по бесспорным, несложным делам в совокупности высвобождают существенный отрезок времени для более внимательного изучения и рассмотрения сложных дел.

Несмотря на позитивные аспекты ускоренного восстановления нарушенных прав путем использования указанного вида производства, недопустимо ущемление в обеспечении государством задачи доступности (в том числе и доступа к правосудию) правосудия в осуществлении защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В связи с этим следует заметить, что любое административное дело, к какой бы группе оно ни относилось, может быть рассмотрено в общем процессуальном порядке, но не любое административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, даже если не представляет в процессуальном плане особую сложность.

Так, не применим порядок упрощенного (письменного) производства по административным делам, в которых затрагиваются такие конституционные ценности, как права гражданина, свобода в силу их особой важности. К таковым можно отнести административные споры, связанные с ограничением прав и свобод гражданина, где при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя. Это административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение; о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела в случаях, прямо указанных в законе. Так, в ч. 6 ст. 243 КАС РФ имеется прямой запрет на применение правил упрощенного (письменного) производства при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Также по правилам упрощенного (письменного) производства не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного гл. 33 КАС РФ. К ним можно отнести дела, предусмотренные гл. 22 КАС РФ, для которых установлен законом сокращенный срок рассмотрения - десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд. Во-первых, следует учитывать содержащееся в ч. 4 ст. 226 КАС РФ правило о том, что суд рассматривает указанную категорию административных дел в выходной или нерабочий праздничный день, а некоторые из них - в день публичного мероприятия, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено. Во-вторых, десятидневный срок рассмотрения административного дела по правилам упрощенного производства исчисляется со дня вынесения определения о переходе к такому порядку. Между тем такой переход может произойти как в день принятия административного искового заявления, так и в любой день подготовки дела к судебному разбирательству и позже. Соответственно общий период времени нахождения дела в суде во всех случаях будет превышать десять дней - срок рассмотрения, установленный для следующей категории дел:

  • - административные дела об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования;
  • - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
  • - административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения.

Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства также дела:

  • - связанные с государственной тайной;
  • - по административным спорам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан, направленных на спасение жизни (гл. 31.1 КАС РФ).

За исключением указанных ограничений порядок упрощенного (письменного) производства применим судом к любым административным делам, если имеются основания и условия, установленные процессуальным законом.

Перечень оснований, предоставляющих суду возможность перехода к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного производства, можно разделить условно на две группы.

В первую группу можно включить перечень, обозначенный в гл. 33, а во вторую группу - все остальные основания, которые содержатся в иных главах КАС РФ.

Непосредственно ст. 291 КАС РФ предусмотрена возможность рассмотрения административного дела судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, если:

  • 1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным. При этом процедура получения ходатайств судом существенного значения не имеет (электронным письмом на сайте суда, СМС, если совпадает с номером телефона, указанным в административном иске, почтовым отправлением и др.), но два условия (согласие и необязательность участия) должны иметь место в совокупности;
  • 2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела. Несмотря на то, что в п. 2 ч. 1 ст. 291 КАС РФ нет оговорки относительно исключения случаев обязательности участия сторон при рассмотрении административного дела, такое условие предполагается;
  • 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб. Обязательным платежам и санкциям в КАС РФ посвящена также гл. 32, которая раскрывает особенности данной категории административных дел в обычном порядке и условиях производства о взыскании их. Но не будем забывать, что еще одна глава регулирует рассмотрение требований по обязательным платежам и санкциям. Это гл. 11.1 КАС РФ, введенная Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. № ЮЗ-ФЗ, в которой тоже регулируется рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций путем выдачи судебного приказа - одной из упрощенных форм судопроизводства по административным делам.

Напомним, что ускоренные формы (приказное, упрощенное) применимы судом наряду с общим порядком рассмотрения административных дел. Рассмотрение требований о взыскании обязательных платежей и санкций регламентируется гл. 32 КАС РФ. Они рассматриваются как в обычном порядке при наличии спора, так и в ускоренном порядке: мировыми судьями в приказном производстве (ст. 17.1, гл. 11.1 КАС РФ) и районным судом в порядке упрощенного (письменного) производства (гл. 33 КАС РФ).

Таким образом, изобилие правовых норм, относящихся к различным главам КАС РФ, но регламентирующих деятельность суда по одной и той же категории дел (взыскание обязательных платежей и санкций), порой создают ненужные сложности для практиков в определении подсудности, а для студентов - в понимании ее.

Так, определением от 27 декабря 2016 г. судьей Калужского районного суда возвращено административное исковое заявление Калужской таможни о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей с С. в размере... руб. и пени в размере... руб. Возвращая исковое заявление таможенного органа, судья районного суда исходил из того, что административному истцу следует обратиться к мировому судье по месту жительства административного ответчика с заявлением о выдаче судебного приказа и рассмотрении вышеуказанных требований в порядке приказного производства.

Судебная коллегия Калужского областного суда отменила определение судьи как не соответствующее требованиям закона и направила материал с административным исковым заявлением в Калужский районный суд для решения вопроса о принятии заявления к производству суда [ .

Причину допускаемых судами ошибок в определении подсудности, несмотря на избыток правовых норм, регулирующих рассмотрение административных дел по взысканию обязательных платежей и санкций, можно предположить в отсутствии четких критериев по разграничению, как, например, цена иска или, основания или условия применения вида производства.

В любом из оснований, указанных ст. 291 КАС РФ, препятствием к применению порядка упрощенного (письменного) производства является возражение административного ответчика относительно порядка рассмотрения.

Вторую группу применения порядка упрощенного (письменного) производства составляют иные случаи, предусмотренные различными нормами КАС РФ, в которых содержатся условия, позволяющие переход к указанному порядку рассмотрения.

Прежде всего это случаи, когда в суд являются не все участвующие в деле лица.

Так, ч. 7 ст. 150 КАС РФ разрешает суду переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, или их представители, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела. С учетом указанного положения, Марксовским районным судом было рассмотрено административное дело в порядке упрощенного производства в отсутствие надлежаще извещенных сторон и заинтересованного лица: Главное управления Пенсионного фонда РФ и принят письменный отказ административного истца К. от иска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области в Марксовском районе об оспаривании бездействий судебного пристава-исполнителя 3., а производство по административному делу прекращено. Мотивом отказа от заявленных требований явилось их добровольное удовлетворение ответчиком, повлекшее реальное восстановление прав административного истца, за судебной защитой которых он обратился 1 .

Важным условием при этом является, чтобы ни закон, ни суд не сочли обязательной явку лица, участвующего в деле. Из разъяснений п. 39 постановления Пленума ВС РФ № 36 следует, что извещение считается доставленным не только, когда извещение вручено непосредственно получателю и он расписался в его получении, но и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, например, получил почтовую информацию о наличии извещения, но не явился в почтовое отделение за ним. При этом бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены ему и извещение не получено не по его вине, возлагается на лицо, участвующее в деле. В практике и законодательстве подход относительно получения сторонами извещений (ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 62 КАС РФ) существенно изменился, поэтому указанное правило применяется во всех тех случаях, когда законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное (гл. 9 КАС РФ). В отношении признания судом обязательной явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, необходимо учитывать разъяснение п. 52 указанного постановления Пленума, что таковыми (предусмотренные законами) могут быть следующие случаи:

  • - явка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 6 ст. 213 КАС РФ);
  • - явка представителей органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемое решение либо совершивших оспариваемое действие или бездействие (ч. 7 ст. 226 КАС РФ);
  • - явка лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ч. 4 ст. 247 КАС РФ);
  • - явка представителя исправительного учреждения или органа внутренних дел, поднадзорного лица по административным делам об административном надзоре (ч. 4, 5 ст. 272 КАС РФ);
  • - явка представителей органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с Федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (ч. 2, 4 ст. 289 КАС РФ).

Следующий случай, относящийся к «иным», указан в ч. 5 ст. 216 КАС РФ. Из него следует, что в порядке упрощенного (письменного) производства могут рассматриваться судом требования об оспаривании нормативных правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части либо на нем основаны и из него вытекают. При этом если на момент принятия повторного нормативного правового акта отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный не действующим полностью или в части нормативный правовой акт, то проверка законности повторного нормативного правового акта, указанного в ч. 3 ст. 216 КАС РФ, не осуществляется. Требования закона обусловлены необходимостью избежать повторного рассмотрения административных дел судом по одним и тем же основаниям и по тому же предмету спора. Пленум в постановлении № 36 дополнительно уточнил: «В случае рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в мотивировочной части решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части должно содержаться обоснование тождественности повторного нормативного правового акта и нормативного правового акта, ранее признанного судом недействующим, должно быть указано на отсутствие изменений в соответствующем законодательстве, а также на решение суда, которым тождественный нормативный правовой акт признан недействующим».

И последний случай возможности рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства указан в ч. 2 ст. 315 КАС РФ. В соответствии с ним рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным гл. 33 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и протокола в сроки, установленные ст. 305 КАС РФ. Императивность, присущая содержанию ч. 2 ст. 315 КАС РФ относительно порядка рассмотрения частной жалобы (представления прокурора), нивелируется ч. 3 ст. 315 КАС РФ, который предоставляет суду право вызова лиц, участвующих в деле, в судебное заседание в делах со сложным процессуальным решением, т.е. право перехода к обычному порядку рассмотрения дела. Но указанные правила не распространяются на определения:

  • - о приостановлении производства по административному делу;
  • - о прекращении производства по административному делу;
  • - об оставлении административного искового заявления без рассмотрения;
  • - об отказе в удовлетворении административного искового заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Такие определения рассматриваются в общем порядке, и переход к упрощенному производству исключен.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ:

Статья 292 КАС РФ. Особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам

1. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

2. В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

3. Для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

4. В случае, если по истечении указанного в части 2 настоящей статьи срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

5. В случае, если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства по административному делу поступили в суд с нарушением указанного в части 2 настоящей статьи срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

5.1. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

6. В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

7. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

Вернуться к оглавлению документа : Кодекс административного судопроизводства РФ

Комментарии к статье 292 КАС РФ, судебная практика применения:

См. все разъяснения о рассмотрении судами административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства в пунктах 69-77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ". В п.п. 70-75 Постановления, в частности, указано следующее.

Особенности рассмотрения административных дел в порядке упрощенного производства

При решении вопроса о возможности рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства суду необходимо учитывать предусмотренные Кодексом особенности рассмотрения конкретных категорий административных дел.

Так, административные дела о госпитализации гражданина в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке, а также о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку данные споры связаны с ограничением прав и свобод гражданина, в связи с чем при их рассмотрении требуется присутствие административного ответчика или его представителя.

По правилам упрощенного (письменного) производства также не могут разрешаться административные дела, срок рассмотрения которых менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке, предусмотренном главой 33 Кодекса (например, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя).

Кроме того, в силу прямого указания части 6 статьи 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Определение суда о возможности применения правил упрощенного производства по делу. Возражения

В случаях, указанных в части 5 статьи 216 , пункте 2 статьи 291 КАС РФ , возражения административного ответчика относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства являются препятствием для его рассмотрения в таком порядке.

Изложенные положения о содержании определения суда не распространяются на случаи перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле (часть 7 статьи 150 КАС РФ), с учетом того, что у них имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств. В иных случаях переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суде первой инстанции осуществляется лишь после вынесения указанного выше определения и по истечении срока для представления возражений относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства и (или) объяснений (возражений) по существу спора, заключения прокурора в письменной форме, письменных доказательств по административному делу (часть 4 статьи 292 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства

Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (часть 6 статьи 292 КАС РФ). Судебное решение по административному делу может быть принято судом в любой из дней в пределах данного срока.

Заключение прокурора

Заключение прокурора, участие которого в рассмотрении административного дела является обязательным, представляется суду в письменной форме (часть 1 статьи 292 КАС РФ).

Дело в порядке упрощенного производства рассматриваются без судебных заседаний

Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается (статьи 152 , , часть 1 статьи 292 КАС РФ).

Изменение истцом основания или предмета иска при упрощенном производстве

Принимая во внимание отсутствие устного судебного разбирательства и сокращенный срок рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а также необходимость обеспечения права административного ответчика на защиту от предъявленных требований, в случаях изменения административным истцом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства основания или предмета административного иска, увеличения им размера заявленных требований суд вправе вынести определение о рассмотрении административного дела по общим правилам административного судопроизводства либо вновь установить десятидневный срок для направления в суд доказательств в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс (части 1, 2 статьи 292 КАС РФ).

После истечения данного срока суд выносит определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по уточненным требованиям. Решение по такому делу принимается судом в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения указанного определения (часть 6 статьи 292 КАС РФ).

Упрощенное производство по административным делам позволяет рассмотреть некоторые категории административных исков за короткое время. Упрощенное производство означает проведение без судебного заседания в устной форме. Судья оценивает только письменные и вещественные доказательства, которые представляют административный истец и административный ответчик.

В рамках упрощенного производства исследуется поступившее в суд административное исковое заявление, отзыв на него административного ответчика, письменные объяснения и возражения. Если в деле обязательно участвует прокурор, то его заключение приобщается и исследуется наравне с другими доказательствами.

Рассмотрение дела в порядке упрощенного производства позволяет значительно сэкономить время разрешения , а, значит, и устранить нарушение прав административного истца.

Упрощенное производство по административным делам – основания

Кодекс административного судопроизводства не называет перечень дел, по которым может применяться упрощенное производство. Поэтому, применяется он по любому делу при наличии одного из следующих условий:

  • в суд поступили ходатайства от всех участвующих в деле лиц о рассмотрении административного дела в их отсутствие. Это возможно, если участие лица не признано обязательным – например, при рассмотрении суд может признать в соответствии со ст. 226 КАС РФ обязательной явку представителя органа власти;
  • в суд поступило ходатайство административного истца с просьбой рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает;
  • цена административного иска по обязательным платежам и санкциям определена в размере не более 25 000 руб.;
  • в других случаях, предусмотренных КАС РФ.

Порядок и особенности упрощенного производства по административным делам

Административный истец после получает копию определения суда о принятии его к производству, подготовке административного дела и назначении к судебному разбирательству. В указанном определении судья указывает на возможность применения упрощенного порядка про делу и устанавливает срок – 10 дней – для направления в суд возражений. Если они от административного ответчика не поступили, судом выносится определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Административный иск подлежит рассмотрению в таком случае в течение еще 10 дней с даты вынесения определения.

Однако КАС РФ закрепил правило: если административный ответчик все-таки направил возражения о применении такого порядка за пределами установленного 10-дневного срока, и решение по данному делу судьей еще не вынесено, судом выноситься определение о рассмотрении дела по общим правилам, т.е. в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле.

Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства

Должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым к указанному акту. Оно не оглашается лицам, так как упрощенное производство – это письменный порядок судебного разбирательства, а направляется не позднее следующего после его вынесения дня сторонам.

В решении суда по административному делу (в случае удовлетворения требований административного истца) должны быть изложены конкретные действия административного ответчика, которые он должен предпринять: отменить нормативный правовой акт, отменить решение и т.п. Может содержаться указание на порядок и предельные сроки исполнения решения.

Вступает в силу решение, вынесенное в порядке упрощенного производства, в более короткие сроки (по сравнению с общим порядком) – через 15 дней, поэтому сокращен и срок апелляционного обжалования: также 15 дней с даты получения решения. Апелляционная жалоба подается по общим правилам.

Если у сторон возникают вопросы не по поводу законности вынесенного решения, а связанные с исполнением его, внесением исправлений (описок, арифметических ошибок), не разрешению одного из поставленных административным истцом требований (например, о возмещении ), в суд можно подать либо соответствующее заявление, либо требование о вынесении дополнительного решения.

  • а также в иных случаях.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо бы Обращение в государственные суды является наиболее распространенным способом разрешения возникших споров между различными субъектами права. Количество возможных споров неограниченное множество. Каждый день на территории Российской Федерации подаются тысячи исков, заявлений на рассмотрение суда с целью возбудить то или иное производство. Процедура рассмотрения споров является сложным многоступенчатым механизмом, который может быть "растянут" на большой промежуток времени. Таким образом, нагрузка на суд постоянно растет.

Однако законодатель разработал механизм, который позволяет рассматривать дела в упрощенном порядке, т.е. избегая некоторыеобязательные элементы при рассмотрении споров в общем порядке. Таким образом достигается экономия времени, а эффективность рассмотрения споров страдает незначительно.

Так, глава 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусматривает возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства.

Случаи применения упрощенного производства

В статье 291 КАС РФ закреплено, что упрощенная процедура может быть применена в определенных случаях. Если проанализировать положения статьи 291 КАС РФ, то можно сказать, что использование данной процедуры зависит от усмотрения судьи.

Итак, согласно статье 291 КАС РФ купрощенной процедуре можно обращаться в следующих случаях:

  • когда все лица, участвующие в деле, заявят ходатайство о том, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, при этом, согласно КАС РФ, их присутствие не является обязательным;
  • когда административный истец заявит ходатайство (также можно сразу указать в административном исковом заявлении) о рассмотрении дела в данном порядке, при этом ответчик по делу не будет возражать;
  • когда общая сумма задолженности по санкциям или административным платежам, указанная в административном иске, не превышает двадцати тысяч;
  • а также в иных случаях.

Указанные выше случае, согласно толкованию данной нормы, применяются самостоятельно, независимо друг от друга.

Особенности упрощенного производства

Если сравнивать общий порядок рассмотрения и упрощенную процедуру, то можно выделить ряд отличий:

1. В упрощенной процедуре нет устного разбирательства (т.е. суд исследует только письменные доказательства, в том числе отзыв, какие-либо объяснения или возражения).

2. При рассмотрении административного дела в упрощенном порядке суд, если это требуется, выясняет мнение ответчика по вопросу применения такой процедуры. Суд в определение о подготовке дела к рассмотрению указывает, что может быть применена процедура упрощенного производства и устанавливает десятидневный срок на представление возражений со стороны ответчика по вопросу применения такой процедуры (если ответчик будет против применения упрощенной процедуры, то суд будет рассматривать спор в общем порядке).

3. Дела в упрощенном производстве рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий дести дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (дело может рассматриваться и коллегией судей, если это закреплено в КАС РФ).

Принятие, обжалование и вступление в силу решения

Решение суда по административному делу, рассмотренному в упрощенном порядке, принимается по общим правилам, закрепленным в главе 15 КАС РФ. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения (стать 293 КАС РФ).

Важно отметить, что КАС РФ установил сокращенные сроки для обжалования решения суда принятого в порядке упрощенного производства. Так, решение суда должно быть обжаловано в апелляционном порядке (глава 34 КАС РФ) в течение пятнадцати дней. Также необходимо обратить внимание на начало течения срока на обжалование. Срок начинает течь со дня получения копии решения.

Если сторона по спору не воспользуется возможностью обжаловать решение суда, то оно вступает в силу по общим правилам (статья 186 КАС РФ), т.е. по истечение срока на апелляционное обжалование.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что к упрощенной процедуре имеет смысл прибегать, если сторона в споре уверена в силе своих письменных доказательств, спор является типовым (например, привлечение к ответственности за какое-нибудь незначительное нарушение ПДД), а потому простым для суда в рассмотрении, или если нет возможности присутствовать самому или воспользоваться услугами представителя. Однако надо быт готовым, что в случае вынесения решения не в пользу стороны, сроки на обжалование такого решения более короткие, что может послужить основанием для пропуска сроков и некачественной подготовки документов для обжалования в апелляционной инстанции.

Сущность упрощенного (письменного) производства, осуществляемого судом общей юрисдикции, выражается в эффективном и реальном восстановлении нарушенных или оспоренных субъективных прав участников судебного административного процесса.

Цель упрощенного производства - процессуальная экономия времени и средств как участников административного судопроизводства, гак и суда. Упрощенное производство позволяет суду оперативно, в максимально возможно короткие сроки рассмотреть и разрешить заявленные споры о праве административном. Под различными наименованиями упрощенные производства существуют практически во всех процессуальных отраслях права.

В уголовном процессуальном праве - это институт особого порядка судебного разбирательства (разд. X УПК РФ), который содержит правила принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. В гражданском процессуальном праве подобный институт именуется приказным производством (гл. 11 ГПК РФ). В гражданско- процессуальной доктрине он рассматривается в качестве отдельного вида гражданского судопроизводства. В АПК РФ этому виду судопроизводства посвящена гл. 29 «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства». По смыслу этой главы, истец либо арбитражный суд на стадии возбуждения дела, подготовки дела к судебному разбирательству выступает инициатором упрощенного производства. Суть этого производства заключается в том, что судья рассматривает дело без вызова сторон. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании своевременно представленных письменных доказательств.

Особенности института упрощенного производства в судебном административно-процессуальном праве, установленные в разд. V КАС РФ, проявляются в следующих его характерных чертах :

  • - оно возможно лишь при наличии условий, указанных в законе;
  • - необходимо согласие ответчика на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства;
  • - дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления искового заявления в су д ;
  • - судом исследуются только письменные доказательства, а также отзыв, объяснения по существу заявленных требований, представленные в письменной форме, другие документы;
  • - упрощенное производство применяется по делам, не вызывающим сложности у суда в юридической квалификации материальных правоотношений сторон.

КАС РФ (ст. 291) называет четыре условия, при наличии которых дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного производства:

  • 1) всеми лицами, участвующими в административном деле, заявлены ходатайства о его рассмотрении в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
  • 2) ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения дела;
  • 3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;
  • 4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ.

Возбуждение и рассмотрение дела, разрешаемого в порядке упрощенного производства, производится по общим правилам искового административного судопроизводства, за исключениями и дополнениями, установленными гл. 33 КАС РФ. Административным истцом должны быть соблюдены правила подведомственности и подсудности, выполнены иные обязанности, связанные с подачей искового заявления и реализацией своего права на иск. Кроме того, истцом могут быть заявлены иные ходатайства, связанные, например, с необходимостью применения судом обеспечительных мер, и т.п.

При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться все задачи административного судопроизводства, указанные в ст. 3 КАС РФ, а также соблюдаться основные принципы судебного административного процесса, предусмотренные ст. 6 этого Кодекса. Использование упрощенного производства не означает отход от принципов равноправия сторон и состязательности. В законе установлены соответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение административного дела из упрощенного порядка в обычный режим искового административного судопроизводства.

В порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусматривает вступление прокурора в судебный процесс).

Если для рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает 10-дневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка. Этот порядок производства может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.

В случае, если по истечении 10-дневного срока возражения административного ответчика не поступили в суд, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства и рассматривает административное дело по этим правилам.

Если возражения относительно применения упрощенного (письменного) порядка производства поступили в суд с нарушением установленного срока, но до принятия судом решения в порядке упрощенного (письменного) производства, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правшам административного судопроизводства.

Дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с КАС РФ не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела. Оно должно быть рассмотрено в срок, не превышающий 10 дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных гл. 15 КАС РФ и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства. Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения. Принятое по результатам рассмотрения административного дела решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.