Прописка по закону. Закон о прописке и регистрации Федеральный закон о регистрации по месту жительства

Закон о временной регистрации ужесточает требования к её проведению. Новые изменения были приняты уже в 2017 году. В дальнейшем законодатели планируют усилить контроль над проведением временной регистрации граждан и принять соответствующий федеральный закон.

Однако до самых последних пор эта юридическая сфера не содержала чётких требований о необходимости данной процедуры для граждан РФ. С одной стороны, были установлены штрафы за её неисполнение, с другой - подчёркивалось, что отсутствие регистрации не может быть основанием для уменьшения прав отдельного человека.

Ещё в 1995 году было принято Постановление, которое в дальнейшем стало юридической основой для проведения регистрации.

В 2016 году были приняты изменения к закону, который определяет правила временной регистрации. Речь идёт о «Законе про право граждан на свободное передвижение, право выбора места пребывания и проживания в пределах Российской Федерации». В этом документе был несколько изменён порядок её проведения.

В частности, это коснулось вопросов, связанных с пропиской лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы. Изменения также коснулись прописки в квартирах неоправданно большого числа жильцов. Ведь во многих случаях речь здесь идёт либо о предоставлении фиктивной информации государственным органам, либо о проживании чрезмерного количества людей на очень ограниченной жилплощади, что приводит к антисанитарным условиям. Важно отметить, что теперь этими вопросами занимается Министерство внутренних дел, а не ФМС, как это было раньше.

Для проведения временной регистрации нужно согласие со стороны следующих лиц:
  1. Всех жильцов данной квартиры, которые являются совершеннолетними.
  2. Дать согласие для этого должен собственник жилья или представитель юридического лица, которое владеет этим жилищным фондом.
  3. Если квартира относится к жилищному кооперативу, но взносы за неё полностью не выплачены, то придётся получить согласие правления этого кооператива.

Воля указанных лиц должна обязательно быть выражена в письменной форме и должна быть нотариально заверена или это можно сделать в учреждении, которое занимается регистрацией.

Несовершеннолетние дети прописанных в этом жилье родителей не нуждаются при регистрации в получении разрешения от упомянутых лиц.

Имел место также и ряд других изменений. Как же теперь выглядят правила, по которым осуществляется временная прописка?

Часто можно услышать, что выполнять регистрацию по месту жительства совершенно не обязательно. Будто это действие мало на что влияет. Если говорить формально, то в этом есть некоторая доля истины. До недавнего времени, в течение многих лет, действительно, законодательство не выдвигало ультимативных требований по проведению регистрации по месту пребывания. Но на практике в то время дела обстояли совсем не так.

Обычно, не имея регистрации, невозможно:
  • устроиться на работу на новом месте;
  • отдать ребёнка в детсад или ясли;
  • получить полноценное медицинское обслуживание по своему месту жительства.

Конечно, с этим вполне возможно поспорить, однако на практике лучше всего регистрироваться так, как необходимо, и указанные проблемы исчезнут, как только появится прописка. Этот вопрос является особенно актуальным для трудовых мигрантов, приезжающих в Россию.

Что представляет из себя временная регистрация по месту пребывания? В реальной жизни каждый человек должен иметь своё место проживания. Если это условие выполняется, то он обязан получить постоянную регистрацию в этом месте. При этом возможны ситуации, когда приходится на некоторое время уезжать в другое место по различным причинам. Речь может идти о командировке в другой город, а может о временном переезде и проживании в гостинице. Возможны, разумеется, и другие причины. В данном случае считается, что для такого рода проживания необходимо будет получить временную регистрацию на новом месте.

Насколько между собой сочетается постоянная и временная регистрация? В большинстве случаев разрешается одновременно иметь и ту и другую.

Но есть тут одно исключение. Для тех, кто отбывает наказание в местах лишения свободы, предусмотрена временная регистрация по месту отбывания наказания. При этом обязательным условием является снятие с постоянной регистрации по прежнему месту жительства.

Предположим, гражданин временно уехал в другое место и какое-то время там проживал. Всегда ли рекомендуется выполнять процедуру временной регистрации? Это нужно делать лишь в тех случаях, когда время фактического пребывания на новом месте превышает девяносто календарных суток. Иногда бывает заранее известно о том, что этот срок превысит указанную цифру. В этом случае также нужно стать на временную регистрацию. Дальность поездки особого значения не имеет. Даже если речь идёт о соседнем субъекте, правила остаются прежними.

Что происходит при отъезде обратно? Если срок регистрации истёк, то делать ничего не надо. А вот если отъезд является досрочным, то нужно будет уведомить местное территориальное отделение Министерства внутренних дел.

Для проведения рассматриваемой процедуры потребуется документально подтвердить определённые юридические факты.

  1. Нужен паспорт в качестве документа, который может удостоверить личность.
  2. Разумеется, потребуется заявление о проведении регистрации.
  3. В той или иной форме потребуется согласие владельца жилья, где будет необходима регистрация.
  4. Поскольку отъезд в другую местность происходит, как правило, на основании того или иного документа, то он должен быть в обязательном порядке предъявлен. Конечно, это возможно не во всех случаях. Однако, наличие такого подтверждения очень желательно.
Если говорить конкретно, то эту процедуру можно проводить одним из трёх способов:
  • путём личного посещения государственного учреждения;
  • произвести оформление путём отправки требуемых документов по почте;
  • через сайт (Портал госуслуг) в интернете.

Выбрать возможно тот из них, который подойдёт наилучшим образом.

Самый простой случай - это когда вместе с заранее подготовленным пакетом необходимых документов гражданин лично приходит в соответствующее государственное учреждение.

На руках должны быть следующие бумаги:
  1. Предварительно составленное заявление о проведении регистрации. Когда говорится о том, что нужно получить разрешение собственника квартиры, то речь идёт о соответствующей пометке, которая делается каждым собственником данного жилья и выражает согласие на проведение регистрации.
  2. При себе обязательно нужно иметь паспорт в качестве документа для удостоверения личности заявителя.
  3. Последний из указанного пакета документов - это основание приезда в данную местность. Один из характерных примеров таких бумаг является договором о коммерческом найме работника.

Документы надо сдать в местное отделение МВД. Их будут рассматривать не дольше, чем в течение трёх календарных дней. Однако срок может быть увеличен, при определённых обстоятельствах, до восьми дней. Это может произойти, например, в том случае, если поданные документы недостаточны для принятия обоснованного решения. В этом случае заявителя уведомляют об имеющейся проблеме и он подготавливает недостающие бумаги.

В том случае, если сам жилец не проведёт свою регистрацию, это имеет право сделать собственник того жилья, где он собирается поселиться.

Срок рассмотрения бумаг в таком случае также не должен превысить трёх дней.

Как поступить в том случае, если документы планируется сдать через почтовое отправление? По сути, процедура мало меняется.

Конкретно это делается следующим образом:
  1. Подготавливаются копии паспорта, документов, служащих основанием для приезда в данную местность и необходимых для постановки на учёт.
  2. В этот пакет помещается заявление о выполнении временной регистрации, в котором обязательно должны присутствовать письменные отметки собственников жилья, которые удостоверяют их согласие на проведение прописки на принадлежащей им жилплощади.
  3. В пакет также входят два дополнительных документа. Один из них называется адресным листком прибытия, а другой - это листок статистического учёта прибытия. Последний из них нужен не во всех случаях. Его необходимо добавить только тогда, когда срок пребывания на новом месте может превысить девять месяцев с момента прибытия.

После получения по почте указанных документов сотрудник государственного учреждения производит их тщательную проверку. Если результат проверки является положительным, то заявителю отправляется уведомление о том, что он должен прибыть в течение трёх дней в территориальный орган регистрационной службы по новому месту жительства, взяв с собой паспорт (документ, который может удостоверить его личность) для получения временной регистрации. Для получения регистрационного свидетельства достаточно будет одного часа. После того как документ будет выдан, служба уведомит об этом собственников того жилья, которое было указано в данном документе.

Существует ещё один вариант оформления временной регистрации. Для подобных случаев государство создало специальный интернет-портал, который предназначен для предоставления различных государственных услуг. В числе прочих здесь имеется возможность провести оформление временной регистрации по новому месту жительства. Прежде чем воспользоваться услугами указанного сайта, необходимо будет в обязательном порядке пройти регистрацию на нём. После внесения необходимых личных данных заявителю будут предоставлены уникальный логин и пароль для доступа. Это может быть сделано одним из двух способов: через электронную почту или путём почтового отправления через обычную почту. Получив эти данные, пользователь получает возможность обращаться за оформлением различных документов. Как же произвести именно оформление временной регистрации указанным образом?

Для этого заходят в электронный личный кабинет и предоставляют в электронном виде следующий пакет:
  1. Заявление о том, чтобы получить регистрацию.
  2. Электронная копия того документа, который послужил основанием для переезда в эту местность и проживания по указанному адресу.
  3. Потребуется адресный листок прибытия и листок статистического учёта прибытия, если он необходим.

При оформлении таким способом нужно понимать, что информация в электронном виде предоставляется большей частью для проведения проверки перед выдачей регистрации. После её завершения, потребуется нанести визит в территориальное отделение МВД и предоставить чиновнику оригиналы необходимых документов.

Поэтому документ из второго пункта будет необходимо предоставить службе в оригинальном виде. Кроме этого, надо отметить ещё один важный момент. Каким образом при такой сдаче документов паспортная служба может убедиться в том, что собственник жилья выразил согласие на проживание данного жильца? Это делается на основе ничем не подтверждённого утверждения заявителя. Конечно, впоследствии это будет проверено. Но сделано это будет позже. Результатом предварительной проверки будет приглашение заявителя в территориальное отделение службы с упомянутым здесь документом и с паспортом. При личной встрече будет выдано свидетельство о временной регистрации.

1. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Администрации учреждений, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют указанную информацию в течение семи рабочих дней.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Основания для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания, предусмотренные частями одиннадцатой - тринадцатой настоящей статьи, применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

2. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 05.02.2016)

"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

II. Регистрация граждан по месту пребывания

Основное содержание правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
    документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 10 настоящих Правил.

Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.

Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

III. Формы документов: Временная регистрация граждан РФ - Форма 3

Регистрация по месту жительства


Согласно законам РФ (выше указан), местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника или по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

К таким местам относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В законодательстве РФ под местом жительства подразумевается жилой объект, в котором человек проживает постоянно. Как правило, это его квартира или дом. Гражданин РФ может оформить там регистрацию по месту жительства или, если говорить неофициально, «прописку». В ряде случаев он это делать обязан - например, если переезжает в другой город на постоянное место жительства. По законодательству РФ оформлять прописку в этом случае нужно в течение 7 дней с момента переезда.

IV. Место пребывания, место жительства, место регистрации - чем отличаются

Прописки, как слова в законодательстве РФ не существует с 1993 года. Бывает регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Фактически гражданин может проживать где угодно. В законодательстве РФ выделены такие юридические категории, как место жительства и место пребывания. Чем отличается место жительства от места пребывания - читайте ниже.

Место пребывания - регистрация по месту пребывания (временная):

Место пребывания – это то место, где вы живете временно.

В законодательстве РФ под местом пребывания подразумевается жилой объект, в котором человек находится временно - гостиница, туристическая база, съемная квартира. Гражданин в ряде случаев обязан там регистрироваться самостоятельно. Это нужно сделать, если он находится на территории населенного пункта в течение более чем 90 дней. Сотрудники гостиниц и санаториев могут регистрировать постояльцев и клиентов сразу после их прибытия.

Так написано в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г.

Регистрироваться по месту пребывания необходимо спустя 90 дней со дня прибытия.

Для регистрации по месту пребывания у человека должны быть юридические основания на нахождение в жилом помещении - например, договор аренды или согласие собственника на осуществление данной процедуры. В принципе, человек вправе зарегистрироваться по месту пребывания и в своей квартире - если она располагается в другом городе и у гражданина есть необходимость находиться там в течение более чем 90 дней.

Регистрация по адресу жилого объекта, являющегося местом временного пребывания гражданина, может действовать до 5 лет. После этого нужно ее продлевать. Конкретные сроки регистрации выбирает собственник помещения. Они также могут определяться периодом действия договора аренды жилья, но в любом случае должно быть заявление в УФМС (МФЦ) от собственника.

Временная регистрация подтверждается свидетельством о временной регистрации (форма 3), в которой отображаются данные гражданина, а также сведения о жилом помещении, где он проживает.

Зарегистрироваться в домиках, расположенных на садовом или огородном земельном участке, невозможно, поскольку на этих землях строить жилой дом с правом регистрации в нем нельзя. Но если на дачном участке разрешено строительство жилого дома, гражданин имеет право быть там зарегистрированным как временно, так и на постоянной основе.

Как и в случае с временной регистрацией, оформление прописки должно осуществляться на основании неких официальных документов. В данном случае таковыми могут быть свидетельство о праве собственности (либо акт приемки жилья - если речь идет о новостройке) или, - согласие владельца жилого помещения (заявление) на оформление прописки на другого человека.

Однажды оформленная регистрация по адресу, который соответствует месту жительства гражданина, как правило, не имеет ограничений по сроку действия - если только не будет аннулирована в силу законных причин.

Постоянная регистрация (прописка) подтверждается обычно штампом в паспорте гражданина.

Разница между местом жительства и местом пребывания.

Главное отличие места жительства от места пребывания в том, что первое соответствует жилому объекту, в котором человек проживает постоянно, второе - факт временного проживания гражданина в таком-то жилом помещении.

В обоих случаях человек может зарегистрироваться по адресу жилого помещения - оформив, соответственно, постоянную регистрацию (штамп в паспорте) или временную регистрацию (форма 3).

Если человек оформляет постоянную регистрацию, то она действует постоянно, но существует так же вариант временного действия штампа в паспорте. Регистрация в жилом помещении, в котором гражданин проживает временно, действует в течение срока, определенного собственником - но не более 5 лет.

Регистрация детей

Регистрация детей по месту пребывания или по месту жительства родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия собственников, нанимателей и членов их семей.

Таким образом, если на вашей жилплощади временно зарегистрирован гражданин РФ, то своего ребенка он может зарегистрировать к вам, не спрашивая вашего согласия. Документы, которые нужны для временной регистрации несовершеннолетнего ребенка до 16 лет к родителю: удостоверение личности родителя; свидетельство о рождении ребенка.

Обратите внимание, несмотря на то, что у ребенка 14-16 лет уже есть паспорт, правила гласят, что регистрация по месту пребывания к родителям осуществляется на основании свидетельства о рождении ребенка. Свидетельство о рождении доказывает родство. Эти же документы необходимо предоставить для регистрации ребенка по месту жительства.

V. Временная регистрация - штрафы и ответственность

Регламентирующие законодательные акты РФ:

  • КоАП РФ (ч. 1 ст. 19.15.1, ч. 2 ст. 19.15.1, ч. 1 ст. 18.8)
  • Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156;
  • Закон от 25.06.1993 N 5242-1;
  • УК РФ (ст. 322.2)

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета - территориальном органе МВД России. Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации.

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов.

1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков.

Москва и Санкт-Петербург.

За указанные правонарушения, совершенные в городах Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность, а именно штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5000 до 7000 руб. для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Примечание. Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если:

Непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней;

Если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

Если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

2. Административная ответственность нанимателя и собственника жилого помещения (физического лица) за нарушение правил регистрации

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) - в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • для граждан, совершивших указанное правонарушение в г. Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 3000 до 5000 руб.;
  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц), совершивших это правонарушение в г. Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 5000 до 7000 руб.

3. Административная ответственность нанимателя или собственника, предоставившего жилое помещение гражданину РФ

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили в территориальный орган МВД России заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина РФ (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа:

Суммы штрафов:

  • для граждан - в размере от 2000 до 3000 руб.;
  • для граждан, совершивших указанное правонарушение в Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 3000 до 5000 руб.

4. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

Фиктивная регистрация - временная или постоянная, - настоящая, официальная регистрация гражданина РФ или иностранного гражданина. При условии, что гражданин фактически не имеет отношения (не проживает) по указанным в документах адресах. За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина.

Кроме того:

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5000 до 7000 руб. с административным выдворением за пределы РФ. По усмотрению суда наказание в виде административного выдворения может не назначаться в случае однократного нарушения иностранным гражданином требования о ежегодном уведомлении территориального органа МВД России о подтверждении своего проживания в РФ.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ

Статья 322.2 УК РФ. Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.

Статья 322.3 УК РФ. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.

  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При установлении факта фиктивной регистрации территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания. Возможно выдворение за пределы РФ. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ. Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем:

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем:

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

VI. Риски для собственника

Многие владельцы беспокоятся о том, сможет ли зарегистрированный гражданин претендовать на часть жилого помещения.

Сразу отвечаем - нет, это надуманный слух из разряда страшных историй, может быть истории эти имели место быть, но пересказаны не верно или о многом рассказчики умолчали.

Закон гласит, что собственность не может перейти к гражданину только из-за его прописки. Переход прав собственности происходит только при заключении договора дарения, договора купли-продажи. Основной риск для собственника при регистрации на свей жилплощади жильцов заключается в увеличении платы за коммунальные услуги, если в квартире отсутствуют соответствующие счётчики. Всё же хозяин квартиры должен быть в курсе последних дополнений к закону. Процедуру временной регистрации теперь можно пройти удалённо с помощью интернета. Остаётся лишь ввести адрес собственника жилья и его полное имя. После этого владелец получает уведомление о новоприбывших жильцах.

Если собственник против регистрации, то он просто обращается в соответствующие органы с прошением об аннулировании - временную регистрацию гражданина сразу же аннулируют. Владелец по своему усмотрению имеет право даже принудительно выписать временно проживающих граждан ещё до окончания срока прописки, но уже через суд.

Частые причины обращения в суд по вопросам временной регистрации:

  • оформление временной прописки без согласия на то владельца или отсутствие окончательной даты срока регистрации в документах;
  • отказ в добровольном выселении;
  • аморальное поведение временных жильцов или нежелание оплачивать коммунальные.

Риски при прописке детей

Временно зарегистрированные жильцы могут прописать в данной квартире своих детей без согласия собственника. Временная прописка несовершеннолетних детей жильцов ни чем не опасна для собственника, так как те не могут претендовать на жилплощадь хозяина. Вместе с тем в ряде случаев могут возникнуть трудности при выселении детей из квартиры. Иногда детей регистрируют на более длительный срок, чем родителя. Тогда взрослый имеет право обратиться в суд вновь с требованием о его прописке по адресу нахождения ребёнка.

Однако существует и практика прекращения временной постановки на учет несовершеннолетнего, которая приводит к вышеописанным последствиям. Обычно решение о снятии с регистрационного учета принимается судом после изучения предоставленных доказательств.

В исковом заявлении в обязательном порядке указываются причины для выселения и/или снятия с регистрационного учёта:

  • использование помещения не по назначению;
  • сдача в субаренду без согласия владельца;
  • ухудшение состояния жильца;
  • отказ оплачивать коммунальные услуги.

В любом случае - если вы собственник - не бойтесь подавать в суд, здесь обычно никаких проблем не бывает и мировой суд быстро решает такие вопросы.

Многие граждане по прибытии в столицу встречаются с необходимостью предоставления временной регистрации по месту требования: работа, учеба, медицинские учреждения... Временная регистрация подтверждается свидетельством о временной регистрации гражданина о месте проживания гражданина. Эта регистрация по сути является уведомлением ФМС России о месте проживания.

По закону РФ временная регистрация не должна ограничивать свободу передвижения гражданина, но является обязательной к исполнению. Как ни удивительно, но она необходима не только иностраннцам, но и гражданам РФ.

Граждане РФ могут находиться в Москве без регистрации до 90 суток. Но необходимо иметь возможность подтвердить это. Подтверждается это обычно билетом на транспорт, на котором Вы приехали, а если вы приехали на частном транспорте Вам достаточно будет предоставить номер автомобиля (либо другого транспорта) на котором приехали.

Граждане, прибывшие в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного периода подать заявление о регистрации в территориальное подразделение Федеральной миграционной службы (ФМС). Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учёта по месту постоянного жительства (по месту "прописки").

Обязательно стоит отметить, что в соответствии с ЗАКОНОМ РФ 25 июня 1993 года N 5242-1 О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ: Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Штраф за отсутствие регистрации

В случае отсутствия или несвоевременного оформления временной регистрации наступает административная ответственность, предусмотренная КоАП РФ ч.1 ст.19.15 (штраф от 1500 до 2500 рублей). Лица, допустившие для проживания в своё жилое помещение граждан без регистрации, также облагаются штрафом в размере от 2000 до 2500 рублей.

Но, существует один существенный момент... Фиктивная регистрация

Фиктивная регистрация - это настоящая, официальная регистрация (в УФМС) гражданина по месту жительства, по которому гражданин фактически не проживает. В соответствии с действующей редакцией Уголовного кодекса РФ (Статья 322.2 УК РФ и Статья 322.3 УК РФ) Фиктивная регистрация гражданина России наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Таким образом, по закону РФ возникает интересный момент - временная регистрация гражданина РФ, не проходящая по базам УФМС России при выяснении этого (случаи такие можно перечесть по пальцам за все время действия законодательства РФ с 1991 года) влечет максимум штраф 2500р. Т.е. за официальную но фиктивную регистрацию от 100.000 до 500.000 рублей, а за не официальную всего 2500 рублей.

Список законов, регламентирущих регистрационный учет граждан:

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 июля 1995 г. N 713 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ О МИГРАЦИОННОМ УЧЕТЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • ПРИКАЗ от 11 сентября 2012 г. N 288 ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО РЕГИСТРАЦИОННОМУ УЧЕТУ ГРАЖДАН РФ

  • ПРИКАЗ от 1 августа 2013 года ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА N338 и МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N587 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ

В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

Статья 5 ФЗ № 5242-1

Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

  • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
  • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
  • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
  • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
  • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно

Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный Кодекс России;
  • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
  • Закон о регистрации;
  • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

  • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
  • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
  • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
  • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
  • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

Срок регистрации

Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

  • в отделение ФМС;
  • к интернет-порталу Госуслуг;
  • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
  • в многофункциональные центры;
  • в управляющую компанию по месту прописки;
  • в паспортный стол.

Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

Необходимые документы

6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности;
  • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
  • Листок выбытия;
  • Листок прибытия;
  • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

По закону, заявление должно содержать информацию:

  • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
  • ФИО заявителя;
  • ФИО владельца жилья;
  • Основания для прописки в данном жилом помещении;
  • Адрес нового жилья;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
  • Подпись собственника жилья.

Скачать образец заявления можно по

Скачать закон

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

Ответственность по КоАП РФ:

  • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
  • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно

В нашей стране имеется четкое регулирование вопросов миграции на законодательном уровне, которые регламентируются законодательством. В настоящее время все полномочия подразделений работы с мигрантами исполняются отделами МВД. Поэтому все граждане должны быть знакомы с законом о регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Также важно придерживаться всех условий, имеющихся в нормативных актах.

В этой статье

Основные правила

Прописка граждан может быть как временной, так и постоянной. Еще в 1993 году в силу вступил закон, которым регулируется возможность иностранных граждан, равно и граждан Российской Федерации, свободно перемещаться по стране. Конечно же, время не стоит на месте, и все нормативные акты, в том числе и законы, претерпевают изменения. В них вносятся различные поправки, они дополняются новыми положениями. Необходимость таких новшеств обуславливается тем, чтобы поддерживать актуальными имеющиеся положения закона в силу меняющихся обстоятельств.

Основные положения о регистрации граждан по месту жительства содержатся в статье 5 федерального закона . Пункты в данном документе направлены на имеющиеся правила о регистрации граждан по месту пребывания. Также здесь содержатся основные положения, когда люди будут сняты с регистрационного учета, то есть об их выписке.

Можно выделить основные положения из статьи.

  • Оформлять регистрацию дозволительно в определенный законодательством срок, времени на это отводится 90 дней с того момента, как гражданин прибыл в место назначения.
  • Производить регистрационную процедуру не потребуется, если лицо имеет прописку в данном городе или поселке.
  • Когда в регистрирующий орган будут поданы все требуемые бумаги, сотрудники обязуются поставить человека на регистрационный учет в течение трех дней.
  • В некоторых учреждениях, таких как пансионаты, санатории, тюрьмы и прочие, регистрация, как и выбытие, может производиться администрацией, придерживаясь дат прибытия и выбытия.
  • Если будет обнаружен факт, что лицо зарегистрировано фиктивно, оно будет снято с учета сотрудниками учреждения.

Как происходит процесс регистрации

Весь процесс регистрации строго регламентирован законодателем. На этот счет необходимо придерживаться основных законов и положений. К ним относятся:

Ввиду того что имело место внесение изменений в законодательство, процедура оформления граждан также несколько видоизменилась. В настоящее время она имеет следующий алгоритм действий.

Что потребуется

В статье закона о регистрации граждан Российской Федерации содержится перечень корреспонденции, которая потребуется для проведения процесса перерегистрации с одной жилплощади на другую.

Какие документы нужны:


По закону заявление должно содержать информацию:

  • наименование учреждения, в которое подается заявление;
  • Ф. И. О. заявителя;
  • Ф. И. О. владельца жилья;
  • основания для прописки в данном жилом помещении;
  • адрес нового жилья;
  • паспортные данные заявителя;
  • дата выселения с предыдущего адреса проживания;
  • подпись собственника жилья.

Направиться со всеми бумагами необходимо в территориальное подразделение МВД, которое занимается вопросами миграции. Закон не запрещает подачу документов с помощью сервиса государственных услуг в режиме онлайн.

Меры ответственности

Поскольку все граждане обязательно должны быть зарегистрированы по месту своего пребывания, в случае, когда это правило не соблюдается, их ожидает определенная ответственность. Это произойдет в том случае, если факт нарушения будет выявлен. К примеру, человек отправляется в отпуск в другой город страны. Он обязательно должен посетить местное МВД и зарегистрироваться в месте отдыха. Если этого не происходит, это считается нарушением правил.

Законом установлен список тех мероприятий, при наличии которых гражданина могут привлечь к ответственности.

К ним будут относиться:

  • потеря или неправильная подача информации, которая отражена в представленной корреспонденции;
  • сведения в реестр внесены в неполном объеме либо же искажены и не отражают действительного положения вещей;
  • необоснованный отказ в оказании услуг;
  • отсутствие внесения сведений либо их несвоевременная запись.

Если будут иметь место любые из перечисленных обстоятельств, нарушители должны компенсировать нанесенный заявителю урон в полной мере.

Если хозяин утратил права на свое единственное жилище либо же приобретатель потерял права в результате истребования жилого помещения, организация обязуется возместить им потерянные квадратные метры. Размер компенсации не должен превышать одного млн рублей.

Отсюда будет следовать, что всякий гражданин, который проживает в РФ, обязан иметь регистрацию. Она может быть постоянной или временной, в том месте, где находится гражданин. Прописаться можно, придерживаясь определенного государством порядка, с соблюдением всех норм и требований закона.