Что такое «Пасха» и почему «Воистину Воскресе»? Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин).

Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.

Приближается важный и любимый многими праздник — Пасха. Традиции и обычаи этого дня хорошо известны всем, ведь Пасху ждут и религиозные люди, и те, кому просто нравится атрибутика этого праздника. И, конечно, все мы хорошо знакомы с таким пасхальным обычаем, как пасхальное приветствие или христосование.

Обычай заключается в том, чтобы приветствовать друг друга с первого дня Пасхи и до Вознесения Господня (или только в день Пасхи) радостным возгласом «Христос воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес!».

Однако кто-то говорит: «Христос воскрес!», а кто-то — «Христос воскресе!». Откуда взялась форма воскресе и как говорить правильно?

Не новость, что грамматическая система современного русского языка не всегда была такой, как сегодня. Помните, как морщились в школе, изучая видовременные формы английского глагола, его бесконечные сложные времена? Сложно — у нас ведь такого нет. Еще как есть! Вернее, было, и не меньше. Вместо тысячи слов — схема глагольных форм древнерусского языка.

Нажмите для увеличения

Например, существовали четыре формы прошедшего времени: перфект, имперфект, плюсквамперфект и аорист.

Языковая система претерпела ряд сложных, фундаментальных изменений, результатом которых стал язык в современном его состоянии. Сохранил древние формы только церковнославянский язык, поскольку он был и остается языком богослужения. Будучи мертвым, он, соответственно, не является разговорным, то есть не развивается и не меняется, но используется (подобно латыни) в церковной книжно-письменной сфере, в гимнографии и ежедневном богослужении в некоторых православных церквях.

Воскресе — это и есть старославянская и церковнославянская форма глагола воскрес ; слово воскресе стоит в форме аориста. Ао́рист (др.-греч. ἀ-όριστος — «не имеющий (точных) границ» от др.-греч. ἀ- «не-» или «без-» + др.-греч. ὁρίζω — устанавливать границу) — временная форма глагола, обозначающая законченное (однократное, мгновенное, воспринимаемое как неделимое) действие, совершённое в прошлом.

Таким образом, сочетания Христос воскрес и Христос воскресе не являются взаимоисключающими: один вариант церковнославянский, стоящий в отсутствующей в современном русском языке временной форме — Христос воскресе . Второй вариант — Христос воскрес — современный. Оба варианта — правильные .

Не имеет значения, какой из вариантов вы предпочитаете: главное — слушать и слышать друг друга, а еще поздравлять с праздником искренне, от всего сердца.

Каждую Пасху мы слышим фразы «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», но не всегда знаем, что они означают, а это очень важно.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но, несмотря на это, каждый истинно верующий, по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Слово «воскресение» означает «поднятие из мертвых». Это - перевод греческого слова «анастасис» , что в Новом Завете означает «вставание» или «восстание» («встать еще раз»).

Воскресение Иисуса - исторически неоспоримый факт. Смерть и воскресение Иисуса Христа занимают главное место в Божьих замыслах относительно человечества. На нем построена вся христианская вера, да и само христианство обязано своему существованию воскресению Христа из мертвых. Именно воскресение было той движущей силой, побуждавшей на подвиг Его последователей в I веке н.э.

Смерть Иисуса Христа, будучи жертвоприношением, не имела бы никакой силы, если бы Он не был воскрешен. Иисус, Который «родился от жены, подчинился закону» (Гал.4:4), подвергся смертельному приговору, унаследованному всеми нами от Адама. Но Сам Иисус был безгрешен, а потому смерть не могла удержать Его, «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9) .

В Библии ясно сказано, что Иисус Христос был первым из тех, кто воскрес из мертвых и обрел бессмертие. Павел писал: «...Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие» (2Тим.1:10) .

Жизнь и бессмертие, которые явил миру Иисус - это надежда на воскресение из мертвых и на воскресение на земле. Иисус бы первенцем, воскресшим от смерти к жизни вечной. Прочитаем еще раз: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Слова апостола Павла не требуют особых комментариев.

Славянский народ издавна славился наличием многочисленных традиций, которые строго соблюдались и передавались от поколения к поколению.

Но с приходом советской власти христианство, подобно любой религии, стало вне закона. Людей, исповедующих веру в Иисуса Христа, строго наказывали, увольняли с работы, ссылали в места со сложным климатом, и даже расстреливали. За это время многие традиции были утрачены, частично или полностью забыты. Впрочем, сегодня интерес людей к давним традициям постепенно восстанавливается. Все больше людей начинают соблюдать церковные традиции, интересуются давними традициями древних славян. Но остается большая проблема в понимании некоторых церковных правил и канонов. Все, что религиозные предки строго соблюдали, четко понимая смысл и последствия своих действий, сегодня считается сводом непонятных правил, выполняемых по привычке. Хотя знать традиции и обряды своего народа необычайно важно, единственным путем к познанию своих истоков является искренняя вера и любовь к Господу.

Пасха является одной из главных основ для возрождения первоочередных церковных традиций. Существует множество церковных обрядов, осуществляющихся церковнослужителями и верующими людьми ежегодно много столетий. Одной из главных традиций является приветствие братьев и сестер по вере в храме при наступлении Пасхи, возвещающей воскресение Иисуса Христа.

Как общаться на богослужении в церкви

Сегодня осталось немного мест, где люди могут проявить свое благочестие. Церковная служба выступает самым подходящим местом для выражения этого качества. Искренне верующий человек приходит в храм с безусловной верой в Бога и соответствующим настроем заряжаться Его благословением. Священнослужители всегда готовы помочь людям, желающим сделать свои отношения с Богом более близкими. Они проявляют активное участие, даже если человеку предстоит душевное перерождение. Даже люди, недавно приобщившиеся к христианству, посещая храм, ощущают себя в кругу близких по духу людей. Но при этом они могут не полностью понимать церковный этикет и главные обычаи. Поэтому изучать давние традиции необычайно важно.

Особенности молитвы в церкви

После прихода в церковь не стоит сразу приступать к молитве. Это место пронизано необычной атмосферой, позволяющей человеку найти душевное умиротворение, забыть о проблемах и быте, настроиться на общение с Господом. Лучше просто некоторое время постоять, изучая иконы, поразмышлять на темы и жизни и великих деяниях Иисуса Христа, приобрести необъяснимое вдохновение. В этот момент в душе обязательно появятся слова, обращенные к Богу. При этом такие слова могут литься сами собой, приводя к душевному спокойствию и очищению. Не стоит отводить на молитву определенное время. В церкви нужно забыть о времени и полностью наслаждаться близостью к Господу.

Следует придерживаться существующего церковного этикета. Эти несложные правила направлены не на соблюдение непонятных традиций, а на дружеские, братские взаимоотношения с другими верующими. Находясь в церкви, нельзя своими действиями, отвлекать других людей от молитвы или покаяния. Если к одной из икон выстроилась очередь, не нужно рваться вперед или стараться пробиться раньше впередистоящего. Нужно следовать за потоком людей, размышляя о своих взаимоотношениях с Богом, обдумывать правильность поступков. Время пройдет незаметно и очередь сама приведет к выбранной иконе.

В церквях постоянно проводят богослужения, и многие верующие активно принимают в них участие. В процессе таких богослужений можно получить внутреннее наполнение, почувствовать спокойствие и радость. Богослужения в православных церквях позволяют прикоснуться к невидимой таинственной связи печали и радости, внутренних и мирских началам, мира живых и мертвых.

Придя на богослужения можно участвовать в коллективной молитве или молиться самостоятельно. Желательно пробыть в церкви до конца богослужения. На Пасху в такие места собирается огромное количество людей, поэтому можно присоединиться к общему прославлению, обратиться к Господу с заветными желаниями, терзающими проблемами, или просто произнести слова искреннего прославления. Чаще всего на таких богослужениях получается максимально зарядиться необъяснимой энергией, приносящей в душу радость, спокойствие и уверенность в будущем. На пасхальных богослужениях соблюдаются практически все церковные традиции, поэтому можно намного лучше понять обряды и действия, остававшиеся долгое время старыми традициями.

Обращение к священнослужителю

Согласно церковному этикету, священнослужителей не принято приветствовать обычными словами («Добрый день», «Здравствуйте»). Обычно к священникам обращаются, прося благословения. Это и есть правильным приветствием. Если хочется не просто проявить уважение и поздороваться со служителем Бога, а получить его благословение, следует сложить ладошки, помещая правую над левой. Священнослужитель самостоятельно поймет суть просьбы, и ответит: «Господь благословит». Как вариант, священнослужитель может ответить стандартным окончанием всех молитв. Читая отрывки от разных молитв про себя или вслух, священник возлагает свою ладонь поверх сложенных ладошек прихожанина. Последний должен поцеловать правую руку и поклонившись отойти. Иногда священники предпочитают дарить благословения, отмечая голову прихожан крестным знамением. Если человек находится вдалеке от священника, он может просто перекрестить его, желая Божьего благословения.

Впрочем, на Пасху принято со всеми окружающими и священнослужителями здороваться по-особенному. Традиционным приветствием выступает фраза «Христос Воскрес!». Ответом на эту фразу всегда выступает «Воистину воскрес». После этих слов можно просить у священнослужителя благословения, соблюдая церковный этикет.

Такое приветствие со священнослужителями, братьями по вере и окружающими является актуальным на протяжении 40 дней после празднования Пасхи. Верующие обращаются к священнослужителю с утверждением о воскресении Христа, а он в ответ подтверждает это великое событие.

Иногда нужно лично обратиться к священнослужителю, например, с каким-то вопросом. В этом случае простая просьба о благословении может быть неуместной, ведь нужно как-то называть священника, а его имя чаще всего известно лишь единицам прихожан. Тогда можно обратиться к священнику — «батюшка». Такая форма обращения является общепринятой, помогающей передать желание соблюсти церковный этикет, выразить уважение к Божьему человеку. Если же имя священника известно, можно обратиться к нему по имени, добавив приставку «отец». Фамилии в церквях практически не используются. Пожилых священнослужителей можно называть по имени и отчеству.

Хотя на Пасху большинство священнослужителей необычайно заняты разными церковными заботами, любой прихожанин может обратиться к ним за помощью. Если человека гложет какой-то вопрос, он может подойти к священнику, изложить суть вопроса, и получить детальный ответ. Не нужно стесняться, боясь доставить священнику лишние заботы. Когда священник получает сан, он зачисляется в ряды «пастырей», и принимает обязанность заботиться, помогать и наставлять всех нуждающихся. При этом нужно говорить с максимальным уважением, ведь работа священника только на первый взгляд кажется простой.

Приветствие на Пасху

Традиция приветствовать окружающих на протяжении 40 дней после наступления Пасхи «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину воскрес» имеет очень давние корни. При этом первая фраза обязательно должна принадлежать младшему по возрасту человеку. Взрослый (старший) человек должен отвечать второй фразой.

Каждый верующий человек с особым нетерпением и радостью ожидает наступления Пасхи – праздника, знаменующего невероятную жертву Иисуса Христа, понесшего ужасные муки и смерть, чтобы подарить спасение и вечную жизнь всему человечеству. Говоря традиционное пасхальное приветствие, нужно стараться вложить в голос все добрые слова, желаемые человеку. При этом можно сопроводить приветствие лучшими пожеланиями, благословениями и словами радости. После произнесения приветствия можно соблюсти еще одну старую традицию – троекратный поцелуй в обе щеки.

Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин)

Почему воскрес Иисус Христос? (8 причин)

Воскресение
Господа нашего Иисуса Христа. При встрече, друг с другом говорят: «Христос воскрес!», а в ответ будут получать:
«Воистину воскрес!» Я уверена, что большая часть людей хотят узнать,
почему воскрес Господь Иисус, для чего вообще это нужно было? Вот 8
причин, которые описаны в Послании Павла к Римлянам.

1.Чтобы доказать, что Он является Сыном Божьим

В
начале послания к Римлянам, после того, как Апостол Павел представляет
себя, он представляет Евангелие, которое проповедует и говорит:


Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся
Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о
Иисусе Христе Господе нашем" (Римлянам 1:3-4)

Через воскресение мертвых Господь Иисус доказал в силе, что Он такой же природы как Бог, что Он равен Богу.

2.Чтобы мы были праведными

Термин
«праведные» – это юридический термин и применяется к человеку, который
был оправдан в суде. Другими словами, после того, как он был обвинен в
чем-то, кто-то платит или несет наказание и таким образом, этот человек
признан и провозглашается невиновным перед законом. Это и есть
праведность. После того, как Павел пишет об Аврааме, который был признан
праведным перед Богом по вере, он пишет:


впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и
в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из
мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и
воскрес для оправдания нашего." (Римлянам 4:23-25)

3.Чтобы мы жили новой жизнью

Крещение
христианина символизирует отождествление со смертью Господа Иисуса, то
есть смерть за греховный образ жизни, в котором мы раньше жили. Апостол
Павел пишет:

"Итак мы погреблись с
Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою
Отца, так и нам ходить в обновленной жизни." (Римлянам 6:4)

Если
мы верим от всего сердца в воскресение Господа нашего Иисуса Христа, и
если мы отождествляемся с Ним в Его смерти, мы не будем теперь жить во
грехах, в которых мы находились прежде.

4.Чтобы показать природу будущего нашего воскресения
Все люди воскреснут. Одни для того, чтобы наследовать вечную жизнь, а другие для суда. Священное Писание говорит:

"Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения" (Римлянам 6:5)

Когда
Писание говорит, что мы соединены с Ним подобием смерти Его, это не
значит, что мы будем распяты, но то, что мы умрем без греха. Если это
произошло в жизни читателя, тогда он воскреснет подобно Господу Иисусу,
той же природе.

5.Чтобы мы принесли плоды Богу
Далее
в Послании к Римлянам, Апостол Павел пишет к Евреям, которые до
пришествия Господа Иисуса были под властью Закона Моисея и он говорит:

"Так
и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать
другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу." (Римлянам 7:4)

А плоды для Бога – это плоды Духа, о которых тоже Апостол Павел пишет:

"Плод
же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие,
вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона." (Галатам 6:22-23)

6.Чтобы подтвердить наше воскресение в будущем
Через воскресение Господа Иисуса, Бог, Его Отец и наш, подтвердил истину о воскресении нашем в будущем, как пишет Писание:

"Если
же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то
Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим,
живущим в вас." (Римлянам 8:11)

7.Чтобы ходатайствовать за нас Богу

Если
я уверовал в Господа Иисуса от всего сердца, если мы умрем смертью,
подобно Его смерти, никто не сможет нас обвинить и никто не сможет нас
осудить, потому что написано:

"Кто
будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?
Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует
за нас." (Римлянам 8:33-34)

От Своего воскресения до
сих пор, Господь Иисус ходатайствует за Своих избранных перед Богом,
поэтому никто не может обвинить нас, чтобы осудить.

8.Чтобы господствовать над всеми людьми
Библия говорит:

"Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми." (Римлянам 14:9)
Многие сейчас не признают Его господства, но придет день когда…


" … дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных
и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в
славу Бога Отца." (Филиппийцам 2:10-11)

Поверь в воскресение Иисуса Христа, чтобы получить спасение!!!

Новый
Завет был написан в период рабства, когда весть мир знал, что значит
раб – тот, кто не имеет собственных желаний, не имеет свободы выбора, но
только долг. Рабы обращались к своим господам говоря: «Господин…» Были
некоторые, которые становились рабами из любви. Чтобы быть спасенным,
необходимо быть таким же рабом Господа Иисуса Христа. Писание говорит:

"Ибо
если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим
веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" (Римлянам
10:9)

Первое условие для спасения – избрать полное
послушание Слову Господа Иисуса Христа, а второе условие – уверовать,
что Он воскрес из мертвых. Веришь ли ты в это?

Христос воскрес! Воистину воскрес!


Снова наступил этот удивительный день в году, день, в который русский человек вдруг вспоминает о том, что он христианин. Чувство это какое-то неосознанное, я бы даже сказал, генетическое. Весь год живет себе спокойно — гороскоп, фен-шуй, йога, чакра — все слова-то какие, хоть и непонятные, но зато таинственные, возвышенные. И вот среди всего этого изысканного вдруг яйца красить. Ну сразу видно не тонкий восток, а наша, родная, отечественная традиция. Но зато с какой необъяснимой и даже детской радостью приходят эти «христиане» в храм, ночью, с корзинками, от всей души кричат «Воистину Воскресе», поздравляют друг друга с Пасхой, при том что мало кто может внятно объяснить что такое «Пасха» и почему «Воистину Воскресе»? А с каким энтузиазмом разговляются те, кто вовсе не постился?! Вот эта загадочная и бессознательная русская душа во всей своей красе.

Формат статьи, к сожалению, не позволяет описать всю глубину этого события – Воскресения Христа. Ему посвящены многие тома литературы. В двух словах — это праздник Любви Бога к человеку, Любви, которой не подвластна даже смерть, ибо Он воскресает силой этой Любви. Это праздник Надежды на то, что смерть — это всего лишь переход с одного, временного, состояния в другое, вечное. Это праздник Веры человека в Бога. Не простое осознание того, что где-то там существует высший разум или грозный судья, но уверенность в Его присутствии и участии в нашей жизни.

В церковных книгах этот день называется «праздников праздник и торжество из торжеств». Это событие приоткрывает нам иную реальность, указывает на то, что жизнь наша заключается не в том, чтобы «накопить и потратить». Уж больно дорогой ценой была она куплена. Смысл ее состоит в неизмеримо большем.

Очень хотелось бы, чтобы Пасха была не кулинарным событием в жизни современного человека и состояла бы не в куличе и крашеных яйцах. Чтобы человек по-настоящему бы исправлял себя с помощью поста и воздержания, что даст ему осознание того, что значит – разговляться. Чтобы человек мог приобщиться к этой удивительной пасхальной радости более осознанно. Чтобы радость эта влияла бы на всю его жизнь, на его отношение к этой жизни и окружающим. Чтобы Бог умирал и воскрешал не зря! Ведь Он сделал это за каждого отдельного человека, даже самого неосознанного или неблагодарного.

Воистину Воскрес Христос!