Что такое сбор sa в авиабилетах. Что нужно знать о возвратных и невозвратных авиабилетах

Столкнулись с задачкой на работе сегодня. Клиент хотел совершить такой перелёт: Архангельск (ARH) - Москва (MOW) - Санкт-Петербург (LED) - Архангельск (ARH). На профессиональном языке это называется Circle Trip - круговое замкнутое путешествие, обозначается аббревиатурой CT.

На основе этого, в целях обучения персонала компании, решил разобрать пример подбора такого маршрута, т.к. похожие заявки от деловых пассажиров (да и от туристов, порой) - отнюдь не единичные.

Перелёт клиенту нужен был на ближайшие дни, соответственно, со своими особенностями по наличию мест (конец январских праздников, на первый рейс вообще был доступен только бизнес-класс), но пример приведу более общий, на непиковый сезон, середина февраля (чтобы были доступны места по всем существующим тарифам), с теми же условиями (остановка и в Москве, и в Петербурге - не больше суток), по обычным, неакционным тарифам.

Клиенту надо было обязательно конкретные рейсы, но, опять же, данный пример рассмотрим в более общем виде.

Ну и, что поделать, от некоторой конкретики не уйти, при разборе буду называть конкретные авиакомпании.

Цель оптимизации - получить наименьшую стоимость билетов для перелётов прямыми рейсами (т.е. если минимальная стоимость перелёта будет предполагать следование с пересадкой, мы такой вариант откидываем).

Начнём, как раз, с конкретики.

1. По направлению ARH-MOW выполняют рейсы в качестве операторов две авиакомпании - ЮТэйр (ЮТ) и Нордавиа (5Н). В рамках код-шерингового соглашения с последней, на направлении есть рейсы под кодом (и по тарифам) авиакомпании Аэрофлот (СУ). Авиакомпанию Ямал (ЛА) в расчёт брать не будем, т.к. они сворачивают свою деятельность на данном направлении и продаж, на данный момент, на февраль не ведут.

2. По направлению LED-ARH выполняют рейсы в качестве операторов также две авиакомпании - Россия (ПЛ) и Нордавиа (5Н). В рамках код-шерингового соглашения с обоими из них на направлении есть рейсы под кодом (и по тарифам) авиакомпании Аэрофлот (СУ).

3. По направлению MOW-LED из указанных авиакомпаний не выполняет рейсов только Нордавиа, т.е. у Аэрофлота, России и ЮТэйра есть рейсы в этом направлении. На направлении присутствуют и другие компании, но их, в принципе, как будет видно далее, можно не принимать во внимание.

Теперь осталось решить основную задачу - по оптимизации стоимости перелётов. Сразу скажу, что разбор полётов (в натуральном смысле) начнём с наименее оптимизированного варианта, а закончим оптимальным.

Условие пребывания в каждом пункте не более 24 часов обусловлено переходом от трансфера (остановка до 24 часов, который разрешён на всех тарифах, которые у нас попадут в разбор) к стоповеру (остановка более 24 часов), который некоторыми тарифами не разрешается.

Для конкретики возьмём даты перелётов 12, 13 и 14 февраля 2012 года (середина рабочей недели, соответственно, ВТ, СР и ЧТ), чтобы "не вывалиться" из условия 24 часов - первый вылет возьмём во второй половине дня, второй - в середине дня, третий - в первой половине дня.

Вариант 1: посегментный разбор.

Нам надо пассажиру насобирать три участка перелёта. Рассмотрим вариант набора маршрута из участков ARH-MOW, MOW-LED, LED-ARH. Тут условия не зависят от длительности остановки, т.к. сегменты не связаны друг с другом.

Минимальная стоимость перелётов по "обычным" тарифам (тариф с гарантированным местом для категории "взрослый пассажир", доступный для оформления по всей глубине продаж) составляет:

ARH-MOW:
ЮТ 4490RUB (тариф VSSOW 3690RUB, такса YQ 675RUB, такса ZZ 125RUB),
5Н 4500RUB (тариф HSSOW 3100RUB, такса YQ 1400RUB),
СУ 5191RUB (тариф TPXOWRF 3500RUB, такса YQ 1500RUB, такса YR 150RUB, такса RU 41RUB). Т.е. минимальную цену предлагает авиакомпания ЮТэйр - 4490RUB.

MOW-LED: здесь всех расписывать не буду, просто приведу минимальную найденную стоимость на 13 февраля в середине дня: её предлагает авиакомпания ЮТэйр - 2590RUB (HSSOW 1790RUB, YQ 675RUB, ZZ 125RUB).

LED-ARH:
ПЛ 3900RUB (IPROM1 2400RUB, YQ 1500RUB),
5Н 3900RUB (LSSOW 2600RUB, YQ 1300RUB),
SU 4811RUB (TPXOWRF 3120RUB, YQ 1500RUB, YR 150RUB, RU 41RUB).
Т.е. минимальную цену тут дают Россия и Нордавиа - по 3900RUB.

Получаем по варианту 1 минимальную стоимость перелёта 4490 + 2590 + 3900 = 10980RUB .

Вариант 2: один перевозчик.

Зачастую, если все рейсы путешествия выбирать так, чтобы билеты были оформлены на рейсы одного перевозчика, может получиться наиболее выгодный вариант из-за того, что у перевозчика могут быть заложены специальные тарифы для таких путешествий. Проверим это на нашем примере.

Так, чтобы на всех сегментах перевозчик оказался один и тот же, необходимо выбирать рейсы авиакомпании Аэрофлот, т.к. только у неё есть рейсы по всем упомянутым в условии направлениям.

Выберем следующие рейсы (помня про правило, которое себе установили - не более 24 часов между прилётом и вылетом):

SU4151 12FEB ARHSVO 1705 1845 (SVO - это Шереметьево)
SU 018 13FEB SVOLED 1400 1525
SU4185 14FEB LEDARH 1000 1125

Система бронирования предлагает следующий расчёт тарифа:
ARH SU MOW3350.00SU X/LED SU ARH2850.00RUB6200.00END

Это означает, что выбранный нами маршрут система считает по двум тарифным компонентам: ARHMOW за 3350RUB (пока речь идёт только о тарифе, таксы мы посчитаем позже) - это тариф TPXRF (обратите внимание, он ниже тарифа TPXOWRF, который мы рассматривали в первом варианте, т.к. в данном случае он является половинкой RT-тарифа Round trip, "туда-обратно", которые обычно ниже OW-тарифа One way, "в одну сторону") и MOWARH через LED за 2850RUB - это EPXRF, т.е. рассматривает перелёт как "туда-обратно" до Москвы.

Общая стоимость перелёта составит 9691RUB (комбинация тарифов 1/2 TPXRF + 1/2 EPXRF = 6200RUB, таксы: YQ = 1500 + 0 + 1500 = 3000RUB, YR = 150 + 150 + 150 = 450RUB, RU 41RUB).

Таким образом, нам удалось оптимизировать маршрут по цене относительно первого варианта. Причём, в Москве можно остановиться подольше, до 3 месяцев. А, вот, в Санкт-Петербурге - всего 24 часа, как заложено в наших условиях.

Но это ещё не всё.

Перед рассмотрением третьего варианта (сразу скажу, он будет состоять из трёх частей), сделаю небольшое отступление про таксы.

Здесь мы с Вами уже встретились с четырьмя различными таксами. Немного поясню, что это за таксы:

YQ - обычно её называют "топливным сбором" или "топливной надбавкой", хотя у некоторых авиакомпаний (например, S7) у этой таксы может быть другой смысл. Обычно эта такса берётся с каждого полётного сегмента и считается, что за её счёт авиакомпания расплачивается за топливо, хотя это не совсем так. Эта такса может не применяться на отдельных направлениях (например, из упомянутых авиакомпаний, СУ и ПЛ не применяют эту таксу на маршруте Москва - Санкт-Петербург, в то время, как ЮТ её применяет). Эта такса также может не применяться для отдельных тарифов. Уровень этой таксы устанавливает сама авиакомпания, также в зависимости от направления. У ЮТ по всем направлениям в России сейчас она составляет 675 рублей, у СУ и ПЛ на рассматриваемых маршрутах - 1500 рублей, у Нордавиа на направлении Архангельск - Москва она составляет 1400 рублей, на направлении Санкт-Петербург - Архангельск - 1300 рублей. В большинстве случаев, эта такса является возвратной.

YR - иногда это "страховой сбор", но чаще - "сбор системы бронирования". Если авиакомпания его установила, он будет взиматься за каждый полётный сегмент. Достаточно часто наличие и величина таксы зависит от системы бронирования, в которой оформляется билет. Из рассматриваемых авиакомпаний, эту таксу использует Аэрофлот - она составляет 150 рублей за сегмент (на день написания поста, а так - 3,7 евро, т.е. при колебаниях курсов немного меняется). Нордавиа её использует при оформлении билета в системах бронирования, отличных от "Сирены". У некоторых авиакомпаний (например, S7) кодом YR обозначается "топливный сбор". В большинстве случаев, такса YR является возвратной.

RU - "сбор за бланк билета". Несмотря на то, что билеты нынче, почти поголовно, электронные, многие авиакомпании применяют эту таксу. Кроме рассматриваемого Аэрофлота, это S7, Трансаэро и ряд других компаний. Такса берётся один раз с билета и обычно равна 1 евро (в рублях, по курсу IATA). Такса является невозвратной.

ZZ - "такса ТКП". Берётся аналогично таксе YR с каждого сегмента билета, оформленного на бланках ТКП (т.е. расчёт с авиакомпанией идёт через эту организацию, Транспортную Клиринговую Палату, а не напрямую). Некоторые авиакомпании ведут свои продажи на территории России практически исключительно через ТКП. Ярким примером такой авиакомпании является ЮТэйр. Другие компании, которые мы здесь рассматриваем, тоже позволяют работать через ТКП, но для пассажира более выгодным будет оформление по другим каналам расчёта (хотя, это уже не от пассажира зависит, а от агентства). Такса является невозвратной.

Закончим отступление и перейдём к рассмотрению третьего варианта комбинаций:

Вариант 3: комбинация перевозчиков по сегментам (2+1).

Т.е. попробуем сочетать всё таким образом: один сегмент независимый (как каждый из сегментов в первом варианте), оставшиеся два выполняются одним перевозчиком и оформляются одним билетом. Что это означает, думаю, дальше станет понятнее.

Почему этот вариант может оказаться оптимальнее предыдущего? Дело в том, что Аэрофлот в варианте 2 является оператором рейса только на участке MOWLED, на остальных участках он участвует в перевозке только как маркетинговый перевозчик. При такой схеме взаимодействия не всегда оператор рейса разрешает своему маркетинговому партнёру реализовывать перевозки дешевле, чем он сам.

Т.е. попробуем посочетать все возможные пары сегментов с оставшимся и посмотрим, что получится. Т.е. тут будет три подварианта:

3А: одним билетом оформляем ARHMOW и LEDARH (с так называемым "наземным сегментом" между Москвой и Петербургом), вторым билетом - MOWLED.

Первый билет может использовать рейсы компаний СУ и 5N. На втором билете используем уже выявленный нами минимальный по стоимости вариант MOWLED.

Цена билета ARHMOW+LEDARH:
5Н 8000RUB (тут тоже будет комбинация половинок RT-тарифов: 1/2 HSS3M + 1/2 LSS2M = 2950 + 2350 = 5300RUB; YQ = 1400 + 1300 = 2700RUB);
СУ 9961RUB (1/2 TPXOWRF + 1/2 TPXOWRF = 3500 + 3120 = 6620RUB; YQ = 1500 + 1500 = 3000RUB; YR = 150 + 150 = 300RUB; RU 41RUB). Сравните, кстати говоря, стоимость СУ со вторым вариантом, Вам будет очень интересно.

Добавим к минимальным 8000 стоимость перелёта MOWLED от UT (2590) - получим 10590RUB . Суммарная остановке в Москве и Петербурге не должна превышать 2 месяцев.

Оптимизировали по сравнению с первым вариантом, но второй выходит дешевле. Но ещё не всё потеряно, у нас есть ещё два шанса получить оптимум:)

3Б: один билет ARHMOWLED, второй - LEDARH.

Стоимость первого билета надо сравнивать по компаниям ЮТ и СУ, т.к. только у них есть рейсы на обоих участках.

ЮТ 6500RUB (применяется сквозной трансферный тариф ARHLED через MOW - HOWTR 4900RUB; YQ = 675 + 675 = 1300RUB; ZZ = 125 + 125 = 250RUB);
СУ 8916RUB (а у Аэрофлота не заложено тарифов ARHLED, которые бы допускали проследование через Москву, поэтому применяются просто тарифы по участкам: TPXOWRF + TPXOWRF = 3500 + 3575 = 7075; YQ = 1500 + 0 = 1500RUB; YR = 150 + 150 = 300 RUB; RU 41RUB).

Добавляем к цене 6500 от ЮТ цену 3900 на участке от Петербурга до Архангельска, получаем 10400RUB . Допускается остановка в Москве до 5 суток, а в Санкт-Петербурге - на любое время, билеты же не связаны.

Опять, меньше первого варианта, но дороже второго... Может, всё-же, оптимален вариант 2? Но, давайте, всё-таки, доделаем дело до конца...

3В: один билет ARHMOW, второй - MOWLEDARH.

С первым более-менее ясно, там на 10 рублей у нас выигрывает ЮТ, поэтому берём стоимость первого участка 4490RUB.

Второй и третий участок можно комбинировать либо рейсами ПЛ, либо рейсами SU. Посмотрим, что выйдет:

СУ 4841RUB (применяется сквозной трансферный тариф MOWARH через LED - EPXOWRF 3000RUB; YQ = 0 + 1500RUB; YR = 150 + 150 RUB; RU 41RUB);
ПЛ 4800RUB (применяется сквозной трансферный тариф MOWARH через LED - XSXOW 3300RUB; YQ = 0 + 1500RUB).

Т.е. что получается... 4800 + 4490 = 9290RUB . Получается, что этот вариант самый оптимальный... При этом, он допускает неограниченную остановку в Москве и остановку до 7 суток в Санкт-Петербурге.

Ну и напоследок. Я сказал, что мы рассматриваем только прямые рейсы ARHMOW, MOWLED и LEDARH. На самом деле, меньшую стоимость всего маршрута даст перелёт на участке ARHMOW - также через Санкт-Петербург авиакомпанией "Россия" - стоимость получится 7300, если Вам на всех участках удастся "поймать" места по подклассу X. Что, в принципе, не так сложно. В этой поездке Вам можно будет остановиться до 7 суток в Петербурге в каждую сторону и суммарно все остановки не должны превышать, если не ошибаюсь, двух (если ошибаюсь, то трёх) месяцев.

Спасибо всем, кому было интересно и кто дочитал до конца.

При условии оформления билетов у нас, могу и Вам оптимизировать Ваши поездки, обращайтесь!

Когда неожиданно меняются планы и отпуск приходится переносить или отменять, сразу возникает вопрос о сдаче авиабилетов.. .

За некоторые можно без труда вернуть деньги или обменять на другую дату, за другие же при отказе от поездки потраченные средства вовсе не вернут. Туристический портал сайт выяснил нюансы возвратных и невозвратных тарифов и расскажет Вам об этом.

Как было прежде

До июня 2014 года в России продавали только возвратные авиабилеты, которые можно было сдать даже перед самым вылетом. В этом случае пассажиру возвращали 75% стоимости, поскольку при сдаче билета менее чем за сутки до рейса перевозчик удерживал штраф в размере 25%. При сдаче авиабилета за несколько суток до назначенной даты путешествия возвращали его полную стоимость.

Правда, при сдаче билетов взымали сервисные сборы, которые у каждой авиакомпании были свои, но в целом можно было вернуть почти все деньги, потраченные на билет. Однако риски отказа от перелета закладывались в тариф – за счет этого стоимость билета возрастала.

После начала действия изменений в Воздушный кодекс ввели так называемые невозвратные билеты. Власти полагали, что нововведения создадут благоприятную почву для развития в России лоукостеров. Однако все перевозчики сделали невозвратными самые дешевые авиабилеты. Кроме того, тарифы на рынке стали более гибкими – появились не только невозвратные и необменные билеты, но и предусматривающие перелет без багажа. В результате летать по внутренним направлениям стало примерно на 25% дешевле.

Как узнать тариф своего билета

Стоимость авиабилета формируется из двух частей: тариф и сборы, таксы. Тариф – это непосредственно стоимость авиаперелета, которую перевозчик устанавливает в зависимости от длины маршрута, класса (бизнес или эконом) и сезона. Но существуют также аэропортовые сборы на наземное обслуживание авиалайнеров, сервисный, страховой и топливный сборы.

Прежде чем приобрести авиабилет, изучите информацию на сайте, где совершаете покупку, – там должны быть указаны правила тарифа. Ищите следующие фразы (они написаны на английском языке):

TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF CANCEL/NO-SHOW – это невозвратный билет. Если пассажир не явился на посадку или без веской причины отменил поездку, вернуть деньги за такой билет не выйдет. Иногда указывают только часть формулировки – Ticket is non-refundable. Но смысл остается прежним.

CHANGES NOT PERMITTED – билеты, не подлежащие обмену.

CHANGES ANY TIME CHARGE EUR 50.00 – чтобы обменять такой билет, придется заплатить 50 евро. У разных авиакомпаний сумма может отличаться.

NAME CHANGE NOT PERMITTED – в билете нельзя изменить имя.

WHERE FARE IS NON-REFUNDABLE ANY TIME IN THIS CASE YQ/YR SURCHARGES ARE ALSO NON-REFUNDABLE – в этом случае «YQ/YR» обозначает таксы. Подразумевается, что если тариф авиабилета невозвратный, то не подлежат возврату и таксы.

Невозвратные тарифы российских авиаперевозчиков

Пассажиры «Аэрофлота» могут воспользоваться одним из двух невозвратных тарифов: «Эконом бюджет» и «Эконом промо».

У S7 Airlines невозвратным тарифом является «Базовый», включая «Бизнес базовый» и «Эконом базовый».

UTair не принимает обратно билетов, приобретенных по тарифам «Эконом стандарт» и «Эконом Лайт».

У «Уральских авиалиний» невозвратными являются промотарифы.

«Победа» не принимает обратно билеты, купленные по тарифам «Пакет плюс» и «Стандарт».

Nordwind Airlines – по тарифу «Промо».

Какие правила действуют у зарубежных авиакомпаний

За рубежом действуют совсем другие порядки. У иностранных авиаперевозчиков нет постоянных невозвратных тарифов. Как правило, обратно не принимают билеты, приобретенные в рамках распродаж и акций. В других случаях необходимо читать правила тарифа.

Исключение составляют лоукостеры, где большинство авиабилетов – невозвратные. Однако в некоторых случаях пассажиру разрешают за дополнительную плату сменить имя в билете.

Выгодны ли невозвратные билеты

У большинства перевозчиков есть как возвратные, так и невозвратные тарифы для классов бизнес и эконом. Разница между возвратными и невозвратными авиабилетами в одном классе состоит лишь в том, что первый можно вернуть, а второй – нет. При этом кресла, питание и другие услуги остаются одинаковыми.

Стоимость возвратных билетов всегда выше. К примеру, чтобы забронировать в «Аэрофлоте» перелет из Москвы в Рим на 11 августа по невозвратному тарифу, придется заплатить 14 890 рублей. Для сравнения, у авиакомпании существует два возвратных тарифа – «Эконом оптимум» стоимостью 18 155 рублей (причем за возврат удержат 70 евро) и «Эконом премиум» стоимостью 22 640 рублей (в этом случае возврат и обмен будут бесплатными).

Как вернуть билет

Если изменились планы, и Вы собираетесь отменить авиаперелет, сразу обратитесь в службу поддержки сервиса, где приобретали билет, и сообщите о намерении его сдать. В некоторых случаях при возврате авиабилета взымают штраф: это условие должно содержаться в правилах тарифа. Чем ближе к вылету, тем больше сумма штрафа – она может доходить до половины стоимости авиабилета. После окончания регистрации на рейс (у некоторых перевозчиков – после вылета) билет назад не примут.

Максимально четко сформулируйте свой запрос службе поддержки: Вы намерены вернуть билет и вовсе отменить перелет или хотите обменять его на другую дату. Четко понимая задачу, сотрудник авиакомпании сможет Вам помочь.

Некоторые перевозчики обменивают или принимают обратно билеты только в офисе продаж, у других это может сделать дистанционно. Это лучше узнать заранее, изучив правила тарифа. При покупке авиабилета в специальном сервисе возвращать его нужно тоже через сервис.

Как вернуть невозвратный билет

В некоторых ситуациях деньги за невозвратный билет все же вернут. Это можно сделать в случае так называемого «вынужденного возврата». Причинами для этого может стать нарушение перевозчиком условий перелета, либо смерть или тяжелая болезнь одного из пассажиров.

В последнем случае необходимо как можно быстрее уведомить авиакомпанию о сложившихся обстоятельствах. Перевозчик снимет Вас с рейса и запросит документы, которые подтверждают невозможность перелета. Важно связаться с авиакомпанией до завершения регистрации на рейс.

Считается, что авиакомпания нарушила условия перевозки, если рейс отменили или надолго задержали. Время задержки варьируется у разных перевозчиков, в любом случае, это указано в правилах.

Решение о вынужденном возврате принимает перевозчик. К примеру, у многих зарубежных авиакомпаний медицинские причины не являются основанием для возврата, поскольку в США и Европе популярно страхование, в том числе и перелетов. Таким образом, при возникновении непредвиденных обстоятельств расходы на покупку билета покрывают страховщики.

Можно ли хотя бы частично вернуть стоимость невозвратного билета

Можно. Как было сказано выше, стоимость билета состоит из двух частей – тариф и сборы. В Воздушном кодексе говорится, что не возвращают только тарифную часть. Следовательно, аэропортовый и топливный сборы можно получить назад, если в правилах тарифа не прописаны иные условия. К примеру, S7 Airlines при сдаче билетов по тарифу «Эконом базовый» не возвращает таксы YQ (топливный сбор), YR (сервисный сбор за бронирование) и сбор за оформление билета. Пассажир получит назад только сборы по неиспользованным участкам перелета и аэропортовые таксы.

Однако даже если сложить все таксы, выйдет небольшая сумма.

В каких случаях лучше приобретать невозвратный билет

Если Вы уверены, что не отмените поездку и не боитесь потерять деньги, покупайте невозвратный билет. Если вероятность изменения планов все же есть, стоит потратить немного больше денег, но приобрести возвратный билет.