Заявление о переводе осужденного. Ходатайство отбывание наказания по месту жительства Заявление в уфсин о месте отбывания наказания

ПРАВОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЗАКОНА.

Приказ Минюста России от 01.12.2005 N 235 (ред. от 28.06.2013) "Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2005 N 7249)

В соответствии с частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) «перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении».

Такой перевод допускается:

  1. в случае болезни осужденного (перевод для стационарного лечения и оказания специализированной медицинской помощи в лечебные заведения уголовно-исполнительной системы, расположенные, как правило, в другой климатической зоне);
  2. для обеспечения личной безопасности осужденных (в случае реальной угрозы жизни осужденного, исходящей от других осужденных);
  3. при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный;
  4. при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном ИУ (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, массовые беспорядки, групповые неповиновения осужденных администрации учреждения, эпидемии).

Следует учитывать, что такие обстоятельства, как затруднительное материальное положение родственников, тяжелое состояние здоровья родных и близких, а также иные социально-бытовые и семейные проблемы осужденных не являются «исключительными обстоятельствами» и не рассматриваются как основание для перевода осужденного в другое исправительное учреждение. Порядок переводов осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется Министерством юстиции Российской Федерации (в настоящее время действует Приказ Минюста России от 01.12.2005 № 235 «Об утверждении Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения»). Инициатива перевода может исходить согласно пункту 11 вышеназванного приказа от осужденного и (или) его родственника либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, по рапорту начальника исправительного учреждения.

При каждом обращении с просьбой о переводе проверяется его обоснованность, после чего уполномоченными сотрудниками территориального органа УИС составляется необходимый пакет документов с выводами о целесообразности (нецелесообразности) перевода осужденного. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в пределах одного субъекта Российской Федерации осуществляется по указанию начальника территориального органа управления уголовно-исполнительной системы. Перевод осужденного в исправительное учреждение, расположенное в другом субъекте Российской Федерации осуществляется по указанию руководства Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН РФ, г. Москва) на основании мотивированного заключения. С письменным заявлением о переводе с указанием оснований для перевода можно обратиться в администрацию ИУ, где содержится осужденный. При получении отрицательного ответа и несогласии с ним, такие ответы могут быть обжалованы в органах прокуратуры, в вышестоящее инстанции (например, если решение было принято региональным органом федеральной службы исполнения наказаний, то оно может быть обжаловано непосредственно во ФСИН РФ).

Или оспорить в суде, это более эффективный инструмент.

________________________________________________

Куда ОТПРАВЯТ ОСУЖДЕННОГО отбывать наказание...?
Теперь ЗАВИСИТ и от вас родственников!
Заказывайте услугу через наш сайт
по ссылке:
_Заполните ЗАЯВКУ,обязательно укажите с вручением в письменной форме
в адрес ФСИН РФ-Москва.
Определением места отбывания наказания занимается только ФСИН РФ.
_
Особенно это правило относится к осужденным у которых место его регистрации
не совпадает с регистрацией его родственников.
Или режим содержания особый или строгий -рецедив.
- В тех случаях, если Вам отказывают в направлении осужденного в указанный вами регион,
и Вы воспользовались нашей услугой, мы подаем в суд о переводе осужденного в тот регион
в о КОТОРОМ было ЗАЯВЛЕНО.
Помимо этого мы оказываем услугу по сопровождению осужденного к месту его отбывания
с дальнейшим юридическим сопровождением, медедицинская страховка, юридического закрепление.
- Есть вопросы обращайтесь т. 8-915-085-43-58 Юрий Усов.
__________________________________________________________________________________

ЭКОНОМ ВАРИАНТ, подавайте Заявление ЗАРАНЕЕ в любое время, тем самим вы ЗАЯВИТЕ о своем намерении
УФСИН региона.
- Подавайте ЗАЯВЛЕНИЕ через нашу площатку, это позволит ЗАФИКСИРОВАТЬ ваше Заявление.
- Подавайте ЗАЯВЛЕНИЕ, в любое время, подавайте Заявление через наш сайт:
- до вынесения Приговора.
- В день вынесения Приговора.
- В день подачи Апелляции(ели подаете).
- Подавайте Заявление, несколько раз, то есть еженедельно, что бы службы ФСИН, ваши обращения Зафиксировали.
- У нас это не дорого но эффективно.
Поданые Заявления через наш сайт, не возможно оставить без рассмотрения, не возможно не ответить.

ЗАЯВЛЕНИЯ об определении места отбывания наказания осужденного.
- Подайте ЗАЯВЛЕНИЕ по нашей готовой форме, которая размещена на странице СИЗО нашего сайта УЗНИК,
на странице СИЗО в котором находится подсудимый.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЭКОНОМ варианта :

1. Найдите Федеральный округ в котором находится СИЗО в котором содержится осужденный.

2. Откройте Ф.О к примеру Центральный ФО.

3. Откройте ОБЛАСТЬ, к примеру Москва.

4. Откройте СИЗО в котором содержится осужденный. к примеру СИЗО-1 Москва

5. Найдите ЗАЯВЛЕНИЕ готовую форму для ЗАПОЛНЕНИЯ. Об определении места отбывания наказания осужденного. Пример в СИЗО-1

5.1. Вам остается лишь заполнить готовую форму, отправить-оплатить. (прикрепляйте копию своего паспорта-лицевая разворот).

5.2. В заявлении УКАЖИТЕ РЕГИОН в который рекомендованно отправить осужденного.

Ваше ЗАЯВЛЕНИЕ поданое через наш сайт, поступит в СИЗО и УФСИН с исходящим номером,
это гарантия что с ним ознакомятся и учтут ваши пожилания.

В тех случаях. когда подана Апелляция, рекомендуем в день Апелляционного расмотрения
ПОВТОРИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ отметив ДУБЛИРОВАТЬ.

Ваше ЗАЯВЛЕНИЕ, поданное через наш сайт, не только рассмотрят но и учтут требование ФЗ
об уведомлении Вас по убытию осужденного с СИЗО, чего не учтут при подаче через сайт ФСИН РФ.
P.S. Поданое ЗАЯВЛЕНИЕ с нашего сайта, является процессуальным документом.
К сожалению Ваши заявления поданные с других сайтов и в том числе с сайта ФСИН РФ,
могут рассматриваться ФОРМАЛЬНО без удовлетворения.

В случае, направления осужденного в другой регион без пояснений, вы можете легко оспорить в ФСИН РФ, предъявив наше Заявление
(которое хранится в нашей базе 3 месяца)и тем самим вернуть осужденного в указанный вами регион.

Определение места отбывания наказания.

Статья 73. Места отбывания лишения свободы

[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 73]

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

4. Определение места отбывания наказания.

В связи с тем, что указанный вопрос приобрел в России в настоящее время системную проблему, особенно в городе Москве, возникла необходимость в размещении письменной консультации на сайте.

Сразу хочу отметить, что этот вопрос очень четко и ясно отражен в российском законодательстве и проблема возникает исключительно из-за того, что руководители следственных изоляторов то ли по малограмотности, то ли в силу злого умысла постоянно вводят людей в заблуждение, ссылаясь на то, что родственников уведомят о месте нахождения осужденного уже после прибытия их в точку назначения, то есть к месту отбывания наказания. Это и так и не так. В этих ответах звучат ссылки на другие нормативные акты, регулирующие другой юридический аспект отношений, и уклоняются такими ответами от исполнения других норм закона. Однако, по порядку.

  1. ? Обязаны ли руководители следственных изоляторов уведомлять родственников осужденных, куда будет отправлен тот или иной осужденный отбывать наказание

Ответ на этот вопрос дают два Федеральных закона. Процитирую их.

Часть 1 статьи 394 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит:

«Статья 394. Извещение об обращении приговора к исполнению.

  1. ». После вступления в законную силу приговора, по которому осужденный, содержащийся под стражей, приговорен к аресту или лишению свободы, администрация места содержания под стражей в соответствии со статьей 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации извещает одного из близких родственников или родственников осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания

Часть 2 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указывает:

« Статья 75. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания.

1. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания » .

Правила ч. 1 ст. 394 УПК применяются в случаях, когда был постановлен обвинительный приговор, причем не любой, а приговор по которому лицо, содержащееся под стражей, было приговорено к аресту или лишению свободы.

Эти правила обязывают администрацию места содержания под стражей (т.е. администрацию следственного изолятора, по общему правилу п. 2 ст. 75 УИК) известить одного из близких родственников или родственников (п. 4, 37 ст. 5УПК) осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Указанное уведомление обязательно направляется названным лицам и в том случае, когда лицо, впервые осужденное к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которому наказание назначено в исправительной колонии общего режима, с его согласия оставлено в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 1 ст. 74 УИК). Осужденный сам определяет, кому из родственников необходимо направить уведомление. Представитель администрации следственного изолятора обязан встретиться с осужденным и выяснить этот вопрос.

Таким образом, как минимум два федеральных закона обязывают администрацию следственных изоляторов уведомлять родственников осужденных, куда будет отправлен тот либо иной осужденный для отбывания наказания.

Это - обязанность администрации следственного изолятора , за неисполнение которой должностные лица подлежат ответственности.

Уведомление должно последовать до отправления осужденного к месту отбывания наказания. И в течение этого времени (с момента вынесения обвинительного приговора и до отправления к месту отбывания наказания) осужденному предоставляется свидание, дополнительное к тем, которые указаны в Федеральном законе от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О порядке содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений », для того, чтобы были решены бытовые, социальные и иные вопросы. О праве на это свидание указано не только в ч.1 ст.75 УИК РФ, но и в ст.395 УПК РФ:

«Статья 395. Предоставление родственникам свидания с осужденным

До обращения приговора к исполнению председательствующий в судебном заседании по уголовному делу или председатель суда предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним ».

Судья не вправе отказать в таком свидании при обращении родственников осужденного.

  1. Почему руководители следственных изоляторов, отказывая известить, куда направляется осужденный, указывают на то, что родственников известят о месте отбывания наказания после прибытия этого осужденного в точку назначения?

Думаю, что руководители следственных изоляторов, привыкшие пренебрежительно относиться как к самим осужденным, их правам, так и к родственникам осужденных, умышленно вводят их в заблуждение, ссылаясь уже на иные нормы закона, которые действительно обязывают руководителей уже исправительных колоний (не следственных изоляторов) уведомить в течение 10 дней одного из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания. В частности, об этом четко указано в Федеральном законе - ст.17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ :

« Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору ».

Таким образом, Закон обязывает администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, сообщить одному из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы исправительного учреждения, свиданий, телефонных разговоров.

О прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших до ареста за границей, уведомления еще и направляются в посольства или консульства, представляющие интересы этих лиц в Российской Федерации.

Рассматриваемая позиция Законанаправлена на сохранение и поддержание связи осужденного со своей семьей, что в дальнейшем поможет ему социализироваться в обществе.

Не соблюдение властями России положений ст.ст.394-395 УПК РФ и ст.ст.17 и 75 УИК РФ является нарушением ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

  1. ? Как быть, если администрация следственного изолятора не исполняет требования Федеральных законов и не желает уведомлять родственников осужденного о том, куда его направляют для отбывания наказания

Так как надзирающие прокуроры и руководители ФСИН России укрывают факты нарушения законности со стороны администраций следственных изоляторов и не привлекают должностных лиц к ответственности, рекомендуется избирать следующий путь. Вначале, до того, как кассационное определение о вступлении обвинительного приговора в силу поступит в СИЗО, направить на имя начальника следственного изолятора от имени кого-то из родственников или адвоката заявление.

При этом нужно указать адрес, по которому должно быть отправлено уведомление. Такие же заявления можно написать в УФСИН (ГУФСИН) субъекта РФ и в ФСИН РФ.

Желательно направить такое заявление заранее в тех целях, что ответ будет дан конкретным должностным лицом, действия которого можно будет обжаловать в случае отказа, ибо суды зачастую отказывают в принятии жалобы, ссылаясь на то, что не указано конкретное должностное лицо следственного изолятора в качестве ответчика.

Если уведомление не поступит, то нужно обращаться с жалобами на неисполнение администрацией СИЗО требований Федеральных законов в территориальный суд, вышестоящим руководителям ФСИН РФ и в соответствующие надзирающие прокуратуры вплоть до Генеральной прокуратуры РФ.

Есть еще одно мнение, изложенное в официальном Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков, 3-е изд., перераб. и доп, "Издательство Юрайт", 2009 г., где указывается:

«Следует отметить, что, если родственники не получили от администрации следственного изолятора сообщения о том, куда он направлен для отбывания наказания, они имеют право (устно либо письменно) обратиться за получением такой информации в суд, вынесший приговор, либо к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией мест содержания под стражей ».

На моей практике многочисленных подобных обращений никогда ни суд, вынесший приговор, ни надзирающий за СИЗО прокурор не уведомили кого-либо о том, куда отправлен осужденный.

Следует отметить, что затронутый вопрос очень актуален. В Москве, например, руководители следственных изоляторов в очень-очень редких случаях уведомляют родственников, куда будет отправлен осужденный. В остальных случаях они секретят эту информацию даже от близких родственников, что недопустимо по закону. Необходимо обжаловать факты неисполнения руководителями следственных изоляторов требований федеральных законов, требовать ответственности должностных лиц, и тогда вопрос будет улажен, проблема пе6ерстанет существовать. К сожалению, мы вынуждены понуждать чиновников к исполнению закона, чего в нормальном обществе быть не должно.

Если российские суды откажут в удовлетворении жалоб о признании действий должностных лиц администрации следственных изоляторов, выразившихся в не уведомлении родственников осужденного, куда направляется он для отбывания наказания, незаконными , то после суда кассационной инстанции можно обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

Iuris effctus in executione consistit (эффективность закона - в его исполнении, лат.).

Адвокат, к.ю.наук, М.И.Трепашкин

Регистрация осужденного по новому месту жительства осуществляется после его освобождения, перевод для отбывания наказания производится по заявлению, проверка условно-осужденных проводится в целях исправления лица и предотвращения рецидива.

Местом жительства осужденного является последнее место его регистрации на момент вынесения приговора, перевод осужденного осуществляется по заявлению, проверка осужденного по месту проживания проводится уголовно-исполнительной инспекцией.

Согласно законодательству, местом жительства лица является жилое помещение, по адресу которого гражданин проводит большую часть времени. Поскольку осужденный находится в исправительном учреждении временно, то оно считается местом пребывания. Законодательство в части уголовно-исполнительного производства признает исправительное учреждение местом, где заключенный отбывает наказание по судебному решению. Следовательно, адрес колонии или администрации учреждения не может быть признан постоянным местом проживания лица.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните:

Вы можете также получить .

Таким образом, местом жительства осужденного принято считать жилое помещение, по адресу которого лицо проживало на момент вынесения судебного решения о его осуждении. При возникновении претензий к лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, исковое требование следует предъявлять по адресу прописки на момент вынесения приговора.

Регистрация осужденного по месту жительства

Процедура оформления временной или постоянной прописки требует личного присутствия лица, постановка на регистрационный учет которого предполагается, и составления им заявления. В связи с этим оформить любой из видов регистрации заключенному на протяжении срока отбывания наказания невозможно. Перепрописать гражданина по новому месту жительства можно будет лишь после его освобождения.

Выписать гражданина, который отбывает наказание, можно на основании решения суда, вступившего в законную силу и согласия прописанного лица. Эта процедура проводится регистрирующим органом. Без согласия заключенного можно выписать только из помещения, принадлежащего муниципальному органу. Такая процедура проводится лишь на срок отбывания наказания, и регистрация подлежит восстановлению по заявлению освободившегося гражданина.

По согласию гражданина, отбывающего наказание, можно выписать без его личного присутствия. Для этого понадобится:

  • Заявление по форме №6, заполненное заключенным и заверенное администрацией исправительного учреждения.
  • Копия внутреннего паспорта гражданина. Так же подлежит заверению в администрации.
  • Вступившее в силу судебное решение.

Копию судебного решения можно получить в канцелярии суда, вынесшего приговор. Также с подобным вопросом можно обратиться к судье или секретарю судебного заседания. Как правило, копия решения суда не выдается лицам, не участвовавшим в процессе, но сам осужденный вправе запросить этот документ в письменном порядке и передать лицу, которое будет заниматься аннуляцией регистрации.

Все собранные документы передаются в регистрирующий орган ГУВМ МВД или в МФЦ, а также подать заявку на сайте госуслуг. Процедура снятия с регистрационного учета будет проведена в течение трех дней, по окончании отметка об аннуляции прописки ставится на листе убытия. В паспорте штамп не ставится, поскольку этот документ находится у администрации исправительного учреждения.

Перевод осужденного для отбывания наказания по месту жительства

Согласно законодательству РФ осужденные отправляются для отбывания наказания в исправительные учреждения по месту жительства за исключением некоторых случаев, в число которых входят приговоры по перечню статей УК РФ и отсутствие мест в ближайших колониях. Решение о месте отбывания наказания лицом, в отношении которого вынесен приговор, принимается ФСИН, судом определяется лишь вид наказания и вид исправительного учреждения. Достаточно распространены случаи, когда местом отбывания наказания избираются колонии в других субъектах и районах России, а не учреждения по месту жительства гражданина. Мотивируются такие решения, как правило, именно отсутствием мест в колониях по месту постоянного проживания.

УИК РФ дает исчерпывающий перечень оснований для перевода осужденного в другое исправительное учреждение, в том числе и по месту жительства. В их число входит:

  • Болезнь лица, отбывающего наказание. В таких случаях учитываются медицинские противопоказания для дальнейшего нахождения осужденного в данной колонии. Для перевода требуется согласие гражданина, отбывающего наказание.
  • Угроза жизни заключенного. Решение о переводе будет принимать администрация колонии по заявлению лица, подвергающегося опасности, или по собственной инициативе.
  • Реорганизация, ликвидация колонии, в которой пребывает осужденный.
  • Другие исключительные случаи, в том числе стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации.

Как правило, ФСИН не считает исключительными обстоятельствами тяжелое материальное положение, заболевания близких родственников лица, а также другие социальные и бытовые проблемы. Законодательно установлено, что осужденные, по возможности, должны отбывать наказание в одном исправительном учреждении, для обеспечения максимальной эффективности примененной санкции. Однако, ФСИН в некоторых случаях идет навстречу родственникам осужденных, подавшим заявление о переводе гражданина в исправительное учреждение по месту жительства ввиду материальных затруднений или инвалидности заявителя.

Для перевода заключенного в колонию по месту жительства необходимо составить заявление, в нем следует максимально подробно указать все обстоятельства, ввиду которых невозможно осуществлять право на общение осужденного с семьей. К заявлению необходимо приложить копии всех имеющихся документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Заявление следует отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Государственный орган рассмотрит ходатайство и примет решение. Отрицательный ответ ФСИН можно обжаловать в суде по гражданским делам, если он существенно нарушает права осужденного и его семьи. В случае положительного решения расходы по переводу, в том числе, проезд лица оплачивает государство.


Кликните на изображение для просмотра видео: «Регистрация: новые правила»

Проверка осужденного по месту жительства

После вступления в силу приговора суда, на условно-осужденных заводится личное дело, и заполняются необходимые документы. Контроль за гражданами, к которым применена санкция в виде условного наказания, осуществляется в целях их исправления и предотвращения совершения ими преступлений. В орган осуществляющий снятие и постановку на регистрационный учет направляется карточка условно-осужденного. Такое мероприятие проводится в целях надзора за изменением места жительства осужденного.


Кликните по изображению для просмотра видео: «Регистрация по месту жительства и пребывания»

Проверка по месту жительства осужденных лиц проводится уголовно-исполнительной инспекцией совместно с работниками органов внутренних дел, а также представителями администрации или работодателя лица. Такая проверка должна проводиться только в отношении граждан, которым назначено наказание в виде исправительных работ, условного осуждения, лицам с отсрочкой наказания. Проверка не должна проводится реже чем 1 раз в три месяца, а в отношении граждан с отсрочкой исполнения наказания реже чем 1 раз в 30 дней.

Бесплатная консультация юриста

Внимание! В связи с непрерывными изменениями в законодательстве, юридическая информация в этой статье или материале могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите Ваш вопрос в форме ниже.


Конституционный суд (КС) рассматривает очередную жалобу заключенного на то, что колония, где он отбывает наказание, находится далеко от места его фактического проживания, а это нарушает его права. Например, родственникам сложно приезжать на свидания с ним. Эксперты подтвердили: в правилах этапирования так много исключений, что их, по сути дела, можно и не соблюдать.

Осужденный по «террористической» статье 205 Уголовного кодекса (УК) Иван Асташин, который отбывает свой без малого 10-летний срок в Норильске, обратился в КС с просьбой пересмотреть положения статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК). В ней говорится, что у Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) есть право самостоятельно определять колонии для осужденных, отбывающих наказание за преступления против общественной безопасности. В иске же в КС указывается, что человек тем самым, например, «не может реализовать положенные ему свидания с семьей». По закону тому же Асташину были положены четыре свидания, но реально члены семьи могут приезжать к нему не более раза в год. Кстати, Асташин уже обжаловал статью 73 УИК в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), который признал его претензии обоснованными.

Напомним, что в УИК написано: осужденные отбывают срок в регионе, в котором они жили или были осуждены. Исключение лишь для тех, кто был осужден по статьям о терроризме, экстремизме и других преступлениях против общественной безопасности. Однако на практике, говорят эксперты, отправить в отдаленные места реально могут любого заключенного.

Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин указывает, что подобная практика увеличивает вероятность рецидива преступления, поскольку в таких условиях «криминальные круги получают фору в соперничестве с семьей осужденного за влияние на него».

«К огромному сожалению, тюрьмы переполнены - и зачастую осужденных отправляют за тысячи километров от места их прописки и нахождения родственников», - отметила председатель Московской городской коллегии адвокатов Анна Бутырина. Она напомнила, что осужденный, конечно, вправе написать заявление о направлении его в ближайшую колонию, но окончательное решение - за ФСИН. «Как правило, такие заявления рассматривают не в пользу осужденного. Зачастую бывает, что человека специально отправляют в нужную колонию, на «раскрутку», для того чтобы, например, выбить нужные показания, которые не смогли получить в СИЗО», - отметила адвокат.

«ФСИН нередко злоупотребляет правом перевода осужденных», - согласна координатор программы «Адвокаты против пыток» Анна Кутузова. «Несмотря на то что законодательством предусмотрены требования об отбытии наказания вблизи места проживания, в том регионе, где у осужденного проживает семья, во ФСИН научились обходить данную норму», - заявил «НГ» основатель соцсети Gulagu.net Владимир Осечкин. По его словам, этапирование в регионы целиком и полностью находится в ведении оперативного управления ФСИН. Так что, по словам Осечкина, человека могут отправить и в подготовленную для его «встречи» колонию - к примеру, по заказу конкурентов по бизнесу.

Кроме того, сообщил он, есть масса жалоб от заключенных о том, что причиной их этапирования в удаленные регионы стал отказ родственников давать взятку. Адвокат коллегии «Леонтьев и партнеры» Дарья Евменина подтвердила наличие коррупции: «На практике адвокаты нередко сталкиваются с так называемыми помощниками, которые еще до приговора активно предлагают помощь в определении подзащитного в ближайшие колонии за определенную сумму».

Советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Сергей Насонов считает оспариваемую норму УИК пережитком царских времен: «Очевидно, что она направлена на ужесточение наказания и усиление его карательного элемента». Направление осужденного в отдаленные места создает целый ряд проблем, но прежде всего «это фактически лишение права на свидание с родственниками». При этом Насонов напомнил, что данная статья УИК уже как минимум дважды проверялась в КС и была признана конституционной. «Суд счел, что нормы направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности». Однако на этот раз КС не отклонил жалобу истца, а принял ее к рассмотрению, что уже свидетельствует о возможном изменении его позиции. Ведь предыдущая, отметил адвокат, была вынесена до постановления ЕСПЧ 2015 года, в котором указано на нарушение статьи 8 «Право на уважение семейной жизни» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.