Как обжаловать решение инспектора по труду. Как обжаловать решения трудовой инспекции? Обжалование постановления трудовой инспекции в какой суд


Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с проверками государственной трудовой инспекции. Зачастую такие проверки проводятся с нарушением формальных требований, предъявляемых к ним, в результате чего в отношении работодателя выносятся необоснованные и незаконные решения в виде предписаний и постановлений о привлечении к административной ответственности.
Отечественное законодательство предусматривает два варианта обжалования решений государственных органов и должностных лиц: в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган) или в судебном порядке. В данной статье рассматривается порядок обжалования решений трудовой инспекции через суд.
15 сентября 2015 года был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, установивший новый порядок оспаривания решений государственных органов и должностных лиц. Теперь данные акты оспариваются в рамках административного судопроизводства. Ранее же данные дела разрешались в рамках гражданского судопроизводства и именовались делами, возникающими из публичных правоотношений.
Однако часть 5 Статьи 1 КАС РФ устанавливает, что положения данного кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, предписания государственной инспекции труда оспариваются в порядке, установленном КАС РФ, а постановления о привлечении к административной ответственности должны оспариваться в порядке Главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КАС РФ

Согласно Статье 22 КАС РФ, административное исковое заявление о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения этого органа или органа, в котором данное должностное лицо исполняет свои обязанности.
Требования к форме искового заявления о признании решения государственного органа или должностного лица незаконным устанавливаются Статьями 125 и 220 КАС РФ.
Исковое заявление подается в письменной форме с указанием наименования суда, в который подается административное исковое заявление, наименование или ФИО административного истца, наименования или ФИО административного ответчика, сведений об иных лицах, участвующих в деле, сведений о нарушенных правах, свободах и интересах истца, требований и доводов истца, сведений о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, сведений о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась, иных сведений и перечня прилагаемых документов. Также истец должен представить ответчику и другим лицам, участвующем в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов – через суд или лично заказным письмом с уведомлением.
Необходимо отметить, что часть 1 Статьи 55 КАС РФ устанавливает требование квалифицированного представительства - представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами.

Оспаривание решений трудовой инспекции в порядке КоАП РФ

Согласно пунктам 2, 3 части 1 Статьи 30.1 КоАП РФ, постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные коллегиальным органом власти, оспариваются в районном суде по месту нахождения данного органа, а вынесенные должностным лицом – в районный суд по месту рассмотрения дела. Иными словами, в суд того района, в котором был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Разъяснения по этому вопросу дал Верховный Суд. В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», указано, что при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол. По отношению к постановлениям трудовой инспекции, в большинстве случаев это будет район, в котором расположена сама организация работодателя.
Статья 30.2 КоАП РФ устанавливает форму обращения лица в суд – жалобу. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии этого постановления.
Сам кодекс не содержит формальных требований к содержанию такой жалобы, однако, исходя из практики, в ней необходимо указать: наименование суда, сведения о заявителе, наименование органа или сведения о должностном лице, вынесшем обжалуемое постановление, сведения о других лицах, участвующих в деле, сведения о нарушенных правах, свободах и интересах заявителя, требования и доводы заявителя, иные сведения, перечень прилагаемых документов.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в соответствующий суд.

Заключение

В обоих случаях рассмотрение и разрешение дела об оспаривании решения трудовой инспекции происходит в судебном заседании. по результатам рассмотрения могут быть вынесены следующие решения:

  • Об оставлении решения трудовой инспекции без изменения;
  • Об изменении решения трудовой инспекции;
  • Об отмене решения трудовой инспекции.
Так или иначе, данное решение суда впоследствии также может быть оспорено.

При возникновении правового спора с государственной инспекцией труда необходимо особо тщательно подойти к подготовке необходимых документов и собиранию доказательственной базы, ведь доказать свою правоту в данной категории дел бывает крайне непросто. Содействие грамотного юриста, имеющего опыт ведения дел против государственных органов и их должностных лиц, поможет защитить Ваши права, отменить незаконное решение инспектора и, в большинстве случаев, сможет сэкономить Ваши средства.

“Отдел кадров“, 2009, N 1

ОБЖАЛУЕМ РЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА

Ни одна организация, независимо от организационно-правовой формы, не застрахована от проверки органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. В качестве такого органа выступает Федеральная инспекция труда, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и постановлениями Правительства РФ, иными правовыми актами. Основная масса контрольных мероприятий проводится по жалобам “обиженных“ работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) руководства организации, связанными с невыполнением ими обязательных требований. Результатом визита госинспектора чаще всего становится предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства и протокол об административном правонарушении. Гораздо реже для привлечения виновных к ответственности они направляют материалы о выявленных нарушениях в правоохранительные органы и суд. В данной статье расскажем, как же быть работодателю с предписанием и протоколом: согласиться или обжаловать такое решение?

Обнаружено административное правонарушение

Государственный контроль и надзор трудовой инспекции регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“. Независимо от вида (плановое или внеплановое) контрольные мероприятия должны проводиться на основании распоряжения (приказа) инспекции труда, копия которого вручается руководителю или иному должностному лицу организации. В случае выявления при проверке каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации или его представителей. Как правило, сотрудники инспекции требуют представить такие объяснения непосредственно после выявления нарушений, и чем меньше этих объяснений, тем проще в дальнейшем будет выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.

В случае обнаружения очевидных нарушений трудового законодательства в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражается место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам. Подписание руководителем или представителем учреждения протокола не означает согласия с его содержанием. Хотя инспектор может ограничиться предписанием об устранении выявленного нарушения. В нем проверяющий перечисляет требования об устранении нарушений и указывает срок их устранения. К этому сроку учреждение обязано предоставить письменную информацию об устранении выявленных нарушений или принятии мер по их устранению (нужно приложить копии локальных нормативных актов по данному вопросу).

Когда инспектором проведены все проверочные мероприятия, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю организации или его заместителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле ГИТ. В данном случае следует обратить внимание, что нарушение указанного требования со стороны сотрудников инспекции труда может повлечь отмену решений, принятых на основании акта проверки.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором производится запись о наименовании ГИТ, дате, времени проведения, основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.

Судебная практика по делам об оспаривании решений инспекторов ГИТ о привлечении работодателей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства позволяет сделать вывод, что основанием для применения мер ответственности являются как единичные нарушения требований ТК РФ, так и их совокупность. При этом размер штрафа не всегда зависит от количества выявленных нарушений (Постановления ФАС МО от 27.11.2006 N КА-А40/11424-06, от 20.12.2006 N КА-А40/12174-06, от 08.11.2006 N КА-А40/10787-06, ФАС ЗСО от 26.07.2007 N Ф04-5021/2007(36614-А81-29)).

Таким образом, при наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, а также при установлении вины работодателя или руководителя организации в совершении правонарушения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены названные лица одновременно или одно из них в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 - 19.7, п. 2 ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд.

Решения инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в суд.

Работодатель может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт либо дать оценку действиям соответствующих органов и должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают его права либо законные интересы. Так, например, подписание акта проверки еще не означает, что работодатель согласен с его содержанием, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным документом. При подписании протокола, составленного на основании нарушения трудового договора, работодатель может отразить в нем также все свои замечания.

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ (ст. 383 ТК РФ).


Исполнение решений инспекции труда

Итак, проверка проведена. Вам вручены акт, протокол и предписание. Согласно ст. 357 ТК РФ предписание обязательно для исполнения. Проверяющий представитель ГИТ перечисляет в предписании требования об устранении нарушений трудового законодательства, отмеченных в акте проверки и протоколе, и указывает сроки их устранения. К указанному сроку работодатель обязан предоставить письменную информацию по каждому пункту предписания об устранении нарушений или о принятых мерах. Она может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, а также платежных поручений, ведомостей оплаты труда и т.д.

Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее чем в 15-дневный срок со дня составления протокола и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ). Рассматривает его, как правило, инспектор, проводивший проверку, хотя закон не запрещает передать его другим должностным лицам ГИТ. По результатам рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Второй вариант возможен, в частности, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Кроме того, может быть вынесено определение о передаче дела судье, уполномоченному назначить административное наказание в виде дисквалификации.

В случае согласия с решением госинспектора труда лицо, привлеченное к административной ответственности, выполняет данное решение, в том числе уплачивает назначенный административный штраф в срок не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении этого времени при отсутствии документа, который свидетельствует об уплате штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю. Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы наложенного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

А если работодатель не согласен с решением проверяющего?

Если работодатель не согласен с результатами проверки или с полученным ответом, то он может в соответствии со ст. 361 ТК РФ обжаловать действия государственного инспектора труда в порядке подчиненности, то есть к руководителю ГИТ в субъекте РФ или в суд в течение десяти дней с момента получения предписания.

При несогласии с действиями руководителя ГИТ в субъекте РФ его решения могут быть обжалованы Главному государственному инспектору труда РФ, а также в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ, как уже говорилось, обжалуются только в суд.

Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, это либо работодатель, действия которого признаны неправомерными, либо работник (или его представитель), заявление которого в ГИТ признано необоснованным. Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела. А вот постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ. Согласно ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью. Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции. Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006).

Согласно п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.

Внимание! Если постановление было выслано по почте, то доказательством даты его получения будет оттиск почтового штемпеля на конверте или дата, указанная в уведомлении о получении.

Если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска, и по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины. Порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности предусматривает ст. 30.2 КоАП РФ. Помните, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Иные основания оспаривания предписания и протоколов
об административном правонарушении, составленных ГИТ

Обжаловать документы, составленные инспектором, можно не только в том случае, если работодатель не согласен с инкриминируемым правонарушением или действиями проверяющих. Иногда инспекторы, составляя тот или иной документ, пренебрегают правилами их составления и забывают указать некоторые обязательные условия. Например, существенным недостатком составления протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ст. 28.2 КоАП РФ, или иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении.

Названная статья содержит требования к составлению протокола, которые продиктованы обязанностью обеспечить гарантии защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); то, что при составлении протокола названному лицу разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (ч. 3), что указанному лицу предоставлена возможность ознакомления с протоколом и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). Причем это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в нем делается соответствующая запись (ч. 5). Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (ч. 6).

Например, если инспекторы ГИТ не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то проверяющие не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“). В итоге постановление, протокол или предписание могут быть отменены.

Внимание! В административном законодательстве законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.

Также смело можно обжаловать результаты проверочных мероприятий, если:

Лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий;

В приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки;

Проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.

Редко когда встретишь кадровика, который бы не боялся проверки ГИТ. И это не удивительно: действующие нормативные документы порой настолько не согласованы между собой и содержащиеся в них положения столь неопределенны, что от ошибки не застрахован никто. Да и инспекторы тоже люди и... тоже могут ошибиться. Как же быть, если вы, ваша организация категорически не согласны с выводами проверяющего. Во время проверки убедить в этом инспектора вы не смогли. Он остался при своем мнении, вы - при своем. Что делать в этом случае? Куда обращаться? В какой срок?

Любая проверка, проводимая Государственной инспекцией труда, заканчивается с определенным результатом.

Виды решений по результатам проверки ГИТ:

Вид 1. Нарушений не установлено.

То есть инспектор после проверки делает вывод о том, что нарушений по тому вопросу, который он проверял, у вас не установлено.

Инспектор приходит на плановую проверку, допустим, по вопросу массового сокращения численности работников и нарушений в процедуре проведения сокращения численности работников не выявляет.

В таком случае инспектор оформляет акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства, в котором отражает, какие документы в ходе проверки были исследованы, на основании чего был сделан вывод об отсутствии у вас нарушений. Акт оформляется в двух экземплярах и подписывается двумя сторонами проверки: проверяющим и проверяемым.

Вид 2. Выявлены нарушения.

Если в ходе проверки выявляются нарушения трудового законодательства, то инспектор либо ограничивается выдачей предписания об устранении выявленных нарушений, либо, кроме этого, привлекает к административной ответственности за эти нарушения.

Акт проверки оформляется инспектором в двух экземплярах и в обязательном порядке выдается представителю проверяемого работодателя.

Таким образом, вы обязательно будете ознакомлены с результатами проверки под роспись и получите один экземпляр документа.

СЛОВО - ЗА РАБОТОДАТЕЛЕМ

Работодатель, получая предписание, которое обязывает его совершить определенные действия по исправлению нарушений, или постановление о назначении административного наказания, вправе согласиться или не согласиться с выводами инспектора и принятыми им мерами инспекторского реагирования.

Если он соглашается, то исполняет возложенные предписанием требования.

Если не соглашается, то может воспользоваться своим правом на обжалование действий инспектора.

Недавно у нас проводилась проверка ГИТ, по результатам которой было выявлено несколько нарушений трудового законодательства. Наш юрист не согласен с выданным предписанием и наложенным административным наказанием, но обжаловать его не хочет, так как считает, что это бессмысленно - все равно суд будет на стороне ГИТ. Действительно ли это так или все-таки стоит попробовать?

В процессе работы часто возникают ситуации, когда у инспектора и юриста предприятия, представляющего интересы работодателя при проверке, расходятся мнения по какому-либо вопросу. В этом нет ничего страшного. Они выслушивают аргументы друг друга, обсуждают их. Если все же не приходят к общему профессиональному знаменателю, инспектор выдает предписание и накладывает штраф. Юрист не соглашается и обжалует.

Бывает, суд, где обжаловалось предписание, заканчивался в пользу инспектора - предписание признавалось законным и обоснованным. Бывает, что суд отменяет пункт, с которым не была согласна организация, посчитав ее доводы более убедительными, чем правовая позиция инспектора. Поэтому, конечно, если вы уверены в том, что нарушений трудового законодательства у вас не было, обратиться за защитой в суд все-таки следует . Кроме того, есть еще одна причина, почему нужно отстаивать свои права.

Предположим, на директора предприятия наложен штраф 1000 руб. Директор категорически не согласен, не признает своей вины, считает, что он по отношению к работнику трудового законодательства не нарушал, готов это подтверждать документами. Но решает, что штраф 1000 руб. - это не так уж много, да и процедуру обжалования начинать не хочется или нет времени. Постановление о назначении административного наказания вступило в силу, штраф уплачен.

И вот здесь кроется самая настоящая ловушка. Раз директор не обжаловал, значит, согласился, что нарушил трудовое законодательство.?

А при повторном нарушении трудового законодательства за аналогичное правонарушение в течение года может решаться вопрос уже о дисквалификации руководителя организации.

СПОСОБЫ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ГИТ

Если вы решили, что будете обжаловать решение ГИТ, то у вас есть два варианта поведения: обратиться в суд или к вышестоящему должностному лицу. Нельзя сказать, что какой-то путь лучше или хуже, где-то больше шансов, а где-то меньше. Оба они влекут одинаковые юридические последствия.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы только в суд.

Способ 1. Обжалование предписаний ГИТ вышестоящему должностному лицу

Обжаловать предписания ГИТ можно вышестоящему должностному лицу. В качестве адресата в данном случае указывается ГИТ того региона, чей инспектор вам выдал предписание.

Недавно у нас проводилась проверка ГИТ, по результатам которой нам вынесли предписание о нарушении трудового законодательства. Мы категорически не согласны с данным предписанием и собираемся его обжаловать в вышестоящую инстанцию. Но дело в том, что мы не знаем имя руководителя того инспектора, который проводил у нас проверку. Каким образом можно узнать такие данные и нужно ли это делать?

Такие данные можно узнать у самого инспектора, он их вам назовет. Но если вы подадите заявление с адресатом «Государственная инспекция труда», руководитель инспекции все равно поручит рассмотреть его и подготовить решение соответствующему руководителю инспектора по подчиненности, и оно будет рассмотрено.

Обратите внимание! Работодатель может обжаловать все предписание, если полностью с ним не согласен, или конкретный его пункт (пункты)

К заявлению лучше приложить копию акта проверки и предписания, с которым вы не согласны. Вы можете обжаловать все предписание, если вы с ним не согласны в полном объеме, или конкретный его пункт (пункты), если по другим у вас возражений нет - в этом случае будет рассматриваться вопрос о законности этого конкретного пункта (пунктов).

Для рассмотрения вашего заявления и вынесения решения руководитель инспектора попросит у него все материалы проверки (копии документов, представленные ему для проведения проверки), акт, предписание.

После рассмотрения вашего заявления и принятия по нему решения, оно будет вручено вам под роспись либо выслано по адресу вашей организации заказным письмом.

Способ 2. Обжалование предписаний ГИТ в суд

Если вы решили обжаловать действия инспектора, то вы вправе сделать это и в судебном порядке. В этом случае подается административное исковое заявление на предписание государственного инспектора труда в суд.

Порядок обжалования предписания с судебном порядке регулируется гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ).

С административным исковым заявлением работодатель должен обращаться в суд общей юрисдикции. Статья 24 КАС РФ закрепляет подсудность по выбору истца. Это означает, что административный истец вправе выбрать, в суд общей юрисдикции какого района ему обратиться – по месту нахождения ГИТ или по месту нахождения организации.

Обжалование предписания трудовой инспекции может проводиться двумя способами: по подчиненности или в судебном порядке. В первом случае действия инспектора труда оспариваются путем подачи заявления руководителю соответствующей инспекции труда. Также предусмотрена возможность обращения с жалобой к главному государственному инспектору труда РФ.

Лицу, которому направлено предписание государственной инспекции труда, предоставлена возможность самостоятельно выбрать способ обжалования. При этом необходимо учесть, что постановления о назначении наказания в виде приостановления деятельности могут обжаловаться только в судебном порядке.

Сроки и порядок обжалования предписания

Сроки, в которые может проводиться оспаривание предписания трудовой инспекции в порядке подчиненности, законодательством не установлены. Для подачи жалобы в судебные инстанции предусмотрен 10-дневный срок обращения.

Если обжалуется постановление об административном правонарушении, вынесенное инспектором труда, то в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, оно может быть оспорено в течение 10 дней с момента его получения.

Жалоба, поданная в вышестоящий орган, должна быть рассмотрена не позже 30 дней с момента ее подачи. Если заявитель не получит ответ в указанный срок, то в течение 3-х месяцев он может обратиться в суд. В случае отказа вышестоящего органа, работодатель имеет право в течение месяца обжаловать его решение через суд.

Как составить жалобу на решение государственного инспектора труда

Существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при оформлении жалобы. В документе должны быть указаны:

  • наименование и реквизиты органа или должностного лица, в адрес которого направляется заявление;
  • почтовый адрес и наименование работодателя или Ф.И.О. должностного лица, которое обжалует действия инспектора труда;
  • реквизиты обжалуемого документа с перечислением фактов и доказательств, на основании которых заявитель считает решение трудовой инспекции незаконным;
  • просительная часть, в которой указываются требования заявителя (например, отменить предписание инспекции труда или признать действия инспектора неправомерными).

При подаче жалобы необходимо иметь два экземпляра документа, первый из которых передается в канцелярию, а на втором проставляется входящий номер, свидетельствующий о принятии документа к рассмотрению. Также жалоба на предписание трудовой инспекции может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением.

Определение подсудности

Прежде, чем направить ответ на предписание трудовой инспекции, необходимо определиться с подсудностью рассмотрения данного вида споров.

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут подать жалобу:

  • вышестоящему должностному лицу или его заместителю;
  • в вышестоящий орган;
  • главному инспектору труда РФ или его заместителям;
  • в районный суд.

Жалобы юридического лица или лица, осуществляющего экономическую деятельность, также направляются в суд общей юрисдикции, так как они вытекают из трудовых отношений между работником и работодателем, и не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Образец заявления о признании незаконным предписания государственного инспектора труда скачать .

Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерации
об административных

Правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Федерации об административных

Правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).