Управление профессиональными рисками в области охраны труда. Оценка профессиональных рисков: применение международного опыта на российском металлургическом предприятии Описание рисков по охране труда предприятия цзл

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 года N _____

1. Общие положения

1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.

2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее - Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;

в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям, возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.


г)1 регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:

а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.

2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.

2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик.

Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет.

3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

Систематический, независимый и документируемый процесс получения "свидетельств аудита" и их объективного оценивания для определения степени соответствия "критериям аудита".

3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д)* подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

________________



4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности, так и на повышение осведомленности персонала.

Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки.

4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а) представители работодателя;

б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками;

Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками.


г) организация и проведение внутренних аудитов;

е)* допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность.


а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;

в)* человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)* инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков.

Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья.

4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками

4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией :

а) устранение риска;

б) замена одних рисков другими, менее значимыми;

в) применение технических средств снижения уровня риска;

г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;

д) применение средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) персонала.

При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.

4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:

Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий.


1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в) использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г) работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих местах, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б) документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;

д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;

е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия

4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:

а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4. Работодателем в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.

4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:

а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6. Работодатель должен создать условия для:

а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;

Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти.


г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда;

Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда.


ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.

4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

Невыполнение требования.


г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направлены на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита.

Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита.

5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством с целью формирования корректирующих действий по улучшению системы управления профессиональными рисками.

Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации.

6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

7. Требования к надзору и контролю

7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минздравсоцразвития России
www.mzsrrf.ru
по состоянию на 28.11.2011

Грамотно проведенная оценка профессиональных рисков позволяет работодателю значительно улучшить условия работы персонала и снизить затраты на охрану труда. Расскажем об алгоритме расчета профрисков.

Читайте в статье:

Оценка профессиональных рисков на предприятии: цели

При проверках ГИТ уже начала штрафовать предприятия за отсутствие оценки профрисков, хотя утвержденной методики её проведения пока нет. Штраф для юридических лиц составляет от 50 000 до 80 000 руб. Такая позиция ГИТ обоснована: ст. 212 Трудового кодекса требует создания на предприятии СУОТ, включающей управление профессиональными рисками.

Правильно проведенная оценка профрисков позволяет определить «слабые» места в охране труда на конкретном предприятии. Планирование мероприятий по безопасности будет гораздо эффективнее, если ориентироваться на результаты такого анализа. Определение приоритетов поможет правильно направить ресурсы работодателя (финансовые, юридические и т.д.), обосновать компенсации за потенциальный вред здоровью персонала. Как итог, предприятие получает снижение затрат на охрану труда, уменьшение количества профзаболеваний, ущерба от них.

Оценка профрисков, производимая системно, постоянно, становится частью системы управления предприятием в целом. Появляется возможность прогнозирования показателей профтравматизма, расходов на охрану труда. Такой расчет ложится в основу обоснования управленческих решений и анализа эффективности менеджмента.

Методика оценки профессиональных рисков

Поскольку методика оценки не утверждена, работодатель вправе воспользоваться любой из существующих. Перечислим самые известные: Risk assessment code, прямые количественные методы (Британский стандарт BS-8800), метод построения Графа оценки риска, Risk score, расчет согласно стандарту ДСТУ OHSAS 180001 – 2007, косвенный метод на основе ранжирования уровня требований (индекс ОВР) и т.д. Один из самых простых и эффективных – метод Файна–Кинни. Можно провести процедуру самостоятельно или же воспользоваться услугами сторонней экспертной организации.

Пошаговый алгоритм

Предлагаем вам воспользоваться следующей схемой оценки.

Есть такие ошибки, которые лучше предотвращать, чем устранять их последствия. Особенно актуальным такой подход становится, когда речь идет о жизни и здоровье работников. Вредные условия труда и неверные действия персонала могут привести к потере здоровья, профессиональным заболеваниям и даже смерти. Согласитесь, никакие компенсации за причиненный в процессе труда вред здоровью не могут сравниться по своей пользе для работника и работодателя с методами коллективной защиты, оптимизации, снижения и устранения риска. Выявить наиболее уязвимые элементы производства и определить уровень защиты персонала от опасности поможет анализ риска. О том, как внедрить его в программу инструктажей по охране труда, мы сегодня и поговорим.

Впервую очередь напомним, что в организации проводятся следующие виды инструктажей работников по охране труда:

  • вводный;
  • первичный на рабочем месте;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Проведение инструктажа по охране труда включает в себя следующие процедуры.

Процедура 1. Ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами.

Процедура 2. Изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах работодателя, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации.

Процедура 3. Проверка навыков применения безопасных методов и приемов выполнения работ.

Обратите внимание! Процедура инструктажа по охране труда регламентирована постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Проведение инструктажей должно быть надлежащим образом оформлено. Проведение вводного инструктажа фиксируется в журнале регистрации вводного инструктажа (приложение 1). Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, подписан лицом, ответственным за его ведение, и скреплен печатью организации. Ответственным за хранение назначается сотрудник службы охраны труда.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи документально оформляются в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (приложение 2).

Несмотря на то, что профессиональные инструктажи являются одним из основных способов предотвращения травматизма, анализ их проведения показывает, что если на многих предприятиях первичному инструктажу еще уделяется серьезное внимание, то повторный чаще всего проводится формально. А ведь его задача - закрепление у добросовестного работника навыков безопасных приемов работы на рабочем месте и документальное подтверждение допуска к работе. В случае же, если у работника недостаточно знаний, то повторный инструктаж проводится с целью определения возможности его допуска к работе, а также для инструктирования и последующей проверки у него навыков безопасных приемов и методов работы.

«ИДЕАЛЬНЫЙ» ИНСТРУКТАЖ

Инструктаж должен быть ориентирован на анализ, устранение, снижение и управление профессиональным риском на производстве. При этом необходимо учитывать, что уровень риска при работе с вредными и опасными производственными факторами признается приемлемым в том случае, если возможный ущерб здоровью работника и окружающей среде намного ниже получаемой выгоды. Выявление опасностей в процессе инструктажа позволяет работникам оценить риск и степень защиты.

В процессе инструктажа необходимо ответить на пять вопросов: кто, что, зачем, когда и как должен делать при исполнении трудовых обязанностей.

Кстати сказать

Ряд аварий в потенциально опасных отраслях промышленности, в т. ч. на атомной станции в Японии, заставляет задуматься о том, что принцип «реагировать и исправлять», являющийся основным в концепции «техники безопасности», не отвечает требованиям времени. Ориентирование техники безопасности на источник опасности, наращивание количества систем безопасности без устранения возможных причин аварий и несчастных случаев, концентрация внимания только на «узких местах» производства и произошедших инцидентах ставит специалистов по охране труда в положение пожарной команды, лихорадочно реагирующей на кризисные ситуации, используя метод проб и ошибок.

Выходом из создавшегося положения является концепция приемлемого риска, в основе которой - принцип «предвидеть и предупреждать». Данная концепция возникла за рубежом и многие годы тщательно оберегалась. Она основана на знании объективно существующих опасностей, законов природы, физико-химических закономерностей развития аварии и снижении обусловленного ими ущерба.

Концепция приемлемого риска требует изменения традиционно сложившегося у специалистов по охране труда менталитета: система безопасности должна быть ориентирована на человека как на объект, подвергающийся опасному воздействию, а не на источник опасности. Защита человека должна быть приемлемой - только при таких условиях работа может выполняться. В связи с этим возникло понятие «профессиональный риск».

Обратите внимание! Процедура повторного инструктажа предусматривается действующей на предприятии системой управления охраной труда, разрабатываемой в соответствии с рекомендациями ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»

Ответ на вопрос «что?» предусматривает четкое разделение процедур выполнения работ, а именно указание видов выполняемых работ и их последов ательности.

Например, трудовым договором и производственной инструкцией определено, что работник механического цеха выполняет несколько видов работ:

  • заточку;
  • фрезерные;
  • токарные.

Работник должен быть проинструктирован по каждому из перечисленных видов работ.

Для каждого вида работ выделяют:

  • процедуры подготовки к выполнению работы (начало);
  • процедуры во время выполнения работы;
  • процедуры по окончанию работ;
  • действия в аварийной ситуации.

Для каждой профессии по выполнению каждого вида работ на предприятии должна быть утверждена инструкция по охране труда , а также стандарт выполнения работ и (или) технологический регламент производства (и (или) технологическая карта выполнения работ).

Какие требования предъявляются к содержанию инструкции по охране труда?

Инструкция по охране труда может быть интегрированной или отдельной по каждой профессии и каждому виду работ, но в любом случае она должна содержать требования к безопасным приемам и методам выполнения работ, распределению полномочий на всех этапах работы, а также предусматривать правила безопасности для любой ситуации , в т. ч. обеспечивать защиту от «дурака».

Обычно работодатели ведут журнал учета инструкций по охране труда (приложение 3). Номера инструкций, знание которых проверяется во время инструктажа, указываются в журнале регистрации инструктажа. В установленных случаях предусмотрено проведение внепланового и целевого инструктажа, а также выдача наряда-допуска на производство работ.

Действия, выполняемые на каждом из этапов работ (при подготовке к работе, в процессе ее исполнения, по окончании работы, в аварийной и чрезвычайной ситуациях) - разные, поэтому и процедуры безопасности различаются. При этом необходимо помнить, что процедуры управления остановкой и окончанием работ имеют приоритет над управлением пуском. В аварийной ситуации нужно действовать быстро и четко, а перед началом выполнения работ обычно возможно или даже необходимо выполнить простую процедуру - «Остановись и подумай: все ли учтено?».

На нашем предприятии в прошлом году произошло несколько несчастных случаев. По результатам расследований установлено, что большинство из них произошло не столько из-за грубых ошибок самих пострадавших сотрудников, сколько из-за их невнимательности и неправильной оценки производственной ситуации. Сейчас по распоряжению руководства мы проводим различные мероприятия, чтобы обеспечить безопасность на производстве. Что мы можем рекомендовать руководителям работ - мастерам, начальникам участков и др.??

В начале рабочей смены руководителю работ (да и любому исполнителю) рекомендуется потратить несколько минут на выполнение следующих действий по безопасности:

  • оценка безопасности рабочей площадки, здания, сооружения, рабочей зоны;
  • оценка безопасности оборудования и применяемых инструментов;
  • оценка требований безопасности при работе с химическими материалами, заготовками, препаратами;
  • оценка состояния здоровья персонала и допуска работника к выполнению работ.

Руководителю работ необходимо оценить изменения, произошедшие за то время, пока он отдыхал или отсутствовал. Высококвалифицированный руководитель делает эту работу, как говорится, «на автомате».

«Остановись и подумай!» означает: оцени опасности, риски, способы защиты, последовательность действий и только после этого приступай к выполнению задачи.

Многочисленные несчастные случаи происходят из-за того, что работник не подумал и перепутал оборудование, инструменты или в начале смены не получил предписанные средства индивидуальной защиты.

Так, на одном из химических предприятий ремонтные рабочие вместо сосуда с безопасным веществом по ошибке открыли аппарат с серной кислотой, в результате чего получили смертельные ожоги.

Аналогичные ошибки допускаются электротехническим и ремонтным персоналом, когда ими не оценивается обстановка и не проверяется наличие тока в ремонтируемой линии или когда обесточивается не та электрическая линия, запускается оборудование, еще находящееся в ремонте.

Часто к гибели рабочих приводит включение электротока или технологических схем неуполномоченным персоналом.

А ведь требования безопасности предписывают до начала выполнения работ вывешивать знаки безопасности: как запрещающие выполнение определенных действий и предупреждающие об опасности, так и предписывающие, указывающие и подтверждающие безопасность.

Согласно Техническому регламенту о безопасности машин и оборудования (утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 753), вступившему в силу в сентябре 2010 г., на каждом аппарате, машине действующего производства обязательно должен быть указан номер, соответствующий технологической схеме производства, и знак маркировки находящегося в сосуде химического вещества или смеси. В приведенном выше примере на аппарате с серной кислотой отсутствовал знак, предупреждающий о наличии в сосуде коррозионноопас- ного вещества.

Совет Внушайте сотрудникам мысль о приоритете сохранения жизни и здоровья и необходимости применения соответствующей защиты в процессе работы

Травмируются работники и в процессе работы с движущимися частями машин и оборудования при этом часто из-за того, что специально выводят из строя имеющиеся блокировки, предохраняющие от несанкционированного пуска.

Нередки также несчастные случаи, ставшие последствиями пренебрежения средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Известен случай гибели в цеху двух работниц, в нарушение правил хранивших в ночную смену выданные им противогазы не на рабочем месте, а в личном шкафчике в гардеробной, хотя работа без соответствующих СИЗ была запрещена. Во время аварии женщины не сумели воспользоваться аварийным выходом из рабочей зоны, т. к. тот был захламлен, и были вынуждены идти через аварийную зону. Поскольку противогаза у работниц не было, они отравились токсичными веществами.

Сотрудник предприятия, проводящий инструктаж, должен знать, что ношение СИЗ часто вызывает дискомфорт, поэтому, чтобы работник постоянно применял СИЗ, необходимо внушать ему мысль о приоритете сохранения жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, акцентировать его внимание на опасностях, наносящих вред здоровью и жизни человека, и необходимости применения соответствующей защиты.

Вопрос «зачем проводится инструктаж?» связан с политикой предприятия в области охраны труда. Очевидно: чтобы приносить пользу, инструктаж должен проводиться с целью закрепить у работника навыки безопасной работы.

Обратите внимание! Для разовых, вредных и опасных работ необходимо проводить целевой инструктаж

Процедура организации инструктажа подразумевает необходимость выполнения определенных действий для ответа на вопросы «кто?» и «когда?». Это - составление графика проведения инструктажа с указанием времени его проведения, а также издание приказа, содержащего перечень лиц, которые проходят инструктаж и проводят его.

Периодичность проведения инструктажа регламентируется государственными нормативными требованиями к конкретному производству. Помните, что лица, уполномоченные проводить инструктаж, должны быть обучены в установленном законом порядке.

Наибольшие затруднения обычно вызывает ответ на вопрос «как проводить инструктаж?» . Именно на этом этапе рекомендуется определить профессиональные, технические, пожарные и экологические риски.

На какие моменты следует обращать особое внимание при проведе- И нии повторного инструктажа?

Для проведения повторного инструктажа следует составить программу, обязательно включающую следующие аспекты управления риском:

  • определение опасностей и рисков на рабочем месте;
  • оценка вероятности аварии, несчастного случая, вызванных опасностями, имеющимися на данном рабочем месте;
  • оценка масштаба последствий возможного инцидента, аварии;
  • оценка адекватности защиты от каждой опасности в начале работы, при ее исполнении и после окончания работы, во время возможных аварий и чрезвычайных ситуаций;
  • решение об адекватности защиты, приемлемости риска, контроль и управление риском.

В международном стандарте OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования» (Occupational Health and Safety Management Systems. Requirements) отмечено, что оценка риска начинается с идентификации опасностей, причин реализации опасностей в аварии и несчастных случаях, выявления признаков аварийной ситуации. Таким образом, прежде чем начать действовать, работник должен задать себе три вопроса:

1. Существует ли источник вреда и опасности?

2. Кому (чему) может быть нанесен вред?

3. Каким образом это может произойти?

ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ...

Основные опасности можно разделить на четыре группы.

Группа 1. Опасные здания, сооружения и рабочие площадки: работы на высоте или в ямах, подземные работы, возможность защемления, загромождения проходов, правильность складирования, работы на нескольких вертикальных уровнях, скольжение (падение) на горизонтальной поверхности, соответствие и исправность освещения, ограждений и их наличие, наличие в рабочей зоне авто- или железнодорожных путей, пешеходных дорожек, линий электропередач, проводимых рядом опасных (например, газоопасных, взрывоопасных) работ и т. д.

Группа 2. Опасное оборудование и машины: их травмоопасные элементы, движущиеся части аппаратов и машин, сосуды под давлением или с вакуумом, грузоподъемные механизмы, технические устройства, обуславливающие появление вредных физических факторов рабочей среды (шум, вибрация и ультра- или инфразвук, высокие температуры или холод, электрический ток и электромагнитные поля, высокое напряжение, излучения и т. д.), нарушение сроков планово-предупредительного ремонта оборудования, поверки средств измерения, контроля и регулирования, нарушение сроков диагностики и срока службы аппарата, соответствие инструментов вредной и опасной работе и т. д.

Группа 3. Опасные вещества и материалы: использование взрывоопасных, легковоспламеняющихся, горючих, окисляющих, инфекционных, коррозионноопасных, токсичных (ядовитых), радиоактивных веществ и аэрозолей фиброгенного действия, наличие маркировки, этикетки на таре и на аппарате, герметичность установки и целостность тары, штабелирование, наличие соответствующих средств защиты для обращения с опасными веществами, в т. ч. вентиляции, кондиционирования, средств для перелива, транспортирования и т. д.

Группа 4. Опасные действия и процедуры: необученный персонал, отсутствие навыков безопасного выполнения работы, работа без инструктажа на рабочем месте или разового инструктажа, работа без наличия и изучения инструкции ее безопасного выполнения, несоответствующие процедуры, связанные с вводом в эксплуатацию, процессом, техническим обслуживанием, модификацией, ремонтом и демонтажем, работы в установленных нормативными правовыми актами случаях без наряда-допуска, работа без СИЗ, монотонная и (или) напряженная работа, отклонения в здоровье работника, стресс, оскорбительные действия в отношении персонала, незапланированные действия и т. д.

Для обеспечения безопасности необходимо четко разграничивать понятия «опасность», «причины, приводящие к инциденту, аварии или несчастному случаю», «последствия». Рассмотрим на примере.

Выявлена опасность - взрывоопасное, токсичное вещество (природный газ), которое может образовывать взрывоопасную, токсичную смесь с воздухом.

Одной из причин образования взрывоопасной смеси является разгерметизация оборудования, образование взрывоопасной смеси в концентрационных границах взрываемости вещества.

Последствиями образования взрывоопасной среды для работодателя являются взрыв, авария, разрушение аппарата и рядом стоящих аппаратов и сооружений, пожар, осколочные поля, ударная волна, выброс токсичных веществ. Возможные последствия образования взрывоопасной, ядовитой смеси для работника : травма, ожог, отравление, гибель, а для экологии - загрязнение окружающей среды.

...И МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ОТ НИХ

После выявления опасностей, причин их реализации в инцидент (аварию) и последствий необходимо проанализировать методы защиты от каждой опасности, возможные причины инцидента (аварии), а также способы локализации и ликвидации его последствий.

Обратите внимание! Оценка рисков направлена на предотвращение возможной аварийной ситуации и защиту здоровья персонала

Инструктаж предполагает проверку знаний признаков нарождающейся аварийной ситуации, причин ее возникновения.

Например, появившийся посторонний шум или стук говорят о прибли жении или возникновении аварийной ситуации и необходимости аварий ной остановки агрегата.

Появление необычного шума может также свидетельствовать о разрушении парового трубопровода.

Посторонний, вновь возникший шум при наличии движущихся частей в аппаратах, увеличение вибрации, появление искрения указывает на возникновение поломки.

Появление капели на трубопроводе или перелив жидкости, покраснение обечайки аппарата, обледенение предохранительного клапана, провисание конвейера, прогнившие полы и лестницы также указывают на возникновение опасности аварии.

Приближение параметров рабочей среды к максимально (минимально) допустимому значению (к красной линии) на приборах контроля и регулирования, применяемых в технологических агрегатах, предполагает усиление внимания к технологическому процессу и свидетельствует о необходимости выполнения процедур защиты с учетом быстродействия средств управления производством, существующего запаса между регламентированными показателями и критическими параметрами процесса.

Работник должен быть уверен в своей защите, т. е. должен быть осведомлен о надежности, точности и быстродействии автоматических средств контроля и управления производством.

Работник обязан четко знать свои действия в случае срабатывания звуковой и световой сигнализации о возникновении аварийной ситуации, средств мониторинга производственной среды. Навыки работника по предотвращению аварии и несчастного случая должны проверяться во время повторного инструктажа. При этом должны проверяться именно навыки предотвращения, локализации и ликвидации аварийной ситуации, а не только теоретические знания.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) четко разделил на законодательном уровне вопросы охраны труда, регламентированные ТК РФ, и вопросы безопасности. Залог безопасности - доброкачественный проект, высокие технологии и высококвалифицированный персонал. Отсутствие любого из этих элементов может привести к аварии или несчастному случаю. Понимание того, за счет чего конкретное предприятие обеспечивает свою безопасность, позволяет владеть эффективными способами ее повышения.

Кстати сказать

В программу повторного инструктажа должны быть включены результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, поскольку назначение процедур аттестации - информировать работника о рисках, существующих на предприятии. Последующий производственный контроль рабочей среды позволяет оценить изменения результатов аттестации во времени.

Существование рабочих мест с вредными условиями труда допустимо только при технически недостижимых на сегодняшний день параметрах безопасности, от остальных вредных факторов должна быть предусмотрена эффективная защита - за счет применения коллективных и индивидуальных мер защиты, а также оптимизации риска.

К сожалению, в утвержденных методиках проведения анализов в целях производственного контроля и аттестации рабочих мест по условиям труда отсутствуют методы статистической обработки результатов измерений с применением методов оптимального планирования эксперимента, а также приемы и способы исследования, получившие признание в цивилизованном мире и позволяющие адекватно и быстро определить и оценить соответствие результатов анализов реальным условиям труда.

Процедура аттестации рабочих мест достаточно дорогая, хотя внедрение хорошо известных исследователям методов оптимального планирования экспериментов с применением приемов статистической математики позволяет при значительном снижении стоимости работ увеличить точность результата и уменьшить количество замеров.

Конечно, обеспечение безопасности требует затрат. Излишний производственный контроль, избыточный запас между регламентированными и критическими параметрами управления процессами могут привести к повышению себестоимости продукции без реального повышения уровня безопасности. Поэтому в настоящее время законодательно закреплено право работодателя утверждать программу производственного контроля.

Теории аварийного риска, обусловленного функционированием промышленных объектов, возникли и развиваются вследствие обеспокоенности населения и властных структур увеличением числа крупных техногенных катастроф. Однако малые аварии и легкие несчастные случаи также наносят ущерб как производству, так и самому работнику и его семье.

Аварии, несчастные случаи и гибель работников на производстве обуславливают необходимость скорейшего внедрения методологии анализа риска как современного способа управления безопасностью производства. Внедрение анализа риска в программу первичного и повторного инструктажей не только более эффективно обеспечит сохранение жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, но и позволит учесть опыт безопасной работы квалифицированного работника, а также может стать одной из форм повышения участия работника в деятельности по обеспечению безопасных условий труда на производстве.

Приложение 1

Пример оформления журнала регистрации вводного инструктажа

Приложение 2

Пример оформления журнала регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте

До 2014 года степень профессионального риска в России оценивалась процедурой аттестации рабочих мест (АРМ). С 2014 года ее сменила специальная оценка условий труда . Однако многие работодатели продолжают путать процедуру СОУТ с оценкой профессиональных рисков. В чем разница между двумя схожими мероприятиями по охране труда?

Оценка профессиональных рисков — система мероприятий, предусматривающих и СОУТ, и оценку рисков травмирования, и оценку защищенности работников СИЗ, и оценку индивидуальных профессиональных рисков работников. Таким образом, принципиальное отличие спецоценки от оценки профессиональных рисков — в масштабах:

  • СОУТ нацелена на проверку конкретного рабочего места, оценка профрисков — на всю деятельность работника с точки зрения опасности, которой он себя подвергает.
  • СОУТ оценивает место, оценка профессиональных рисков — работника.
  • СОУТ предполагает инструментальные замеры конкретных вредных и опасных факторов и составление вывода на основе этих показателей. При оценке профессиональных рисков замеров не производится.

Оценка профессионального риска находится на стыке охраны труда и гигиены (медицины) труда. Ее основные цели:

  • Определение потенциальной угрозы, имеющейся в самом рабочем процессе;
  • Актуализация перечня мероприятий, необходимых для обеспечения безопасности и сохранности здоровья работников;
  • Выбор правильного оборудования и материалов для работы;
  • Проверка эффективности осуществляемых мероприятий по охране труда;
  • Обеспечение превентивных мер по сохранности здоровья и обеспечению безопасности работников.

Для чего нужна оценка профессиональных рисков

Проверку уровня риска в отношении работников необходимо устраивать каждый раз, когда производятся какие-либо изменения в рабочем процессе: вводится в эксплуатацию новое оборудование, перемещаются рабочие места в другие помещения, изменяется организация труда, используется новое оборудование и материалы.

Преимущества оценки профессиональных рисков заключены в:

  1. Подготовке организации к сертификации по международной системе менеджмента профессиональной безопасности OHSAS;
  2. Организации контроля опасных факторов производственной среды;
  3. Предоставлении работнику объективной информации о рисках, которым он себя подвергает.

Методология и показатели оценки профессиональных рисков

Конкретной официальной методологии и нормативных актов, позволяющих определить профессиональные риски, в России нет. Основой для оценки служат:

  • Принципы OHSAS 18001:2007 «Порядок оценки профессиональной безопасности и здоровья» (Occupational Health and Safety Assessment Series);
  • Руководство по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001;
  • Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки .

При оценке профессиональных рисков работодателю важно основываться на двух главных принципах:ъ

  1. Оценивать все возможные риски при организации деятельности работника;
  2. Выяснить, возможно ли устранить риск полностью, или просчитать его вероятные последствия.

Простой пример: при установке шумозащитных пленок на стекла в офисе или цеху, следует заранее оценить, обеспечат ли они надлежащую вентиляцию воздуха. Если уровень шума будет снижен, но качество вентилирования помещения будет снижено — работодатель избавится от одного риска, но приобретет другой, не менее опасный.

Порядок оценки профессиональных рисков:

  1. Определение перечня профессий и рабочих мест, которые необходимо оценить;
  2. Определение количества работников, занятых на той или иной должности на конкретном рабочем месте;
  3. Определение регулярно производимых работником операций и их частоты;
  4. Выявление опасностей (рисков) для каждой такой операции;
  5. Определение количества опасных операций;
  6. Определение возможности устранения рисков или тяжести их последствий;
  7. Расчет и анализ рисков.

Так, чтобы уменьшить риски для конкретного работника, можно:

  • Автоматизировать процесс;
  • Равномерно распределить нагрузку между несколькими сотрудниками;
  • Внедрить новые технологии, сырье или материалы, снижающие степень опасности;
  • Использовать более эффективные средства индивидуальной защиты.

Решения конкретной задачи будут зависеть от ее сути, и для каждой задачи их может быть несколько. Работодателю нужно выбрать наиболее эффективные из них.

На глаз определить профессиональные риски и провести спецоценку очень трудно и практически невозможно. Учитывайте тот факт, что необходимо привлечь инженеров по охране труда, нужны измерительные приборы. Выше уже вы ознакомились с некоторыми трудностями при улучшении рабочего мест для сотрудников, что заставляет задуматься о помощи со стороны организаций.

Для грамотной и компетентной оценки рисков рекомендуется привлекать опытных инженеров по охране труда, в том числе и со стороны независимых аккредитованных организаций. Специалисты и эксперты компании Attek с радостью окажут Вам квалифицированную помощь по оценке профессиональных рисков и проведут необходимые консультации.