Закупка операционной системы 44 фз. Закупка сервера с предустановленным программным обеспечением

Может ли федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение приобрести программное обеспечение (приобретение модуля сбора 70данных для специального раздела сайта ОУ, тип лицензии- неисключительный) по ФЗ №44-ФЗ на условиях аванса (30% и 70%)? Распространяются ли условия авансирования для федеральных бюджетных заказчиков на договора, заключаемые по ФЗ №223-ФЗ?

Ответ

1.Нет, не может. Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году приведен в справочнике 1.

2. Ограничения по объему авансовых платежей в рамках Закона 223-ФЗ установлены теми же нормами, что и при закупках по Закону от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Обоснование
Размеры авансовых платежей для закупок федеральных учреждений в 2018 году

Авансовые платежи по контрактам для федеральных ПБС, бюджетных и автономных учреждений ограничены. Смотрите в таблице, в каких размерах учреждение вправе установить аванс и когда можно оплатить 100 процентов.

В контрактах, по которым предусмотрено поэтапное исполнение, не предусматривайте выплату аванса на последнем этапе. Исключение - контракты, размер аванса по которым - 100 процентов , а также если контракт подлежит казначейскому сопровождению . Об этом - в пункте 19

Размер авансовых платежей *

Предмет и условия контракта

Основание

Запрет на авансирование (нельзя прописывать аванс в контракте)

1. Поставка товаров или оказание услуг из перечня. Это продукция массового потребления: белье постельное и столовое, ноутбуки и планшеты, автомобили легковые, средства автотранспортные грузовые, ручки и карандаши. А также услуги: по ремонту компьютеров и периферийного оборудования, ремонту мебели и т. д.

Запрет действует на весь контракт даже в том случае, если, кроме товаров и услуг из перечня, в него включили другие товары (услуги)

2. В контракте прописали условия о:

Казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы контракта;
- казначейском сопровождении расчетов по контракту в размере не менее суммы такого обеспечения

П. 20 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 6 постановления Правительства от 30.12.2017 № 1705, письмо Федерального казначейства от 11.01.2018 № 07-04-05/05-160

Перечень утвержден распоряжением Правительства от 16.01.2018 № 21-р

В размере не больше 30 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств**

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капстроительства госсобственности России.

Подп. «а», «б» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Если стоимость контракта на строительство, реконструкцию, капремонт госсобственности России больше 600 млн руб., заказчик вправе включить в контракт условие о повторной предоплате, если подрядчик выполнит работы в объеме уже выплаченного аванса. Общая сумма авансирования не должна превышать 70 процентов суммы контракта

В размере свыше 30 и до 80 процентов суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств**

НИОКР, которые направлены на импортозамещение технологической продукции.

Соблюдайте два требования:
- от Минпромторга получите подтверждение, что контракт соответствует целям импортозамещения;
- в контракт включите условие о казначейском сопровождении аванса. Не включайте это условие, если контракт подлежит банковскому сопровождению

В размере свыше 30 процентов суммы контракта, но не более 90 процентов суммы договора

Подп. «а» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

До 100 процентов суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств**

Услуги связи

Подписка на печатные издания, их приобретение***

Обучение на курсах повышения квалификации и прохождение профессиональной переподготовки

Участие в научных, методических, научно-практических и других конференциях

Госэкспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Проверка достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

Приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов на городской и пригородный транспорт

Грузовые перевозки авиационным и железнодорожным транспортом

Приобретение путевок на санаторно-курортное лечение

Проведение мероприятий по тушению пожаров

Аренда индивидуального сейфа (банковской ячейки)

Обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Контракты Минздрава с иностранными организациями на проведение лечения граждан РФ за пределами территории России (в соответствии с постановлением Правительства от 15.02.2008 № 72)

Подп. «в» п. 18 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, п. 16.1 ст. 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, п. 3.11-1 ст. 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ

* Внимание: после 1 декабря 2018 года нельзя заключать контракты, по которым предусмотрена выплата в 2018 году аванса или оплата работ (услуг), со сроком исполнения свыше одного месяца. Исключение - контракты, которые заключают по решению Правительства и для гособоронзаказа. Об этом сказано в пункте 14 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496.

** Контракты свыше 100 млн руб., по которым предусмотрено авансирование, должны проходить с казначейским сопровождением . Исключение: контракты, которые сопровождает банк . Об этом сказано в подпункте 4 пункта 2 статьи 5 Закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ.

*** Для санкционирования оплаты подписки на периодические печатные и электронные издания в орган Федерального казначейства достаточно представить счет или счет-фактуру (письмо Минфина от 20.01.2016 № 02-01-11/1758 ).

Как заключить контракт (договор), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ7

Авансовые платежи

Ограничения по объему авансовых платежей установлены теми же нормами , что и при закупках по Закону от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ .*

Из справочника

Условия контракта по Закону № 44-ФЗ

Авансовые платежи

Размеры авансов по контрактам у федеральных, региональных и местных заказчиков разные. Их устанавливают органы власти своими нормативно-правовыми актами.

Федеральные учреждения

На федеральном уровне Правительство ограничило объем авансовых платежей для ПБС.
Для федеральных бюджетных и автономных учреждений аналогичные лимиты по авансам действуют с 27 ноября 2017 года. До этой даты ограничений, кроме контрактов за счет субсидий, не было.

Об этом сказано в части 3.11-1 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, части 16-1 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, пунктах 18-20 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, письмах Минэкономразвития от 20.09.2016 № Д28и-2454, Казначейства от 16.06.2016 № 05-03-13/5.*

Совет: в заявке на кассовый расход правильно заполните поле «Признак авансового платежа» в графе 4 раздела 1 «Реквизиты документа» или графе 5 аналогичного раздела в сокращенной заявке. Когда перечисляете аванс, заполните форму так:

· в поле «Признак авансового платежа» укажите «Да» (п. 9.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства от 10.10.2008 № 8н);

· в графе «Назначении платежа» напишите, что перечисляете аванс.

Казначейство России сверит эти сведения и пропустит платеж. Обнаружит ошибку - вернет заявку без исполнения.

Такие разъяснения дают специалисты Казначейства в письме от 30.10.2015 № 05-03-15/103.

Региональные и муниципальные учреждения

Размер авансов на региональном и местном уровне определяют соответствующие органы власти. Как правило, установленные лимиты распространялись только на ПБС. Но с 27 ноября 2017 года их также должны соблюдать бюджетные и автономные учреждения.

Об этом сказано в части 3.11-1 статьи 2 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, части 16-1 статьи 30 Закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ.*

Оплата за этапы работ

Не включайте в контракт условие об авансе на последнем этапе его исполнения. Исключение - контракты, авансовый платеж по которым 100 процентов, а также те, по которым предусмотрено казначейское сопровождение. Если подрядчик выполняет работы, услуги по контракту поэтапно, а заказчик полностью оплачивает каждый этап - это не аванс. Заказчик оплачивает работы, услуги, которые подрядчик уже выполнил. Об этом - в пункте 19 постановления Правительства от 09.12.2017 № 1496, письме Минфина от 23.09.2011 № 02-03-10/4282.

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Да, сервер относится к компьютерной технике. Закупку сервера с предустановленным программным обеспечением, в плане графике отразите одной строкой. Для формирования идентификационного кода закупки заказчик может использовать ОКПД 2 основного объекта закупки, т.е. в данном случае самого компьютера (26.20).

Закон 44-ФЗ не устанавливает ограничений на объединение в один лот нескольких услуг. Но в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки не должен включать, в том числе требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Кроме того ограничения вытекают из ч. 3 ст. 17 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Из Закона № 44-ФЗ в сфере закупок следует, что заказчик в зависимости от своих потребностей самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики деятельности в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

ФАС России считает, что объединять в один лот поставку компьютеров и программ нельзя. Однако судебная практика по данному вопросу противоречит мнению контрольного органа.

Например, судья Верховного суда РФ пояснил, что программное обеспечение технологически связано с компьютером. Ведь использовать компьютерную технику без необходимых программ нецелесообразно. Следовательно, объединить в один лот закупку компьютеров и программ можно, это не противоречит статье 33 Закона № 44-ФЗ (определение Верховного суда РФ от 30 июля 2015 г. № 306-КГ15-8017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф06-22212/2013).

В качестве подтверждения того, что указанное объединение не повлекло сокращение количества участников, заказчик может ссылаться на то, что в ходе осуществления закупки заявки на участие подали несколько участников (т.е. фактически сокращение количества участников не имело места).

Как сформировать лот

Компьютеры и программы

ФАС России считает, что объединять в один лот поставку компьютеров и программ нельзя. Однако судебная практика по данному вопросу противоречит мнению контрольного органа.

Например, судья Верховного суда РФ пояснил, что программное обеспечение технологически связано с компьютером. Ведь использовать компьютерную технику без необходимых программ нецелесообразно. Следовательно, объединить в один лот закупку компьютеров и программ можно, это не противоречит статье 33 Закона № 44-ФЗ (определение Верховного суда РФ от 30 июля 2015 г. № 306-КГ15-8017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф06-22212/2013).*

Правомерно ли осуществить закупку, объединив в один лот услуги по инженерно-техническому обслуживанию здания и уборке здания для обеспечения деятельности судей путем проведения закрытого аукциона?

Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки не должен включать, в том числе требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.*

Также ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" № 135-ФЗ (далее - Закон № 135-ФЗ) устанавливает запрет при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.*

Обращаем внимание, что аналогичную норму содержит ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которая предусматривает административную ответственность (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 % начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб.) за включение в описание объекта закупки, в том числе требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой.

Поэтому, при описании объекта закупки заказчик должен учитывать требования и запреты, приведенные в указанных нормах Закона о контрактной системе, Закона № 135-ФЗ и КоАП РФ.*

Таким образом, в случае включения в один лот услуг по инженерно-техническом обслуживанию здания и уборке помещений, указанных в вопросе, Вам необходимо подготовить позицию технологической и функциональной связанности таких услуг для ее защиты в контрольном органе в сфере закупок.*

Дополнительно сообщаем, что "услуги по управлению эксплуатацией инженерных систем и оборудования, техническому обслуживанию зданий и сооружений" (код ОКПД 70.32.13) и услуги по уборке помещений (коды ОКПД 74.70.13 "услуги по чистке и уборке общего назначения", 74.70.14 "услуги специализированные по чистке и уборке") относятся к различным кодам ОКПД, поэтому, по нашему мнению, лучше закупать указанные услуги различными лотами.

Вместе с тем, напоминаем, что Постановлением Президиума ВАС РФ от 29 января 2013 г. № 11604/12 принятом по Закону № 94-ФЗ сделаны некоторые выводы, а именно:

"Обоснование судами отсутствия технологической и функциональной взаимосвязи включенных в один лот работ и услуг их неодноименностью, неоднородностью и невзаимозаменяемостью со ссылками на номенклатуру, ОКВЭД и Гражданский кодекс Российской Федерации является неверным, поскольку в ст. 17 Закона № 135-ФЗ отсутствуют ссылки на указанные нормативно-правовые акты, и эти акты имеют иные цели правового регулирования, отличные от определенных упомянутым законом.

Как следует из Закона № 94-ФЗ, номенклатура позволяет определить одноименность товаров (работ, услуг) в целях возможности проведения совместных торгов.

Частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены отдельные виды договоров, регулируемые соответствующими главами ГК РФ.

Отсутствие признаков аналогичности, одноименности и взаимозаменяемости не может подтверждать отсутствие технической и функциональной связанности, приведенной в ст. 17 Закона № 135-ФЗ, поскольку свидетельствует лишь о неоднородности работ".

Кроме того, напоминаем, что согласно ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случаях:

  1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  2. закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  3. заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
  4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Таким образом, в случае осуществления закупок на услуги по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, по нашему мнению, Вам необходимо проводить закрытые способы определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), в частности закрытый аукцион.

При этом осуществление закупки на "услуги по управлению эксплуатацией инженерных систем и оборудования, техническому обслуживанию зданий и сооружений" (код ОКПД 70.32.13) не предусматривает проведения закрытых способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Учитывая изложенное, в случае осуществления закупки услуг по инженерно-техническом обслуживанию здания и уборке помещений для обеспечения деятельности судей в одном лоте путем проведения закрытого аукциона, контрольный орган в сфере закупок может не согласовать проведение такой закупки на основании ч. 3 ст. 84 Закона о контрактной системе и "Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. № 537, поэтому не советуем включать такие услуги в один лот.*

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

Вправе ли заказчик объединить в одном лоте различные расходные материалы, например нити хирургические и зонды

Да, если товары функционально связаны.

Участник закупки вправе пожаловаться в ФАС России и заявить, что заказчик, который объединяет в один лот различные расходные материалы, ограничивает конкуренцию. Однако жалобу признают необоснованной, если заказчик докажет, что закупает товары, которые функционально связаны.

Пример - решение Курганского УФАС России от 19 февраля 2014 г. № 05-02/23-14. Заказчик закупал расходные материалы и медизделия для стационара: шприцы, дезинфицирующие и перевязочные средства, стерилизационные товары, продукцию для рентгенкабинетов. Участник посчитал, что это разноименные группы товаров, и пожаловался в УФАС России. Антимонопольная служба признала жалобу необоснованной.*

Приказ, ОК Росстандарта от 31.01.2014 №№ 14-ст, 034-2014

ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2). Разделы C (класс 16) - C (класс 26) (часть 2)

Компьютеры и периферийное оборудование*

Компьютеры, их части и принадлежности

26.20.11

Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника

26.20.11.110

Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата

Любое учреждение нуждается в офисной технике (в компьютерах, принтерах и т.д.) и программном обеспечении (ПО) для нее. При этом последнее можно купить как товар, вместе с техникой, на которой оно работает, или как услугу по предоставлению права пользования программой. Отметим, что в настоящее время набирает обороты переход на отечественное офисное ПО. О том, как закупать ПО, на что обратить внимание при определении начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и какие нюансы нужно учесть, расскажем далее.

Запрет на закупку иностранного ПО

На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами.

Вместе с тем ч. 3 данной нормы Правительству РФ предоставлено право поддержки российских товаропроизводителей путем установления запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами. В частности, Постановлением от 16.11.2015 № 1236 введен запрет на допуск программ для ЭВМ и баз данных, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ из государств – членов ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое ПО и прав его использования). То есть учреждение образования не вправе закупить ПО, произведенное за рубежом.

К сведению: запрет на ПО из государств – членов ЕАЭС не распространяется. Оно закупается наравне с российским.

Отметим, что перед закупкой ПО заказчику нужно свериться с реестрами российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр российского ПО) и евразийского ПО. Первый размещается на сайте Минкомсвязи и доступен круглосуточно, второй пока в стадии разработки. Если необходимое для закупки ПО находится хотя бы в одном из данных реестров, заказчик обязан установить запрет по Постановлению № 1236.

Однако наличие реестра российского ПО еще не означает, что заказчики лишены возможности закупать иностранное ПО. Запреты, предусмотренные Постановлением № 1236, не применяются в случае наличия объективных причин (п. 2, 3, 4 данного постановления):

    в реестрах отсутствуют сведения о ПО (нет аналогов), соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;

    ПО, сведения о котором включены в реестры и которое соответствует тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не отвечает установленным заказчиком требованиям к ПО, планируемому к закупке;

    закупка ПО производится дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;

    сведения о ПО или его закупке составляют государственную тайну.

Например, учреждение планирует закупить операционную систему MS Windows XP. В реестре российского ПО (www.reestr.min svyaz.ru) по классу «Операционные системы» зарегистрирован ряд продуктов (RAIDIX, Альт Линукс СПТ, Альт Линукс КДесктоп, ОС РОСА ХРОМ DX и т. д.). То есть в реестре есть российские аналоги. Далее нужно проанализировать эти продукты на предмет соответствия своим потребностям по функциональным, техническим и иным характеристикам. Если все российские операционные системы не подходят, можно закупить операционную систему MS Windows XP, оформив обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО из иностранных государств.

Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО

Порядок подготовки такого обоснования утвержден Постановлением № 1236. В частности, оно должно содержать указание:

    на причину невозможности соблюсти запрет (обстоятельство, предусмотренное пп. «а» или пп. «б» п. 2 Постановления № 1236);

    на класс (классы) ПО, которому (которым) должно соответствовать закупаемое ПО;

    на требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, с отражением класса (классов), которому (которым) оно должно соответствовать;

    на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым ПО из реестров не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО, по каждому ПО (с указанием названия программного обеспечения) (только для закупки в случае, предусмотренном пп. «б» п. 2 Постановления № 1236).

Обоснование готовится и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и размещается одновременно с извещением.

Если закупка является гостайной или заказчик работает за рубежом, такое обоснование готовить не нужно.

Как закупить ПО?

Все учреждения образования могут закупать ПО двумя способами – централизованно и в соответствии с общими требованиями Закона о контрактной системе.

Централизованные закупки

Согласно ст. 26 Закона о контрактной системе централизованные закупки являются способом организации закупочной деятельности, при котором выбор исполнителей условий контракта осуществляет не сам заказчик, а уполномоченный государственный орган или учреждение.

От редакции: более подробно о централизации рассказано в консультации Т. Шадриной «Централизованные закупки учреждений образования ».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.06.2018 № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности» (далее – Постановление № 658) федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства РФ, а также подведомственным казенным учреждениям ПО и услуги по его сопровождению закупят централизованно:

    Федеральное казначейство (закупит ПО для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти и их подведомственным казенным учреждениям);

    Минкомсвязи (закупит для названных заказчиков офисное ПО и ПО в сфере информационной безопасности).

Обозначенные уполномоченные органы:

    формируют потребности для осуществления централизованных закупок на основе предложений федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию офисного ПО и ПО в сфере информационной безопасности;

    составляют документацию по планированию закупок и вносят в нее изменения;

    составляют закупочную документацию и проводят закупочные процедуры, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключают государственные контракты, контролируют их исполнение;

    анализируют информацию о качестве поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг по установленным соответствующим уполномоченным органом формам и порядку и обеспечивают учет указанной информации;

    ведут журналы учета обращений федеральных органов исполнительной власти и подведомственных учреждений по вопросам качества поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные учреждения:

    своевременно предоставляют и (или) уточняют информацию о потребности в осуществлении централизованных закупок;

    производят передачу бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти как главному распорядителю средств на осуществление централизованных закупок, в соответствующий уполномоченный орган;

    согласовывают с уполномоченным органом дату и время поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    направляют уполномоченному органу информацию о выявленных недостатках по поставке товаров, выполнению работ (их результатов), оказанию услуг по формам и в порядке, которые определяются уполномоченным органом;

    участвуют совместно с уполномоченным органом в приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

    подтверждают уполномоченному органу поставку товаров, выполнение работ (их результатов), оказание услуг и устранение выявленных недостатков по формам и в порядке, которые устанавливаются таким уполномоченным органом.

К сведению: под офисным ПО понимается офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, сведения о которых включены в единый реестр российского ПО, соответствующие дополнительным требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Централизованно закупят не только программы, но и работы и услуги, связанные с разработкой, модификацией, модернизацией, установкой и настройкой, техподдержкой и обновлением ПО.

Общий порядок закупки ПО

Учреждения образования при осуществлении закупок ПО на основании Закона о контрактной системе должны учитывать следующие особенности:

1. Планирование закупок .

Закупка ПО планируется в общем порядке, путем включения ее в план закупок и план-график закупок. Однако в соответствующей графе плана-графика (27) нужно сделать отметку о применении национального режима.

2. Способ закупки .

Он определяется в соответствии с нормами Закона о контрактной системе. Представим в таблице возможные способы.

Способ определения поставщика

Случаи применения

Электронный аукцион

Перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых заказчики должны проводить электронный аукцион, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Значительная часть ПО и связанных с его эксплуатацией работ и услуг содержится в этом перечне. Например, учреждение планирует приобрести ПО для поддержки компьютерных программ на сумму 600 тыс. руб. по коду 58.29.14 ОКПД2. Код 58 входит в аукционный перечень, значит, закупка должна быть осуществлена путем проведения электронного аукциона

Открытый конкурс

Закупить ПО можно через конкурс при условии, что сведения о закупке не являются гостайной либо не подлежат размещению в ЕИС (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе). Также конкурс невозможен, если код предмета закупки входит в аукционный перечень

Запрос котировок

В случае если цена планируемого к приобретению ПО менее 500 тыс. руб., можно провести запрос котировок, даже если оно подпадает под аукционный перечень. В таком случае нужно учитывать ограничения, установленные ч. 2 ст. 72 , ч. 2 ст. 81 Закона о контрактной системе : годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Закупка у единственного поставщика

Провести закупку ПО таким способом вправе любой заказчик при условии, что сумма закупки не более 100 тыс. руб. (нужно учитывать ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Образовательные учреждения могут купить ПО у единственного поставщика и на сумму до 400 тыс. руб. (в год таких закупок не должно быть более чем на 20 млн руб. и не больше 50 % совокупного годового объема закупок (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Образовательные организации – инновационные площадки могут закупать у единственного поставщика – правообладателя ПО без ограничения по сумме (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Кроме того, закупку у единственного поставщика можно провести:
– при закупке электронных изданий конкретных авторов (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) у издателей – обладателей исключительных прав (лицензий) (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
– при признании несостоявшейся процедуры определения поставщика (при условии соблюдения ограничений)

3. Описание объекта закупки .

При формировании объекта закупки нужно учитывать наличие технологической и функциональной связи между товарами и услугами. Ведь не секрет, что ПО заказчики довольно часто закупают вместе с компьютерами и иными устройствами.

Минфин в Письме от 19.09.2017 № 24-06-06/60727 высказал мнение, что возможно объединение в один лот передачи права использования на результат интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ) и услуги по его обслуживанию, поскольку названные товары связаны с использованием одного результата интеллектуальной деятельности – программы ЭВМ, если указанное не повлекло ограничения конкуренции.АС ПО в Постановлении от 09.04.2015 № Ф06-22212/2013 по делу № А65-18409/2014 отметил, что компьютерную технику можно закупать вместе с установленным на ней программным обеспечением, поскольку наличие такого программного обеспечения технологически связано с поставкой техники ввиду того, что использование компьютерной техники без необходимого программного обеспечения нецелесо­образно.

Между тем АС ВВО в Постановлении от 14.08.2017 № Ф01-3262/2017 по делу № А38-10848/2016 подчеркнул: если предметом закупки является поставка компьютерной техники, включать в нее услуги по передаче прав на программное обеспечение неправомерно. Программное обеспечение и компьютеры с периферийным оборудованием имеют разные коды ОКПД2.

Поскольку позиции контрольных органов и судов расходятся, учитывайте совместимость ПО и техники, и тогда штрафа за нарушение при описании объекта закупки, возможно, удастся избежать.

Отметим, что довольно часто учреждения объявляют закупку на продление лицензии на конкретное ПО, которое уже установлено у них. В таком случае заказчик вправе закупить конкретное иностранное ПО, однако он все-таки обязан обосновать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО.

4. Иные нюансы .

Пару слов скажем о начальной (максимальной) цене контракта. Специальных требований для определения НМЦК при закупке ПО Закон о контрактной системе не содержит. Соответственно, рекомендуем использовать приоритетный метод определения НМЦК согласно ст. 22 Закона о контрактной системе – метод сопоставимых рыночных цен.

Сведения о закупке ПО размещаются по общим правилам в зависимости от выбранного способа закупки. При этом если учреждение устанавливает запрет на допуск иностранного ПО, то он должен быть зафиксирован как в извещении об осуществлении закупки, так и в документации о закупке. Если же запрета нет, одновременно с извещением размещается соответствующее обоснование (например, нет российского аналога).

Соответственно, если запрет на допуск иностранного ПО установлен, учреждение образования должно отклонять все заявки, в которых предлагаемое ПО не включено в реестры российского ПО или евразийского ПО.

В остальном никаких нюансов и особенностей нет.

Подводя итог, напомним, что Постановлением № 658 продлен переход на использование отечественного офисного ПО для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляется Правительством РФ. Тем не менее, закупая ПО, сверяйтесь с реестрами ПО и устанавливайте запреты по Постановлению № 1236 на допуск иностранного ПО. Если запреты не могут быть установлены в силу объективных причин, обоснуйте такую невозможность и разместите это обоснование вместе с извещением об осуществлении закупки.

Уважаемые коллеги!

Интересный и полезный материал для государственных и муниципальных заказчиков размещён на сайте Экспертного центра электронного государства d-russia.ru. Данный материал содержит пошаговую инструкцию по применению постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Реестр российского ПО – инструкция для госзаказчиков

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) обоснование невозможности соблюдения запрета. Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден постановлением правительства от 16.11.2015 г. № 1236 .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу (пример сравнения программных продуктов ).

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в приложении .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

В закупках программного обеспечения (ПО) возможны три ситуации:

  1. Закупается непосредственно софт. При этом не важно, будет ли он записан на носителе (диск, флешка) либо скачиваться из интернета.
  2. Закупается техника вместе с предустановленным ПО. Например, компьютеры с установленной операционной системой и офисным пакетом.
  3. Закупается оказание услуг по предоставлению права пользования программой.

Все случаи должны проходить с учетом требований нацрежима по госзакупке программного обеспечения.

Для некоторых заказчиков приобретение отдельных категорий ПО централизованно проводят уполномоченные органы. В 2018 году Министерство цифрового развития разработало методику перехода госкомпаний на отечественный софт. Планируется, что он завершится в 2020 году.

Казначейство закупит программное обеспечение для ведения бюджетного учета федеральным органам исполнительной власти под руководством Правительства и их подведомственным казенным учреждениям. Перейти на ведение бюджетного учета с использованием этого ПО нужно по графику, который утвержден Приказом Казначейства № 36н от 10.10.2018. Информацию о потребности в проведении таких закупок нужно предоставить в Казначейство по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Казначейства № 37 от 10.10.2018.

Минкомсвязь закупит офисные программы и ПО в сфере информационной безопасности для этих органов исполнительной власти. В 2019 информацию о потребности в проведении таких госзакупок нужно подавать в Минкомсвязь по форме и в порядке, которые утверждены Приказом Министерства № 725 от 19.12.2018. Подробнее об этом — в статьях:

Планируем закупку

При заполнении план-графика нужно указать ограничения по национальному режиму.

Сделайте пометку в графе 27 «Применение национального режима при осуществлении закупок» плана-графика закупок.

Устанавливаем запрет на закупку иностранного ПО

С 01.01.2016 в силу вступил закон № 188-ФЗ, который расширил возможности использования программ российских разработчиков, дав им преимущества перед иностранными. Для этих целей разработано и принято , которым установлен на закупку иностранного ПО.

Под запрет подпадают приобретение:

  • программ независимо от носителей, а также услуги облачных сервисов;
  • поставки и обслуживания компьютерной техники и подобной техники, на которые нужно загрузить программное обеспечение;
  • разработки, модификации, модернизации, сопровождения, техподдержки, обновления ПО, если заказчик получит права использовать ПО или расширится ранее предоставленный объем прав.

Это список закреплен в п. 2(1) Постановления № 1236.

Документация к госзакупке программного обеспечения по 44-ФЗ должна содержать ссылку на установленный запрет (ст. 14 закона № 44-ФЗ).

Проверяем ПО в реестрах

Чтобы определить, нужно ли устанавливать запрет, придется свериться со сведениями из реестров. Как видно из названия, Постановление № 1236 различает два . И реестр евразийского программного обеспечения, и реестр российского содержат все сведения о той или иной программе. К ним относятся название (в том числе устаревшее), код продукции, правообладатель, сведения о соответствии и т. д. Перечни размещаются на сайте Минсвязи в разделе «Реестр», реестр евразийского ПО находится в стадии разработки.

Если необходимое ПО содержится хотя бы в одном из реестров, установление запрета обязательно. Проводить закупки иностранного программного обеспечения можно в случаях, когда:

  • в реестрах нет аналогов, которые соответствуют классу, удовлетворяющему потребности госзаказчика;
  • в реестрах есть аналог, но отдельные характеристики не подходят заказчику;
  • закупается программное обеспечение для заказчика, который работает за границей;
  • сведения о госзакупке — это гостайна.

Если не нашли аналогов в реестре или оно по каким-то характеристикам не подходит, составьте обоснование невозможности соблюдения запрета. Разместите его в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Обосновываем невозможность

Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС . К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.

Документ должен содержать:

  • основание для приобретения иностранного ПО;
  • ссылку на классы, к которым относится ПО;
  • список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
  • обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.

Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.

Составляем техническое задание

Когда составляете техническое задание к тендеру, нужно проверить функциональную связь, а также обратить внимание на формулировку предмета запроса.

При закупке программного обеспечения (ПО) заказчик может объединять покупку ПО и услуг по его сопровождению. Такие выводы сделал Минфин в Письме № 24-06-06/60727 от 19.09.2017.

Поставку компьютерной техники и покупку не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование, программ объединять нельзя. Так решил Арбитражный суд Волго-Вятского округа в делу № А38-10848/2016 от 14.08.2017.

Техническое задание на программное обеспечение, то есть описание технических характеристик, делайте в соответствии с общими положениями закона № 44-ФЗ. То есть любой заключаемый госконтракт техническое задание в документации содержать обязан.

Грамотный пример технического задания на программное обеспечение, помимо общих требований в рамках ст. 33 44-ФЗ, должен содержать:

  • стандарт лицензии;
  • объем и сроки гарантий качества;
  • спецификацию и разнарядку лицензий.

Рассматриваем заявки

Если запрет на допуск иностранного ПО установлен, то не допускайте заявки, которых нет в реестрах отечественного или евразийского ПО.

Такое правило зафиксировано в п. 2(2) Постановления № 1236.

Заключаем контракт

Закупочные процедуры программного обеспечения российского производства завершаются заключением контракта. Правила установлены в ст. 83.2 44-ФЗ.

Некоторые органы власти разрабатывают типовые формы для таких контрактов. Например в Ханты-Мансийском АО.

Изучите пример подписанного госконтракта в гоcзакупках ПО 2019 года.