Контроль почвы на границе сзз. Контролируем Загрязнение Атмосферного Воздуха в СЗЗ! Инструкция По Применению! Учет физических факторов при установлении СЗЗ

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом , не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

Где кроется корень зла?

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций . Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 1.2 действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся , реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г. , т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется . Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

Ситуация № 1

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ :

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Ситуация № 2 (обратная)

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью , но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапа х разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I-V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

  • основные этапы :

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

  • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I-III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями .

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III-V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно .

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

«Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам .

После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ» ? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона , выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

Извлечение
из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
«О санитарно-защитных зонах»

[…]
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
[…] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
[…]

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности , СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия , однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Подробнее о разработке данного документа см.:

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6-8;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10-21;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7-11;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10-12;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21-28;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15-18 (прим. редакции) .

В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

Аттестат об аккредитации лаборатории "Охрана. Безопасность"

Лабораторный контроль самого промышленного объекта и окружающей его санитарно-защитной зоны является одним из важнейших мероприятий экологического контроля. Будучи своеобразным буфером, смягчающим последствия негативного воздействия промышленного предприятия на близлежащие жилые районы, санитарная зона является областью, к которой предъявляются особые требования.

В первую очередь, эти требования касаются атмосферного воздуха, как среды, наиболее часто подвергающейся загрязнению. Предприятия, опасные для воздушного пространства, обязаны организовать достаточно обширную СЗЗ, чтобы вредные вещества, выбрасываемые в атмосферу в процессе деятельности объекта, успели рассеяться. Лабораторный контроль воздуха, взятого на границе между санитарно-защитной и жилой зонами, призван проверить чистоту и качество воздуха, а, следовательно, и подтвердить - или опровергнуть - тот факт, что СЗЗ выполняет свою основную функцию.

Цели исследования воздуха на границе СЗЗ:

  • Определение границы СЗЗ на стадии ее проектирования. Проходит с учетом объемов предполагаемых вредных выбросов в атмосферу.
  • Подтверждение границ СЗЗ. Предполагает взятие проб из определенных контрольных точек на границах зоны.
  • Сокращение границ СЗЗ. Для сокращения размера санитарно-защитной зоны предприятию необходимо представить обоснование: подтверждение безопасности и соблюдения нормативов на границе СЗЗ, подкрепленное инструментальными замерами качества атмосферного воздуха на границе СЗЗ и нормируемой территории.
  • Получение разрешения на строительство или ввод объекта в эксплуатацию.
  • Периодическое проведение производственного экологического контроля.

Нормативные документы

Эти мероприятия проводятся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

В этих постановлениях содержатся:

  1. Требования к ограничениям в работе промышленных предприятий, оказывающих негативное влияние на атмосферу;
  2. Нормативы атмосферного воздуха на границе СЗЗ;
  3. Правила организации СЗЗ;
  4. Методы проведения исследований лабораторного контроля атмосферного воздуха.
  5. Ими руководствуются компании, осуществляющие проверку проб атмосферного воздуха, взятых на границах СЗЗ.

Осуществление контроля воздуха на границе СЗЗ

Исследование воздуха является одной из составляющих комплекса мероприятий, призванных определить, насколько экологический контроль на объекте соответствует законодательным нормам. Пробы берутся при наличии определенных погодных условий, и время проведения исследования обычно согласовывается заранее.

При анализе воздуха на границах СЗЗ определяется процентное соотношение в нем вредных для здоровья химических веществ. В случае если их количество не превышает установленных норм, составляется положительное экспертное заключение.

Аккредитованная лаборатория «Охрана. Безопасность», входящие в состав компании «Аттэк», предлагает свои услуги по исследованию атмосферного воздуха на границах СЗЗ. Наши специалисты осуществляют полный спектр мероприятий - от взятия проб до оформления итогового заключения.

Лаборатория оборудована современными измерительными приборами, что, вкупе с опытом и квалификацией наших экспертов, позволяет гарантировать качество проводимых исследований.

Контроль почвы на границе СЗЗ (санитарно-защитных зон) – это мероприятие, которое предусмотрено законодательством. Необходимо это для обеспечения безопасности населения, атмосферы, культурных и иных растений и т.д.

Такая обязанность лежит на владельце объекта, являющегося источником загрязнения и имеющего подобные зоны. Сами замеры, а также их исследование, выполняются специализированными компаниями, имеющими соответствующие сертификаты и лицензии.

Контроль почвы на границе СЗЗ как мероприятие обязательно предусматривается в проекте организации этих зон. При их отсутствии проект просто не пройдет проверку.

После осуществления контроля почвы возможны следующие варианты развития событий. Если превышений загрязняющих веществ нет, то экологическая ситуация признается удовлетворительной. Если же превышения присутствуют, то необходимо установить их причины:

  • исследовать загрязняющие факторы, особенно неучтенные ранее;

  • исследовать качественное состояние ранее учтенных факторов и т.д.
  • Как только причина установлена, необходимо ее либо устранить, если имеется такая возможность, либо разработать и согласовать новые пределы санитарно-защитной зоны.

    В том случае если контроль почвы на границе ecolusspb.ru показывает превышение допустимых норм загрязняющих веществ, то возможна материальная и административная ответственность виновной компании или индивидуального предпринимателя, но с обязательствами виновника исправить ситуацию.

    Частота осуществления контроля предусматривается проектом создания СЗЗ, она в любом случае не должна быть реже, чем 1 раз в год. Особенно серьезно государственные органы относятся к радиационным объектам, проверка почв возле них регламентируется СП (санитарными правилами) 2.6.1.2216-07 (2007 года).

    При этом в нашей стране большое количество предпринемателей и компаний, которые имеют предприятия подходящих под данный список. Но чаще всего данные предприятия действительно необходимы общественности.

    Просто в данной ситуации важно сделать все с умом и по закону. Исходя из частотности проверки СЗЗ, можно единожды год выплачивать комиссию или штраф, но при этом продолжать свою деятельность, чем изначально избегать оплаты, и потом довести все дело под суд.

    Лучше всего изначально обеспечить свое производитство всем необходимым обрудованием, которое поможет реализоывать работу, без выбросов опасных веществ. Ведь прогресс не стоит на месте и в мире появилось большое количество средств, которые могут помочь в данной ситуации.

    Не смотря на дороговизну оборудование и средств, потраченные деньги окупятся в процессе производитсва. Тем более там будет легче получиь легальный доступ к реализации своей производственной деятельности.

    Согласно п. 5.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» инструментальные замеры в контрольных точках на границе санитарно-защитной зоны, по договору с предприятием должна выполнять специализированная аккредитованная организация.

    На границе санитарно-защитной зоны исследования рекомендуется проводить в 2-х точках с учётом направления ветра (точки обозначены на карте-схеме в приложении 2), сезонов года и в одной точке на границе ближайшего жилья. В дни снегопадов и обильных осадков исследования проводить не рекомендуется, ввиду неточности снятых результатов. Установлено, что в год необходимо проводить 50 проб в год (РД-52.04.186-89 – Руководство по контрою загрязнения атмосферы).

    В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне ООО «Эко Лэнд» будут приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

    Контроль осуществляется специальной организацией, для каждого загрязняющего вещества установлена своя периодичность, и свой метод контроля. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.

    Для измерения концентрации загрязняющих веществ на границе сан зоны отбирается ряд проб атмосферного воздуха, при помощи Аспиратора для отбора проб воздуха ТУ 64-1-862-77. Прибор состоит из электродвигателя, небольшого воздушного насоса (побудитель расхода) и нескольких ротаметров (индикаторы расхода).

    В среднем отбор проб на основные загрязняющие вещества в контрольных точках осуществляется ежеквартально и разово, исследование концентрации производится в лабораторных условиях методом газовой хроматографии.

    Для получения наиболее точного представления о состоянии атмосферного воздуха возможно установление стационарных постов наблюдения с газоанализаторами на диоксид серы оксиды азота, углерода в контрольных точках на границе СЗЗ, которые будут автоматически отбирать пробы несколько раз в сутки, более частый отбор проб необходим при неблагоприятных метеорологических условиях.

    заключение

    Основным видом воздействия проектируемого полигона на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ в период эксплуатации.

    При нормальном технологическом режиме работы полигона загрязнение атмосферы происходит за счет выбросов загрязняющих веществ от организованных и неорганизованных источников выбросов. В основу системы контроля положено измерение расходов, определение концентраций вредных веществ в выбросах, установление по этим данным массы выбрасываемого вещества и сопоставление последнего показателя с утвержденными нормативами ПДВ на источниках.

    Помимо воздействия на воздушную среду, полигон ТБО оказывает влияние на почвенный покров и водную среду. Для предотвращения загрязнения подземных вод предусматриваются следующие мероприятия: устройство водонепроницаемого «экрана» в основании полигона из геомембраны с защитным слоем из суглинка, поверх защитного слоя для отвода фильтрата укладывается дренажный слой из щебня; устройство наблюдательных дренируемых колодцев для наблюдения за динамикой накопления фильтрата; устройство водоупорного экрана, исключающего выход фильтрата и попадание его в нагорную канаву; устройство контрольно-дезинфицирующей железобетонной ванны для обмыва колес мусоровозов.

    Качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов. Организован радиометрический контроль, каждого мусоровоза.

    Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливаются для предприятий I, II, III классов опасности и неклассифицированных объектов. Для предприятий IV и V классов опасности разработка проекта СЗЗ не требуется.

    В Письме Роспотребнадзора от 22.07.2016 г. N 09-15453-16-16 "О контроле загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с изменениями N 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" разъяснено, что производственный контроль нормативов на границе СЗЗ включает в себя:

    • натурные инструментальные исследования атмосферного воздуха,
    • измерения уровней физического воздействия на атмосферный воздух,
    • данные производственного контроля.

    План производственного контроля утверждает руководитель предприятия.

    План-график проведения замеров, перечень веществ, периодичность исследований, условия проведения натурных измерений при производственном контроле на границе СЗЗ устанавливает территориальный орган Роспотребнадзора.

    Контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", а также РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы".

    Лаборатория «АЛЭМ» аккредитована, в том числе, на проведение натурных исследований атмосферного воздуха по широкому спектру веществ, физических факторов. Наши специалисты помогут грамотно провести процедуру установления окончательных размеров СЗЗ для Вашего предприятия.

    Кроме того, Вы можете заказать у нас отчет по инвентаризации источников выбросов и разработку тома ПДВ .

    Для определения стоимости исследований, пожалуйста, направьте нам по электронной почте заявку в произвольной форме с указанием перечня веществ, количества источников выбросов и периодичность проведения испытаний. Данную информацию Вы можете найти в документе «План-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах)», который входит в состав утвержденного тома ПДВ.

    Если у Вас возникнут вопросы, мы постараемся Вам помочь. Все наши специалисты имеют профильное образование, профессиональный опыт и необходимые допуски для проведения работ.

    Перечень документов для разработки проекта СЗЗ

    1. Реквизиты предприятия
    2. Сведения о наличии/отсутствии арендаторов
    3. Ситуационная карта-схема расположения предприятия с указанием санитарно-защитной зоны, выданная Управлением информационного обеспечения градостроительной деятельности (УИОГД) Комитета по градостроительству и архитектуре.
    4. Карта-схема предприятия
    5. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
    6. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ).
    7. Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования. Схема систем вентиляции с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки.
    8. Технические характеристики котлов (при наличии котельной).
    9. Данные по автотранспорту предприятия и автотранспорту сторонних организаций, въезжающему на территорию предприятия (количество и тип автотранспортных средств, количество и вместимость автостоянок, количество въездов/выездов автотранспорта).
    10. Фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферу для района расположения предприятия (по данным ГУ «Санкт-Петербургский ЦГСМ-Р»).
    11. Метеорологические характеристики района расположения предприятия (по данным ГУ «Санкт-Петербургский ЦГСМ-Р»).
    12. Письмо о координатах привязки, выданное ФГУ «ЦЛАТИ по СЗ ФО»